В данной статье описывается традиционная обработка кожи, а также рассмотрено описание изготовления изделий и сосудов из кожи, которые служат образцом народного декоративно прикладного искусства, которые важны для современной молодежи.
Ключевые слова: кожаный сосуд бортх, плети, маля.
Актуальность темы исследования определена возрастающим интересом изучения художественной обработки кожи и кожаных сосудов в традиционном быту и нужно отметить, что орнаментация кожаных сосудов кочевников имеет древние корни и представляет в связи с этим большой интерес для исследователя. Особой выразительностью формы и орнаментального декора серебряной оправы выделяются калмыцкие сосуды, хорошо представленные в экспозиционном ряду Особой кладовой Российского этнографического музея, Музей калмыцкой традиционной культуры им.Зая-Пандиты.
Степень изученности темы
Немногочисленное количество трудов посвящено художественной обработки кожи и кожаных изделий калмыков как объекту научного исследования. Описание художественной обработки кожи можно найти в трудах калмыцких исследователей С. Г. Батыревой, У. Э. Эрдниева, К. Э. Эрендженова и среди зарубежных П. С. Палласа, из отечественных И. А. Житецкого и др.
Научная новизна исследования:
Данная работа является попыткой выявить, как калмыки обрабатывали кожу, делали изделия из кожи, когда вели кочевой образ жизни, и передавали это умение из поколения в поколение. Художественная обработка кожи рассматривается как пластический фольклор, представляющий фольклорное наследие калмыков.
Обработка кожи мелких животных
Шкуры мелких животных, обрабатывали сывороткой, точнее, тем, что осталось после выгонки араки: молочной гущей-бозо (творожистая масса). Этой гущей покрывали шкуру и оставляли под открытым небом.
Когда нанесенная на шкуру масса хорошо впитывалась в нее и высыхала, шкуру с помощью ножа освобождали от закваски. Через 2–3 дня процесс повторяли, потом шкуру складывали и оставляли на несколько суток сохнуть. Ее натирали мелом, несколько дней мяли в руках, и кожемялками. Получалась ровная и эластичная кожа.
Дубление кожи производили молочными продуктами в конце лета- начале осени, когда их скапливалось достаточно много в хозяйстве. При выделке меха шкуру посыпали солью, добавляя песок или глину. Мездру очищали скребками, добавляли боз (творожная масса после перегонки молочной водки) и сушили. Затем снимали отработанный слой, мяли шкуру и добавив боз, повторяли операцию многократно.
После мытья и сушения выделанные шкуры мяли кожемялками и натирали мелом, добывавшимся в Ергенях.Иногда кожа в изделиях искусно комбинировалась с другими мягкими материалами, и в частности, с сукном и другими тканями.
В их изготовлении в качестве декора, увеличивающего запас прочности изделия, применялись всевозможные приемы кожаного плетения, варьируемые фантазией и опытом мастера, использовавшего то или иное количество жгутов в плетении. Производством кожаных изделий, как правило занимались мужчины, в то время как на долю женщин приходилась работа по их украшению.
Виды плетей и их изготовление.
Кнуты и плети бывают двух видов: первый для погонки быков, верблюдов и лошадей, его изготавливают из четырех ремней с металлическим кольцом у рукоятки, второй –бич, его плетут из восьми ремней. Он несколько длиннее, с металлическим кольцом и бахромой у рукоятки. Переплетения его создают оригинальный узор похожий на узор на спине змеи. Таким кнутом пользовались пастухи.
Сначала нарезали ровные и тонкие ремни. Для сердцевины или основы брали сыромять, кругло выкатанную, высушенную, твердую и гибкую как прут, чтобы не сломалась. Вокруг этой основы плели плеть. Когда она была готова, ее на несколько дней закапывали в землю. До закапывания в землю и после откапывания, плеть обильно смазывали спинным мозгом овцы из отваренного мяса. После этого плеть делалась мягкой как резина.
Потом плеть насаживали на рукоятку. Ее делали из сандала, самшита и украшали. На конце рукоятки делали отверстие куда вдевали ременную петлю, чтобы можно было за нее держать или вешать.
Иногда плети плели из конских волос. Сердцевину и основу такой плети, составляла сыромятная кожа. На конце плети укрепляли так называемую «ладонь» из кожи, в которую зашивали кусок свинца. Это делалось для того, чтобы сила удара плети была мощной. Калмыки-охотники ударом такой плети, по переносице убивали волка.
Снаряжение наездника дополняли кнуты «ташмг», бичи «шилвр» и нагайки-плети «маля». Существовало особое искусство плетения кожаных ремней. Так, для «маля» нарезали 8–12 ремней, которыми оплетали сердцевину-выкатанную и гибкую сыромять, выдержанную определенное время в сырой земле.
Маля также использовали в качестве оружия на охоте и на войне. Мастерство исполнения прочных и красивых кожаных кнутов и плетей обусловлено большим количеством ремней, соединенных в тугом, ровном и одновременно мягком и пластичном плетении. Если сердцевина не ломалась, это была прекрасная плеть. Если же она ломалась, это было позором для мастера.
Изготовление сосудов и их декорирование.
Из шкур верблюдов мастера делали сосуд «бортх». Верблюжью шкуру опускали в корыто с закваской, где выдерживали несколько дней. Потом вытаскивали, снимали ножом шерсть и сушили шкуру на воздухе. Когда она подсыхала, из нее по специальному лекалу вырезали две одинаковые части- половинки будущего «бортх».
Положив их друг на друга, края плотно и прочно сшивали и сшитый сосуд втугую набивали сырой глиной. Потом на улице делали земляную печь и затапливали ее кизяком. Когда она разгоралась, в огонь подбрасывали сырую полынь. Начинал идти обильный дым, над которым и держали «бортх». Мастер резцом искусно выдавливая наносил на его поверхность различные рисунки и узоры, от сильного жара «бортх» становилось темно-красным в цвете.
Тогда его вытаскивали из держащего огня и вытаскивали глину, наполнявшую его. Потом «бортх» сушили на солнце в течение четырех-пяти дней.
Своеобразная кожаная утварь калмыков, поэтому так подробно описывается ее изготовление многими исследователями калмыцкого быта. У П.Палласа находим: «…вынув кожу из воды расстилают на солнце, и тогда женщины такое дело знающие вырезывают лоскуты для составления сосудов потребные, сшивают звериными жилами, и потом сушат на малом огне.
Таким образом делают не токмо оные сосуды с широким горлом, которые во время сушения выделывают руками так, как хотят, но и опуклые и седельные фляги с узким горлом, и для того держа над огнем беспрестанно с великим трудом их надувают, им насыпают песком или пеплом, и снаружи украшают всякими полосками и чертами. Правда, что такие засушенные сосуды можно в доме употреблять, но для большей крепости, чтобы они не делались ни от холодной, ниже от горячей воды мягкими, чтоб не имели худого запаха, то их должно еще больше окуривать… окуривают сосуды несколько дней сряду, отчего они делаются прочными, и столь прозрачными, как роговые. Я видел такие сосуды мерою до 5–6 ведер». [58].
Бортхи стали шире, приземистее и устойчивее, а форма острых плечиков сохранялась искусным кроем. Кожаные сосуды прочны, легки и удобны для перевозки жидкости, для чего обычно привязывались к седлу.Затем чистили и полоскали изнутри, прикрепляли серебряную крышку с гравировкой, ременную ручку и наливали в него чигян или самогонку, проверяли «бортх» на прочность.
Горловину, бока, крышку «бортх» часто отделывали серебром,а также деревянная на цепочке пробка тоже отделывались серебром и украшались черненой орнаментальной композицией растительного характера такое «бортх» называлось серебряным.
Заключение
В процессе формирования этнической общности «калмыки» складывается исторически обусловленная кочевым укладом хозяйствования совокупность традиционных художественных ремесел. Они связаны с изготовлением бытовых вещей из кожи и войлока, дерева и металла, ткани, кости, рога. Технология изготовления и обработка кожаных изделий, синтезирует опыт поколений народных мастеров. Это изначально сопряжено с системой эстетических и этических представлений этноса, вбирающей характерные -этнические особенности мироощущения.
Закономерным результатом исторического процесса этнокультурогенеза калмыков можно рассматривать народное декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX веков. Статья посвящена обработке кожи и изготовлению кожаных изделий, в качестве образца знания и опыта мастеров ремесла кожевенного дела, важно передать материал этой статьи последующему молодому поколению и является сохранением пластического фольклора — культурного наследия народа.
Литература:
- Батырева С. Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX-начала XX вв. –Элиста: Аор “ НПП” Джангар,” 2006.-160 с.: ил С.-33- 45;
- Житецкий И. А. Астраханские калмыки. Наблюдения и заметки. Астрахань, 1892; С.-34
- Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773 ч.1; С.-58
- Эрендженов К. Э. Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте/ Пер. с калм. А.Аквилева.-2-е изд. –Элиста:Калм. кн.изд-во, 1990.-125 с.(ил.) С.-38–44;
- Эрендженов К. Э. Сын охотника Калмыцкое книжное издательство, 1974, С.3–6.