Культурные, архитектурные памятники в Узбекистане
Автор: Мисрбекова Махлиё Мисрбек кизи
Рубрика: 2. Всеобщая история
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 02.05.2016
Статья просмотрена: 3757 раз
Библиографическое описание:
Мисрбекова, М. М. Культурные, архитектурные памятники в Узбекистане / М. М. Мисрбекова. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10275/ (дата обращения: 16.12.2024).
Культура Узбекистана имеет богатую и многообразную историю, уходящую корнями вглубь веков. Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования, неразрывно была связана с историей культуры многочисленных народов Средней Азии. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащала собственным и мировым культурным опытом. Культура региона дала миру вершины художественных достижений, вошла неотъемлемой частью в мировую культуру. Именно эта позиция определена Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым: «особое внимание должно быть уделено возрождению самобытности национальной культуры. Причем, возрождение национального самосознания не может быть оторвано от идеалов мировой гуманистической культуры и общего возрождения общества». [1. С. 248]
Наша страна, расположенная между великими цивилизациями древности, средневековья и нового времени, издревле была ареной значительных историко-политических процессов и событий. Наш регион в узловые моменты истории оставался в сфере геополитических интересов огромных империй, то входя в ареал их государственного и культурного влияния, то сам выступал в качестве носителя имперских идей. Территориальное положение Узбекистана обусловило ее особую роль в качестве не только «передатчика» духовных и материальных ценностей, религиозных идей и течений, из одной империи, государства, цивилизации — к другим, и в целом — между Востоком и Западом, но и центра интеграции культур. Узбекистан является контактной территорией, где, начиная с древних эпох, происходили миграция и эмиграция этносов, интеграция и нивелировка культур, интенсивные военно-политические, экономические, этнокультурные связи между Передней Азией, Европой, Индией, Китаем, Кавказом, взаимообогащение культур, возникали памятники, являющиеся ценностями мировой цивилизации. [2. С. 12] Это и стало причиной особой синтезирующей направленности собственной культуры, ее способности к восприятию и усвоению разнородных по своему происхождению явлений. Государства Древнего Востока — Месопотамия, Древний Иран, Китай, Индия, Древний Египет, Древняя Греция, Рим, кочевники-тюрки, арабы и многие другие народы прямо или опосредованно привносили на территорию нашей страны материальные и духовные достижения и сами получали отсюда импульс.
С момента обретения независимости правительство Узбекистана делает упор не только на сохранение культурного наследия через реставрационные меры на памятниках, но и на усиление национального самосознания и международного признания. Исходной точкой является мысль о том, что охрана памятников является экономическим фактором, который находит свое отражение не только в туризме, но и в строительной отрасли и ремесленническом искусстве, а также в сфере образования и повышения квалификации.
Поэтому Федеративная Республика Германии поддерживала правительство Узбекистана в течение прошлых лет в реставрации важных архитектурных памятников в рамках программы Федерального Министерства иностранных дел, которая существует с 1981 года. Так например была оказана поддержка по проведению реставрационных работ в Медресе Абдулазиз-Хан в старой части Бухары. В настоящее время Специализированный Потсдамский институт осуществляет реставрационные работы в Мавзолее тимуридов Ишрат-хана в Самарканде. Два проекта связаны с мавзолеем Шади Мульк-ага в некрополе Шахи-Зинда (живой царь) в Самарканде. Такое название некрополь получил благодаря родственнику пророка Мухамеда — Куссаму ибн Аббасу, который был похоронен здесь. Уже с домонгольских времен его гробница являлась святым местом поклонения. Позже были построены другие мавзолеи, вход в которые был запрещен иноверцам до начала 20 века. На сегодняшний день некрополь насчитывает свыше 13 мавзолеев, одно медресе, одну зимнюю и одну летнюю мечеть и в своем значении достоин называться культурным наследием мира. Мавзолей Шади Мульк-ага датируется 1371–1372 годами и относится к числу самых древних мавзолеев мертвого города. Здесь похоронена важная личность — племянница Тимура, о чем свидетельствует пышное украшение интерьера. Благодаря своей точной структуре и изящным, искусным орнаментам фасад мавзолея является одним из самых красивых примеров исламского зодчества во всей Центральной Азии.
Первый проект был нацелен на закрепление и реставрацию внешнего облика мавзолея. Это имело место в 1997–98 гг. Сначала меры были направлены на закрепление строительного корпуса мавзолея, чтобы остановить медленный процесс разрушения. В 1999–2000 гг. началась реставрация фасада. Все эти работы велись под руководством государственной инспекции по охране архитектурных памятников, командой немецких и узбекских реставраторов. Научное руководство брали на себя Ташкентский Институт архитектуры и строительства и тогдашний Германский Центр ремесленничества и охраны архитектурных памятников.
Второй проект был завершен в 2005 году и был направлен на сохранение и реставрацию интерьера мавзолея. Проект был осуществлен Министерством культуры и спорта Республики Узбекистан, Потсдамским Специальным Институтом и Ташкентским Институтом Архитектуры и Строительства в качестве проектного партнера.
Третий проект по сохранению культурных памятников был нацелен на закрепление купола медресе Тилла Кари, которое является составной частью уникального Регистанского ансамбля. Группа в составе научных сотрудников и инженеров Потсдамского Специального Института, а также свободных работников получила поручение о спасении главной мусульманской мечети, которая строилась с 1646 по 1660 гг. Золотая мечеть находится под угрозой, потому что рухнувший из-за землетрясения в 1870 г. купол, спустя почти век, был заменен новым. Последний был сделан из бетона, что было тяжело для слабого фундамента и мягкой почвы. Тяжелое купольное сооружение смещается с каждым годом на несколько сантиметров в землю. Фундамент из свай должен закрепить сооружение на столетия. Первые бетонные сваи уже установлены.
Различные проблемы историко-культурного наследия, вернее, отношение социума к нему, к его различным периодам и памятникам, всегда было связано с характером состояния общественного сознания в конкретный исторический период. Здесь в первую очередь имеются ввиду памятники материальной культуры, хотя многие духовные ценности культуры зачастую тоже нуждаются в охране. В чем же состоит проблема охраны памятников культуры?
- Физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за тем или иным памятником.
- Реставрация — один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать.
- Консервация — сохранение памятника в том виде, в котором он дошел до нас.
- Возведение «новоделов», т. е. создание копий некогда разрушенных памятников или частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера и т. д.
Объекты материального культурного наследия — представляют собой историческую, научную, художественную или иную культурную ценность ансамбли, достопримечательности и памятники. Объекты нематериального культурного наследия — представляют собой историческую, научную, художественную или иную культурную ценность обычаи, народное творчество (искусство слова, танца, музыки, представления), а также связанные с ними и народными художественными промыслами и прикладным искусством знания, навыки, инструменты, артефакты, культурные пространства. [3]
Культура Мавераннахра — «то, что за рекой», [4. С. 10] — так арабы называли северные территории за рекой Амударья, — находившаяся по уровню своего развития гораздо выше культуры арабов, надолго сохраняла верность доисламским традициям. «На протяжении тысячелетий Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Даже те, кто завоевывал эти территории, не только преклонялись перед культурой народов Центральной Азии, но и бережно перенимали традиции, элементы существовавшей на этой территории государственности», — отмечено в книге «Узбекистан на пороге XXI века». [5. С. 13] Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества в целом.
Уже свыше тысячелетия минареты как доминирующие силуэты украшают городские пейзажи в странах мусульманского Востока. Они стали своеобразной визитной карточкой многих городов, их культовых или просветительских учреждений — мечетей и медресе. В независимом Узбекистане эти уникальные творения средневековых зодчих-меморов, обретя особый статус как объекты бесценного культурного наследия, находятся под охраной государства.
Одним из выдающихся памятников эпохи Тимуридов является мавзолей Гури Амир, который воздвигнут во времена правления Амира Тимура и, считалось, что он решил построить мавзолей для себя самого. Однако Шарафад-Дин Али Язди сообщает, что Амир Тимур построил этот мавзолей для своего внука и престолонаследника Султана Мухаммеда. [6. C. 52] С 1404 г. мавзолей Гури Амир становится одной из значительных усыпальниц Тимуридов. 25–26 ноября 2005 г. в Ташкенте впервые состоялась международная научно-теоретическая конференция «Проблемы реставрации историко-культурного наследия в Центрально азиатском регионе. Основная стратегия развития». Ее организаторами выступили Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане, Фонд «Форум — Культура и Искусство Узбекистана», Министерство по делам культуры и спорта республики Узбекистан, Академия художеств Узбекистана, Международная неправительственная организация «Реставраторы без границ». Караван-сарай культуры Икуо Хироямы в дни конференции объединил специалистов-реставраторов, историков, археологов, архитекторов, искусствоведов, культурологов более чем из 20 стран мира. Форум имел не только научно-теоретическое, но и большое практическое значение: его результатом стало создание Регионального центра реставрации в Ташкенте. [7.]
Литература:
- Каримов И. А. Наша цель: Свободная и процветающая родина. — Ташкент: Узбекистан, 1996г. С. 248.
- Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса: Узбекистан 1997 г, с. 12.
- Закон Республики Узбекистан «Об охране и использовании объектов культурного наследия» Президент Республики Узбекистан И. Каримов г. Ташкент, 30 августа 2001 г. № 269-II // Интернет. — http://www. GOV.uz.
- Ш. С. Камолиддин. Древнетюркская топонимия Средней Азии. — Ташкент: Шарк, 2006 г., с. 10.
- И. А. Каримов. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности условия и гарантии прогресса. — Ташкент: Узбекистон, 1997 г, с. 13.
- Яздий, Шарафиддин Али. Зафарнома. Мовароуннахр вокеалари (1360–1370) / Масъул мухаррир, сузбоши муаллифи ва нашрга тайёрловчи А. Уринбоев, таржимон О. Буриев. Тошкент: Камалак, 1994, C. 52.
- Камола Акилова. Проблемы реставрации историко-культурного наследия в современном социокультурном контексте развития Центральной Азии // Интернет. — http:// www.sanat.orexca.com.