В Республике Узбекистан уделяется огромное значение обеспечению конституционных прав граждан на образование, дальнейшему развитию общеобразовательных структур, охвату населения всеми формами образования. Широкие возможности для развития системы образования открылись с принятием в июле 1992 года Закона Республики Узбекистан «Об образовании». В целях коренного реформирования системы образования в нашей стране, внедрения современных достижений и передового опыта была принята «Национальная программа по подготовке кадров» (НППК) [5].
Главная особенность программы — непрерывность образования. Каждый человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. НППК создает действенный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют: формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, духовное и физическое развитие; уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и способностей; получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.
Уникальность НППК не только в ее содержании, но и в том, что она принята в переходный период, когда были обострены проблемы в экономической, политической и социальной сферах общества, когда в ходе ее реализации существовал соблазн ради достижения краткосрочных целей забыть о долговременных перспективах, НППК, являясь ядром системы образования в Узбекистане, представляет собой наглядный пример долговременных стратегических действий, направленных на создание достойных условий для каждого гражданина республики.
Как отмечено в книге главы нашего государства И. А. Каримова «Высокая духовность — непобедимая сила», основа будущего закладывается в общеобразовательных учреждениях, т. е. будущее страны непосредственно связано с нынешним уровнем обучения и воспитания наших детей [4]. В настоящее время, когда идет реализация третьего этапа НППК — совершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров на основе анализа и обобщения накопленного опыта, в соответствии с перспективами социально-экономического развития страны — было бы желательно на всех этапах непрерывного образования изучать НППК». К примеру, в школе программа изучения курса «НППК» могла бы выглядеть следующим образом:
1. Предпосылки и причины коренного преобразования системы подготовки кадров.
2. Узбекская модель образования. Закон «Об образовании». Тренинг на знание содержания Закона.
3. Принципы государственной политики в области образования.
4. Право на образование в Узбекистане.
5. Закон Республики Узбекистан «О НППК». Тренинг на знание содержания НППК.
6. Этапы реализации НППК.
7. Система непрерывного образования и ее звенья.
8. Национальная модель подготовки кадров.
9. Основные направления развития системы подготовки кадров.
10. Особенности реализации НППК.
11. Результаты внедрения НППК и перспективы ее совершенствования.
12. Итоговое занятие. Тестирование.
Задача учебных заведений заключается не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию, но и в том, чтобы сформировать у молодежи предпосылки к постоянному, непрерывному в течение жизни, образование, получению новых специальностей и квалификации. Если раньше достижение профессионализма в какой-либо конкретной трудовой деятельности было конечной целью образовательного процесса, то теперь это становится лишь одним из этапов его карьеры.
Мыслители прошлого рассматривали непрерывное образование как средство решения проблемы бесконечного в конечном, достижения полноты человеческого развития [1]. Н. И. Пирогов [6] писал о принципе постоянного пополнения знаний следующим образом: «Жизнь, вечно движущаяся, требует полноты и всестороннего развития человеческих способностей», — но это произойдет лишь тогда, когда «учиться, образовываться и просветиться, — сделается такой же инстинктивной потребностью, как питаться и кормиться телу». К. Д. Ушинский главную задачу видел в том, чтобы развить в учениках способность и желание «учиться всю жизнь» [8]. Д. И. Писарев подчеркивал: «Надо учиться в школе, но еще больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого» [7]. Советом по культурному сотрудничеству (при Европейском Совете) было выработано наиболее полное для своего времени определение непрерывного образования: непрерывное образование, трактуемое в качестве организующего принципа всего образования, предполагает создание всеобъемлющей связной и целостной системы, представляющей адекватные средства для удовлетворения образовательных и культурных запросов каждой личности в соответствии с ее способностями. Это понятие подразумевает, что каждому будет предоставлена возможность для развития своей личности на протяжении всей жизни.
Структура непрерывного образования представлена как интеграция и преемственность вертикальных ступеней образования (начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским образованием, включая систему переподготовки и повышения квалификации, а также самообразование) и горизонтальная координация различных образовательных учреждений (основного и дополнительного образования, государственных и общественных). Актуальны и вариативные формы — общественные, неформальные, инициативные общего и профессионального образования. Для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития способностей, гарантией сохранения его как личности и профессионала в динамично меняющемся мире.
Концепция непрерывного образования предусматривает: более рациональное распределение периодов обучения и трудовой деятельности человека на протяжении всей его жизни; подразделение обучения на фазы первоначального (базового) и последующего образования; приобретение необходимых человеку знаний, качеств, ценностных ориентацией по мере возникновения потребности в них [2].
В Узбекистане — обязательное бесплатное общее среднее образование (ОСО) со сроком обучения 9 лет. Каждая общеобразовательная школа организует обучение на двух ступенях образования — на начальном (1–4 классы школы) и среднем (4–9 классы школы). По завершении начальной школы учащийся должен владеть навыками чтения, письма и счета. Ученику даются знания по культуре речи, основам личной гигиены, здорового образа жизни и поведения в обществе. В процессе перехода общества на новую информационную ступень развития необходимо сформировать у молодого поколения умения разумно использовать технические средства для принятия и переработки информации, быстрой адаптации к изменяющимся событиям в информационной среде. Иными словами, психологическую готовность учащихся к взаимодействию с информационной средой надо закладывать в начальной школе. Компьютер должен стать таким же обязательным классным оборудованием, как аудиторная доска.
Среднее образование является логическим продолжением начального, но имеет качественно иные содержание и методику преподавания. Среднее образование обеспечивает становление личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Ученик в средней школе получает систематические знания по основам наук. В процессе обучения происходит формирование кругозора, и вырабатываются способности творческого мышления. Через приобщения к богатому духовному и культурному наследию народа прививается бережное отношение к миру окружающему. Средняя школа предоставляет ученикам больше простора для самостоятельного изучения школьных предметов.
В докладе на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам прошедшего года и приоритетным направлениям социально-экономического развития Узбекистана в следующем году. Президент особо отметил значимость последовательного продолжения работы по совершению непрерывного образования, включающей в себя воспитание подрастающего поколения, обладающего глубокими знаниями и высокой профессиональной подготовкой [3]. Главное направление этой работы соответственно требует перестройки и организации педагогического труда, ибо без конкурентоспособных кадров не может быть конкурентоспособной экономики, без конкурентоспособной экономики не может быть конкурентоспособных кадров. К сожалению, многие выпускники педагогических ВУЗов не испытывают особого желания работать по специальности. Более того, в школу после окончания ВУЗа приходят не компетентные специалисты, зачастую не умеющие организовывать учебный процесс. На помощь приходят учителя-наставники, которые помогают молодому педагогу адаптироваться. Однако, некоторые молодые специалисты, проработав в школе в течение учебного года и не выдержав трудовых будней, увольняются. Возникает проблема нехватки кадров, которую на текущий момент решить высшие педагогические учебные заведения.
Сегодня в стране 9779 общеобразовательных школ. Практически все они оснащены современным компьютерным оборудованием, разрабатываются и внедряются компьютерные образовательные ресурсы. Однако компьютерные классы в школах недостаточно обеспечены цифровым учебно-методическим оборудованием, ответственного за внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. На современном этапе реализация целей непрерывного образования достигается внедрением новых педагогических и информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Их использование связано с разработкой научных основ образовательных технологий, изучением огромного опыта педагогических инноваций, которые во многом определяют уровень качества и эффективности непрерывного образования.
Процесс информатизации образования предполагает использование возможностей информационных технологий. Информационные технологии урока предполагают наличие не только необходимого оборудования, но, как отмечалось выше, и качественного программного учебного обеспечения. В Узбекском научно-исследовательском институте педагогических наук исследования по созданию электронного комплекса учебного назначения ведутся в рамках теоретических и прикладных исследований. Использование электронного комплекса в образовательном процессе способствует лучшему усвоению информации за счет повышения интереса и положительного эмоционального фона, а также вовлечение всех органов восприятия информации человека. Проведенные исследования использования электронных средств в учебном процессе показывают, что их применение позволило повысить интерес не только к изучаемому предмету, но и успеваемость в целом. В настоящее время продолжается работа над разработкой программных продуктов, в том числе мультимедийных учебных пособий по различным дисциплинам. Компьютерные учебные программы создаются по предложению учителей-предметников по дисциплинам и темам, которые наиболее целесообразным для реализации в компьютерном обучении. Планируется снабдить электронные пособия более удобной навигацией, разработать методически выверенное содержание, изложенное в строгой логической последовательности. Результаты исследования позволяют разрешить проблемы, связанные с широким использованием информационных технологий в учебном процессе, с обеспечением высокого качества образования за счет оптимального сочетания традиционных и информационных технологий обучения, с созданием информационно-образовательной среды на базе школы.
Внедрение электронного комплекса учебного назначения в процессе обучения способствует созданию условий для качественного образования и интеллектуального развития личности, соответствующих требованиям общества.
Можно привести немало примеров, ярко демонстрирующих результаты эффективности реформ в системе непрерывного образования. Их основная суть — способствовать качественному обучению подрастающего поколения, его духовному росту, выявлению и раскрытию способностей и потенциала с целью формирования гармонично развитой личности.
Литература:
1. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии в реформировании непрерывного образования в Республике Узбекистан. — /http://lifelong-education.ru/
2. Ильина Н. Ф., Адольф В. А. Онтология непрерывного образования: Учебное пособие. — Красноярск, 2009. — 199с.
3. Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. Тошкент: Маънавият, 2008. — 176с.
4. Национальная программа по подготовке кадров.
5. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1984. — 367 с.