Автор: Собиров Аброр Робитжонович

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)

Дата публикации: 09.01.2015

Статья просмотрена: 286 раз

Библиографическое описание:

Собиров А. Р. Развитие музыкальной науки в Центральной Азии в средние века [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 128-130.

Проживавшие в одном из очагов цивилизации — Средней Азии народы внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Они также обладают богатым и древнейшим наследием в сфере музыкального искусства. Свидетельством этому могут служить древние письменные источники относящиеся истории музыкального искусства народов Средней Азии а также археологические памятники которые доказывают о наличии высокой культуры этих народов. Но в период арабского завоевания (VII –IX века) письменные источники, касающиеся музыки наравне с другими культурными памятниками были сожжены и утеряны. Именно в результате этого до нас дошли только письменные памятники, относящиеся к истории культуры народов Средней Азии позднего тысячелетия. Во второй половине IX века в результате распространения национально-освободительного движения в Мавераннахре и Хорасане, противодействия местных народов завоевателям и восстаний, была свергнута власть арабского халифата и возникли местные государства — Тахиридов позднее Саманидов. В этот период были созданы ряд условий для развития науки, культуры и искусства. Ученые вышедшие и Средней Азии именно в этот период прославились своими научными трудами на весь мир. Создавшие и в других отраслях науки свои бессмертные труды ал-Фараби, Ибн Сино, ал-Хоразмий и множество других великих ученых создали научные труды в сфере теории музыки («Илми мусикий») и открыли целый период в истории развития музыкальной науки Востока. Эти ученые сыграли решающую роль в возникновении теории музыки использованную народами Востока. Великий ученый-философ, один из основателей теории музыки на Востоке в Средние века — Абу Наср Мухаммад ал-Форобий родился в 871 году в городе Фараб на берегу Сырдарьи и умер в 950 году. Он вышел тюркских племен Средней Азии и первое образование получил в своём крае. Обладавший хорошим знанием ал-Фороби продолжил своё образование в Багдаде, Дамаске и позднее в Египте. Ал-Фароби являлся прекрасным музыкантом и теоретиком музыки. Он умел пользоваться всеми музыкальными инструментами своего времени. Мелодии он исполнял особенно мастерски посредством ная и танбура. Ал-Фароби являлся одним из полноценных ученых своего времени создавший крупные научные труды по философии, логике, математике и другим наукам. Музыка считалась одной из сфер математической науки, в которую входили арифметика, геометрия и астрономия. Ал-Фараби в своих трудах посвященных музыке обосновал теорию музыки Востока. Его произведениями посвященных музыке являются «Китабул-мусикий ал-кабир» («Большая книга по музыке»), «Киламу фил-мусикий» («Книга о методах музыки»), «Китабул-мусикий» («Книга музыки»), часть посвященная музыке «Китабун фи-ихсаъил — улум» («Книга о классификации наук»), «Китабун фи-ихсаъил-икаъ» («Книга о классификации музыкальных ритмов») и другие. Научно-теоретические произведения ал-Фараби и других ученых того времени на основании требований того времени были написаны на арабском языке и разъясняли корневые вопросы теории музыки Востока. Книги ал-Фараби посвященные теории музыки являлись самыми полноценными и известными на Востоке и служили в качестве источника для произведений последующих ученых музыковедения. Одним из продолжателей пути ал-Фараби являлся Абу Али ибн Сино. Абу Али ибн Сино родился близ Бухары в селении Афшона(980-1037). Он был великим философом, натуроведом, известным медиком и в то же время прекрасным теоретиком музыки. Книги Ибн Сины «Китабуш-шифо» («Книга исцеления»), «Донишнома» («Книга знаний»), «Рисалатун фи-илмил мусикий» («Произведение о науке музыки») и части других книг посвященных музыке имеют отличное значение в истории науки и культуры музыки мира. Абу Али ибн Сино не ограничился созданием специальных произведений о музыке но даже включил крупные произведения, посвященные теории музыки в книги по медицине. Это, конечно же не было случайным явлением. Абу Али ибн Сино в своих бессмертных произведениях по медицине очень высоко ценил силу чувственного влияния музыки и её роли в лечении различных душевных болезней. Так, в книге Ибн Сины «Конуну фит-тибб» в нескольких местах рекомендовал музыкальные произведения в качестве «исцелительной программы» душевных болезней и выделил отдельную главу комментирующую теорию музыки. Его книги «Китабуш-шифаъ», «Китабун-нажат» («Книга спасения») в их числе. Сравнительный анализ комментированных в источниках некоторых вопросов музыки доказывают, что Абу Али ибн Сино в своих трудах по музыке развил и вывел в более высокую ступень музыкально-эстетические взгляды ал-Фараби.

Часть энциклопедии Абу Абдуллах Мухаммада ибн Юсуф ал-Котиб ал-Хорезми «Мафатихул-улум» («Ключ наук») вышедшего из Средней Азии в истории музыкальной культуры IX-X века посвященной теории музыки также имеет немаловажное значение. Произведение ал-Хорезми считается одним из важных источников освещающих историю науки и культуры народов Средней Азии. Ученые Востока в своих книгах написанных в виде энциклопедии первоначально считали музыку одним из предметов философии и таким образом включали в качестве предметов философии в свои произведения. В них, конечно же без сомнения они учитывали художественно-эстетическую и социально-воспитательную роль музыки. Но в поздние времена в книги энциклопедического типа музыкальная наука была включена в качестве предмета математики. Произведения Ал-Кинди, ал-Фараби, Инб Сина, ал-Хорезми и многих известных ученых в течении многих веков служили в качестве основного источника в комментировании теории музыки народов Востока и обосновали суть музыкальных произведений созданных в поздние времена. Тема, содержание (несмотря на некоторые различия в их внутренних содержаниях) произведений касающихся теории музыки написанных начиная со времен ал-Фараби до XV века стояли очень близко друг к другу по многим вопросам. В этих произведениях созданных в различные времена и посвященных теории музыки существуют противоречия в некоторых вопросах. Крупный ученый XIII века Сайфиуддин Абдулмумин ал-Урмавий пытался доказать неправильность теоретических суждений ал-Фараби в некоторых вопросах. Такие противоречия нашли своё отражение в вопросах музыкальной акустики, музыкального звука, ритма и др. В этих противоречиях нашли своё отражение изменения происшедшие в истории музыки более трёхвекового периода. Вопросы поставленные в произведениях музыки Востока стоят очень близко к начальной теории музыки современного периода. Но вопросы связанные с практическими сторонами музыки народов Востока в музыкальных произведениях средних веков в современной теоретике музыки совершенно не встречаются. Средневековые ученые музыковеды в вопросах теории в качестве основы брали характеристику данную в трудах ал-Фараби и ибн Сины. Теория музыки была ещё более развита в трудах поздних авторов Сафиуддин Абдулмуъмина, Махмуда бин Масъуд аш-Шерозий (XIII-XIV), Хужа Абдулкодир Марогий (XIV век автор «Жамиул-алхан» и «Макасидул-алкан»), Ал-Кусайний, Абдурахмон Жомий (XV век) и других. В произведениях этих авторов вопрос «макома» ставился в качестве самого главного и важного вопроса. Так как целью разъяснения теории музыки являлось её связь с живыми музыкальными произведениями — макомами и объяснение её общности с музыкальной практикой. Эти вопросы описывают теоретические и практические стороны макомов и вообще элементы составляющие произведения живой музыки народов востока.

 

Литература:

 

1.         Каримов И.А. Тарихий хотирасиз келажак йўқ. –Тошкент: Шарқ, 1998 йил.

2.         Хамидов Х. Ўзбек анъанавий қўшиқчилик маданияти тарихи. –Тошкент: Ўқитувчи, 1996 йил.

3.         Шамсиддинов Р. Ўзбекистон тарихи. –Тошкент: Шарқ, 2013 йил.

Основные термины (генерируются автоматически): теории музыки, Средней Азии, ибн Сино, народов Средней Азии, музыки Востока, музыки народов, музыки народов Востока, культуры народов Средней, теоретиком музыки, теорию музыки, теории музыки Востока, теории музыки народов, теорию музыки Востока, возникновении теории музыки, сфере теории музыки, основателей теории музыки, произведениях музыки Востока, теории музыки современного, разъяснения теории музыки, музыки народов востока.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос