Орнамент — является большим достижением художественного фольклора народного творчества человека и его народа. Он имеет свой собственный язык и несет в себе информацию о деятельности данного этноса. С изменением традиционного уклада жизни якутов, часть содержания забылась, вследствие чего меняется внешний вид орнаментов. Данное исследование является одним из первых, где приводится попытка анализа современных орнаментальных мотивов, используемых в городской среде.
Цель работы: выявить различия и сходства в орнаментации в современном ландшафте г.Якутска.
Основные задачи:
— выявить орнаментальные мотивы в современном городском ландшафте;
— провести сравнительно-сопоставительный анализ традиционного орнамента и современных мотивов.
Изучением данного вопроса занимались Неустроев Б.Ф, известный как Мандар Уус, Улла Йохансон, Петрова С. И. В своих исследованиях они классифицировали древние якутские орнаменты.
Результаты. В ходе исследования, в современной городской среде, выявлены следующие видоизменившиеся якутские орнаменты:
1. Лировидный орнамент. Это основная форма распространенного среди спиралевидных и растительных орнаментов мотива напоминает лиру или латинскую букву W. Является теперь одним из самых распространенных элементов декоративно-прикладного искусства, который придает национальный колорит.
2. Растительный орнамент. Нереалистичные канонизированные изображения растений.
3. Арочный орнамент. Соединение двух арок, которые могут соприкасаться или пролегать параллельно, с группой четырех квадратов.
Изменение этих орнаментов связано с закономерным развитием, а также с тесным соседством с другими народами и прочими субъективными причинами.
Сопоставительный анализ. 1. Лировидный мотив. Если раньше, орнамент сопровождался изображением крестов и кругов, которые заполняли пустое пространство, то теперь они исчезли. Сохранился только центральный круг. Нынешний орнамент загружен дополнительными элементами — своеобразными закрученными наростами, которые придают орнаменту растительный вид. Иногда, это является препятствием для идентификации данного орнамента. Встречается максимально минимализованый вариант в виде основных контуров на железных ограждениях города.
Изображение орнамента более одного раза на одном предмете встречается довольно редко в прошлом, а в современном культурном ландшафте Якутска его можно встретить в любом количестве.
2. Растительный мотив. Несколько веков назад простые одинарные спирали редко, но встречались. Сегодня их можно встретить только на вещах, стилизованных под старину. S-образные спирали объединяются в ряды, обрамленные снизу и сверху, одинарными и двойными прямыми линиями. В старину между спиралями чаще оставались зазоры, сейчас подавляющая часть, переплетается и соприкасается друг с другом. Мотив еще сильнее упростился и на растение походит с большой натяжкой.
Цветок являлся дополнением к спиралям, но на данное время они могут использоваться по отдельности. В наши дни цветок (в котором просматриваются черты лилии) изображают в виде трех остроконечных дуг, из которых две крайние вывернуты наружу. Следует отметить, что орнамент цветка сопровождался изображением листьев на стебле, что на сегодняшний день редкое явление. Также практически исчезли дополнения в виде ромбов из квадратов так популярных на деревянной посуде в XIX веке.
3. Арочный орнамент. Ныне нарушается основный принцип орнамента: арка и крестообразная фигура — встречаются вариации без креста. Данный мотив являлся основным в декорировании деревянных чоронов. Эта традиция перекочевала на фарфоровые чороны XXI века.
Таким образом, в ходе исследования выявлено, что орнаменты подверглись небольшим изменением. Основной контур сохранился в неизменном образе, дающие возможность идентифицировать. Мелкие детали были либо исчезли или заменены обильными вьющимися деталями. Растительный мотив значительно стал более схематичен, что едва прослеживаются его ранние мотивы. В арочном орнаменте полностью исчезла композиция крестов.
1. Зыков Ф. М. статья «О лировидном мотиве в орнаменте якутов». — Якутск. — 1984.
2. Йохансен У. Орнаментальное искусство якутов. Якутск: — Дани Алмас. — 2012 г. — С. 56.
3. Неустроев Б. Ф. Узоры и орнаменты саха. — Якутск: Бичик, 2010. — 144
4. Петрова С. И. Современная якутская одежда. Якутск: Изд-во Департамента профтехобразования, — 2001. — С. 14.