Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века) | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)

Дата публикации: 18.12.2014

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Мирзаджанов Б. Т., Ходжаев Х. Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века) [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/6918/ (дата обращения: 22.09.2018).

С обретением независимости Республики Узбекистан в истории узбекского народа произошел коренной перелом. Национальная независимость создала большие возможности в осознании своих прав, возрождении национального самосознания, в процессе социально-экономического и культурного развития. Вместе с этим, национальная независимость открыла огромные возможности для изучения нашего прошлого. Действительно, сегодня «…история становится настоящим воспитателем народа. Оживляет память о делах и героизме наших великих предков, формирует новое сознание граждан» [1, c 18].

Тяжелые условия жизни народа в Наманганском уезде в первой четверти ХХ века, создавшиеся благодаря непрекращающейся борьбе между советами и представителями движения «истиклолчилик», тормозившие здесь всякую созидательную работу и полная изолированность города от уезда, препятствовавшая постепенной подготовке населения к новому строительству жизни, не давали до начала 20-х годов ХХ века возможности приступить к организации советами волостных управлений и только с ликвидацией «басмачества», явилась хоть и отчасти возможность работы в уезде в этом направлении [2, c 157].

С начала апреля 1920-го года было приступлено к организации волостных советов и эта работа была закончена к маю месяцу исключая несколько отдалённых волостей, сообщения с которыми в зимний период практически не существовало, из за закрытости горных перевалов (Сусамырская, Арымская и Чаткальская волости).

К весне 1920 года было организовано из 29 только 15 волостных советов; организация которых, продолжалось до конца 1930 года, так как организаторских сил для этого к концу 30х уже имелось предостаточно.

Однако это дело и в 20-ые годы проходит с большим трудом благодаря, с одной стороны, неподготовленности населения к условиям и задачам нового строительства жизни, чего сделать ранее путём агитации было невозможно, а с другой — благодаря противодействию бывших курбашей, представленных в волостях «басмачами» [3, c 157]. Курбаши боясь потерять свои позиции и влияние среди населения, всеми мерами старались идти против волостных советов. Поддержку в этом они находят как среди баев, торговцев и представителей духовенства, так и среди мелких групп, всё ещё действовавших в уезде, особенно в отдалённых волостях.

В докладе председателя Наманганского уездного Ревкома на имя председателя комиссии по делам Туркестана от 24 апреля 1920 года с большим чувством своего затруднительного положения приводятся данные о крайне тяжёлом положении в уезде. Так в своём докладе он приводит пример, что: «был например на днях случай, когда в селении Кассан (30 верст от города) пришлось выборы совета отложить, так как один из городских мулл прислал населению письмо, в котором воспрещал организацию совета; мулла тот арестован и дело о нем передано в ЧК для привлечения к ответственности за противодействие распоряжениям власти». [4, c 157].

«С курбашами, нежелающими расстаться с властью, приходится и по настоящее время сталкиваться и районным начальникам милиции и группам агитаторов по организации волостных советов. Борьба с ними и мелкими шайками очень затруднительна, ибо их по видимому укрывает само население, опасаясь за свою безопасность» [5, c 157 об].

Советы стараются изо всех сил искоренить стремление населения к противодействию против них и попадания так называемых «нежелательных элементов» к власти. Это можно явно проследить в вышеуказанном докладе председателя Ревкома Наманганского уезда где доходит до того, что прибегают к фальсификации а где возможно даже отмене результатов выборов. «Благодаря малоподготовленности населения к новой форме правления, в волостные советы иногда проходят, как ныне показал опыт, нежелательный элемент: кулаки, спекулянты, крупные землевладельцы и вообще люди, с пролетариатом ничего общего не имеющий. Придётся в силу этого кое где произведенные выборы отменить, произвести перевыборы, но в общем с подобным явлением бороться очень трудно; сама жизнь укажет конечно те промахи, которые население допускает нынче может быть безсознательно, а вернее доверяясь, как и раньше, муллам и баям кулакам» [6, c 157].

В процессе установления своей власти на местах советы испытывали затруднения как в сфере материальных так и в кадровых потребностях во всех отраслях власти.

Как пишет председатель Ревкома Наманганского уезда: «Из более насущных в данный момент нужд не могу не указать на необходимость снабдить беднейших дехканов лошадьми взамен реквизированных у них для армии и отобранных разбойниками. Нужда в лошадях теперь, с началом полевых работ, громадна и необходимо прийти им на помощь, для неё прошу передать всех лошадей, признанных негодными для строя. Эта помощь даст беднейшему дехканину возможность стать на ноги и хотя отчасти улучшить своё тяжелое до безвыходности положение [7, c 158].

Такое же тяжёлое положение было и у Наманганской милиции которая, согласно приказа Турцика от 16 октября 1919 года № 19, была переведена на положение красной армии. В своём докладе от 24 апреля 1920 года Начальник уездно-городской милиции Намангана жалуется на безысходное положение городской милиции.

«Вся Наманганская милиция как в городе, так и в уезде переведена на положение красной армии в смысле довольствия, жалованья и обмундирования. Жалованье и довольствие милиции выдается деньгами; довольствие милиция получает деньгами по базарным ценам, согласно справок Наманганского Продотдела, в виду того, что милиция до сих пор не причислена к какой либо воинской части при Наманганском военном отделе. Что же касается обмундирования для Наманганской милиции, то такового милиция до сих пор не получала, несмотря на многочисленные просьбы пред Главмилицией в Ташкенте и Облмилицией Ферганы. Ввиду неполучения обмундирования милицией, не представляется возможным перевести всю милицию на казарменное положение и производство военного обучения милиционеров» [8, c 159].

«До сих пор т. е. до ликвидации ферганского фронта милиция работала как воинская часть в полном смысле этого слова, каждый раз выступая в походы как с отрядами красной армии, а также и одна, выполняя поручения оперативного штаба, но с наступлением успокоения в уезде, само собой разумеется, милиция обязана приступить к исполнению прямых своих обязанностей, но и для этого является препятствие. Участковые Начальники милиции до сих пор работали в городе, выезжая в уезды в свои участки только со своей милицией, так как во времена нахождения крупных разбойничьих шаек в уезде, Начальникам милиций жить каждому в своём участке, где бы должны были быть и их канцелярия, не представлялось возможности, так как милиция не вся вооружена» [9, c 159 об].

Исходя из требований того времени для милиции было необходимо, согласно полагаемых штатов милиции, миниум 310 винтовок, 150 револьверов и 150 шашек. Но в наличности в распоряжении наманганской милиции имелось 55 винтовок, 19 револьверов годных для стрельбы и 12 револьверов непригодных. Но по положению и смете штатов Наманганской уездно-городской милиции должно было быть 310 милиционеров, исключая командный состав, на лицо же имелось 135 милиционеров с командным составом, из коих вооружены были винтовками только 56 милиционеров и 19 револьверами, остальные же вооружены не были. Кроме того для конной милиции необходимо было согласно сметы 275 лошадей, налицо же имелось 40 лошадей [10, c 159 об].

В докладе о деятельности Наманганского Отдела труда и Социального обеспечения приводятся материалы, дающие ясную картину о тяжелой и нестабильной ситуации в уезде. С начала возникновения Отдела труда в городе Намангане, деятельность его стеснялось неустойчивым положением в уезде, всегда за городом бродили неспокойные элементы, которые впоследствии парализовали всю работу в уезде и территория Отдела Труда сомкнулась в черте города, да и то только в центре [11, c 162].

Организованная раньше в городе Чуст Биржа Труда была вся разграблена. И только после стабилизации положения в уезде начали проводить принципы своей рабоче-крестьянской (советской) власти среди населения вне черты города.

Насколько опасно и нелегко было работать представителям новой власти, может служить показателем и то обстоятельство, что посланный в район города, член Коллегии Карим Берды Агалыков для обследования материального положения одного нуждающегося, был схвачен и зарезан… [12, c 162 об].

В процессе своего становления советы также начали рассматривать вопрос развития медицины в уезде.

Отдел Здравоохранения в Наманганском уезде начал свою деятельность с 1-го июля 1918 года. Заведующим с 3-го ноября 1919 года состоял лекарский помощник Е. Г. Грачев, заведующим медико-научно-санитарно-эпидемиологическим подотделом врач Н. А. Копанский, другие подотделы как то: лечебный, школьно-санитарный за недостатком медицинского персонала не были организованы. Деятельность Отдела за рассматриваемое время ограничивалась городом ввиду происходивших беспорядков в уезде вследствие чего, больницы в участках уезда не функционировали за выездом всего персонала в город.

В этой сфере также прослеживался огромный недостаток как в кадрах (персонале) так и материальном обеспечении. В докладной под № 1833 от 24 апреля 1920 года Отдела Народного здравоохранения Наманганского Революционного Комитета ТСРРСФ в числе основных проблем в деятельности Отдела упоминаются именно эти два аспекта.

«Только за последнее время приводится в известность сохранившееся имущество в покинутых временно больницах и подыскивается для них медицинский персонал. Пока предстоят открытию больницы в селении Заркент и Касан». При ограниченном числе врачей три врача: Чжизвили, Оснульский и Сохор мобилизованы военным ведомством, осталось всего годных для несения службы 3 русских врача и один иностранно-подданный врач [13, c 168].

В целом и в последующие годы становления и существования новой системы власти большевики столкнулись с немалыми проблемами в деле формирования государственной кадровой структуры порой за счет ущемления и неуважительного отношения к правам народов.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. От сильного государства к сильному обществу. — Ташкент, Шарк, 1998 — С.18

2.                  ЦГА РУз — Ф-25.Оп -1.Д-254. Л-157

3.                  ЦГА РУз — Ф-25.Оп -1.Д-254. Л-157

4.                  ЦГА РУз — Ф-25.Оп -1.Д-254. Л-157 об

5.                  См. Там же

6.                  См. Там же

7.                  ЦГА РУз — Ф-25.Оп -1.Д-254. Л-158

8.                  ЦГА РУз — Ф-25.Оп -1.Д-254. Л-159

9.                  ЦГА РУз — Ф-25.Оп -1.Д-254. Л-159 об

10.              Там же.

11.              ЦГА РУз — Ф-25.Оп -1.Д-254. Л-162

12.              См. там же

13.              ЦГА РУз — Ф-25.Оп -1.Д-254. Л-168

Основные термины (генерируются автоматически): уезд, наманганская милиция, совет, Наманганский уезд, милиция, красная армия, город, медицинский персонал, командный состав, воинская часть.

Похожие статьи

Из истории Наманганской городской думы | Статья в журнале...

Комитет Ферганской области дал распоряжение Комиссару Наманганского уезда о сдаче всех городских средств, имущества, инвентаря, документов и права по управлению города Намангана Наманганской

5) Об организации лекций для населения и милиции [8, 4].

Экологические проблемы Наманганской области в период...

В начале ХХ века в новой части города уже насчитывалось 60 европейских семей, здание уездного управления, казармы, православная церковь, русско-туземные школы, почта, телеграф, больница, дом военных и аллея. В 1897-м году в Наманганском уезде работало 26...

Реформирование органов внутренних дел Российской империи...

Уездное полицейское управление возглавлял – исправник. Сами же уезды делились на станы, во главе которых стояли приставы, а

В 1875 году корпус жандармов стал отдельным (ОКЖ). В его составе существовали конно-полицейские части и конные городские команды.

Призыв войск для содействия гражданским властям...

Правом призыва войск наделялись: Сенаторы, во время проведения ими ревизий, Губернаторы, Начальники полиции в городах и уездах.

Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР. ВОХР, снабжение войск, войска, Красная Армия, особая часть снабжения, военное...

«Красноуфимское восстание» на основе материалов...

Для ликвидации восстания в Красноуфимский уезд были направлены воинские части Красной Армии, отряд особого назначения, рота 47 милиционной бригады. Были созданы полевой штаб, чрезвычайная комиссия в составе трех человек.

Призрение семей нижних чинов, призванных в военное время на...

За отсутствием, после окончания военных действий, особого Высочайшего повеления о приведении всех частей армии на мирное

Кроме местных попечительств в уездах и городах открывались и губернские попечительства, действовавшие в пределах целой губернии [38].

Генезис ревкомов как чрезвычайных органов советской власти...

В докладе председателя Наманганского уездного Ревкома на имя председателя комиссии по делам

И только после стабилизации положения в уезде начали проводить принципы своей

Ташкент, часть города, город, мастерская, быль, базар, Главный базар, коренное население...

Деятельность Воронежского губернского жандармского управления...

Воронеж, политический сыск, департамент полиции, Российская империя, Хреновый Воронежский уезд, жандармская полиция, статский советник, чин полиции, Мещанская часть, мировая война.

О работе национальных секций Забайкальского губернского...

В состав муссекции входили члены партии, часть из которых в том числе являлась курсантами Главполитпросвета [2, л. 4].

Комитет Ферганской области дал распоряжение Комиссару Наманганского уезда о сдаче всех городских средств, имущества, инвентаря.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Из истории Наманганской городской думы | Статья в журнале...

Комитет Ферганской области дал распоряжение Комиссару Наманганского уезда о сдаче всех городских средств, имущества, инвентаря, документов и права по управлению города Намангана Наманганской

5) Об организации лекций для населения и милиции [8, 4].

Экологические проблемы Наманганской области в период...

В начале ХХ века в новой части города уже насчитывалось 60 европейских семей, здание уездного управления, казармы, православная церковь, русско-туземные школы, почта, телеграф, больница, дом военных и аллея. В 1897-м году в Наманганском уезде работало 26...

Реформирование органов внутренних дел Российской империи...

Уездное полицейское управление возглавлял – исправник. Сами же уезды делились на станы, во главе которых стояли приставы, а

В 1875 году корпус жандармов стал отдельным (ОКЖ). В его составе существовали конно-полицейские части и конные городские команды.

Призыв войск для содействия гражданским властям...

Правом призыва войск наделялись: Сенаторы, во время проведения ими ревизий, Губернаторы, Начальники полиции в городах и уездах.

Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР. ВОХР, снабжение войск, войска, Красная Армия, особая часть снабжения, военное...

«Красноуфимское восстание» на основе материалов...

Для ликвидации восстания в Красноуфимский уезд были направлены воинские части Красной Армии, отряд особого назначения, рота 47 милиционной бригады. Были созданы полевой штаб, чрезвычайная комиссия в составе трех человек.

Призрение семей нижних чинов, призванных в военное время на...

За отсутствием, после окончания военных действий, особого Высочайшего повеления о приведении всех частей армии на мирное

Кроме местных попечительств в уездах и городах открывались и губернские попечительства, действовавшие в пределах целой губернии [38].

Генезис ревкомов как чрезвычайных органов советской власти...

В докладе председателя Наманганского уездного Ревкома на имя председателя комиссии по делам

И только после стабилизации положения в уезде начали проводить принципы своей

Ташкент, часть города, город, мастерская, быль, базар, Главный базар, коренное население...

Деятельность Воронежского губернского жандармского управления...

Воронеж, политический сыск, департамент полиции, Российская империя, Хреновый Воронежский уезд, жандармская полиция, статский советник, чин полиции, Мещанская часть, мировая война.

О работе национальных секций Забайкальского губернского...

В состав муссекции входили члены партии, часть из которых в том числе являлась курсантами Главполитпросвета [2, л. 4].

Комитет Ферганской области дал распоряжение Комиссару Наманганского уезда о сдаче всех городских средств, имущества, инвентаря.

Задать вопрос