Библиографическое описание:

Казанцев А. В. Реформирование органов внутренних дел Российской империи в 60 - 80 гг. XIX века // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 394-397.

После проведения крестьянской реформы 1861 г. наступил новый период в развитии Российской империи. Начавшиеся капиталистические отношения в стране, требовали продолжения либеральных преобразований во многих сферах общественной деятельности. Для их реализации, в новых условиях, необходимо было реформирование правоохранительной системы, которая бы могла адекватно реагировать на вызовы времени.

В связи с этим, уже в 1862 г. происходит реорганизации полицейских органов. Введение «Временных правил об устройстве полиции в губерниях, по общему учреждению управляемых» [1] изменили структуру подразделений и организацию деятельности полиции. В соответствии с принятыми нормами городская и земская полиция объединялись в уездную полицию. Но между тем в столицах, губернских и крупных уездных городах сохранялась отдельная городская полиция. В городе начальником полицейского управления оставался полицмейстер, дополнивший свой штат помощником и общим присутствием городского полицейского управления. Основным элементом городской полиции оставался участок, руководимый участковым приставом; в его подчинении был один офицер и один канцелярский служащий, участки делились на околотки, во главе которых стояли околоточные надзиратели. Те, в свою очередь, руководили городовыми постовой службы и дворниками, как низшими чинами полиции. Уездное полицейское управление возглавлял – исправник. Сами же уезды делились на станы, во главе которых стояли приставы, а непосредственно на местах, в селениях, находились сотские и десятские [1]. Реформа 1862 г. изменила структуру исполнительной полиции, при этом законодателями не вносились существенные изменения обязанностей полицейских органов.

Однако в стране вместе с либеральными реформами шло и развитие революционного движения, в которое втягивалось все больше народных масс. Некоторые народовольческие организации в своей деятельности стали использовать политический террор и ставили своей задачей убийство монарха и высших сановников. В результате только на Александра II за 1866 и 1867 годы было совершенно два покушения. Власть, конечно же, не могла это оставить без внимания. И в ответ на второе покушение 9 сентября 1867 г. утверждаются «Положения о корпусе жандармов» [2]. В итоге 8 округов реорганизовали в Главное управление, управления Казанского, Варшавского и Сибирского округов, 56 (позже 73) губернских жандармских управлений (ГЖУ), 50 уездных управлений Северо-Западного края, наблюдательный состав, 22 жандармских управления железных дорог, 13 (позже 23) городских конных и крепостных жандармских команд, 2 жандармских дивизиона (Санкт-Петербургский, Московский, а с1900 г. – Варшавский). ГЖУ состояли из территориальных и функционально-отраслевых подразделений. Территориальные отделения охватывали один или несколько уездов, функционально-отраслевые входили в канцелярию управления и делились по основным направлениям деятельности на части: общего руководства, розыскную, следственную, политической благонадежности [3]. Столичные дивизионы и конные городские команды предполагалось использовать: при приведении в исполнении правительственных распоряжений и приговоров суда в случаях надобности; преследовании разбойников и рассеянии законом запрещенных скопищ; усмирении буйств и восстановлении нарушенного порядка; преследовании и поимке лиц с запрещенными и тайно провозимыми товарами; препровождении важных преступников и арестантов; для охранения порядка на парадах войск, народных гуляниях и пр.

С 1873 г. сословный принцип устройства на службу в полицию заменили - свободным. Жалование в полиции получали наравне с военными. Поступающий в полицию, представлял благожелательные отзывы и справки из учреждений, где ранее служил. На посты околоточных надзирателей принимали служивших в военной или гражданской службе, не моложе 21 и не старше 40 лет, хорошо грамотные, развитые и видной наружности. Как и раньше, стремились в первую очередь принять в полицию отставных солдат и унтер-офицеров. Комиссия проверяла их знания обязанностей полицейского. Без документа об образовании представляемый к первому классному чину должен был выдержать экзамен в объеме уездного училища или иметь стаж полицейской службы не менее 5 лет.

В 1875 году корпус жандармов стал отдельным (ОКЖ). В его составе существовали конно-полицейские части и конные городские команды. Дивизион делился на два кавалерийских эскадрона. Когда оперативная обстановка в городе не требовала дивизиона в полном составе, в распоряжение частных приставов выделили пешие и конные жандармские патрули, несшие службу на наиболее сложных маршрутах [4, с. 85].

Не прекращающиеся развитие революционного движения и рост обще уголовной преступности в период либеральных реформ, ставят перед властными органами новую проблему. Для ее разрешения законодатели берут курс на преобразование уездной полиции и ее количественное увеличение.

С утверждения «Временного положения» [5] 9 июня 1878 г. в штаты уездных полицейских управлений ввели оплачиваемые посты 5000 конно-полицейских урядников в 46 губерниях, подчинявшимся становым приставам и руководивших сотскими в селениях. На учреждение первоначального числа урядников министерством было отпущено 1897250 руб. По губерниям Среднего Поволжья эта сумма распределилась следующим образом: на Пензенскую губернию – 35055 р., Самарскую губ. – 47324 р., Саратовскую губ. – 49077 р., Симбирскую губ. – 35055 рублей [6, с. 211]. Министерство внутренних дел само производило распределение урядников по губерниям, к примеру, в Симбирской губернии учреждалось 80 участков [7].

Институт полицейских урядников осуществлял охрану правопорядка; предупреждал и пресекал преступления; проводил дознание по уголовным делам; контролировал питейные заведения; исправное состояние дорог; мостов и т. д.; соблюдение санитарных правил: содержание колодцев, чистку улиц и т. д.; правил охоты и рыболовства и чтобы никто не носил запрещенного оружия и не производил стрельбы в местах, где это запрещено; чтобы не распространяли злонамеренные слухи, листовки, книги преступного антиправительственного характера; осуществляли негласный надзор за неблагонадежными. Кроме того полицейские урядники должны были постоянно проживать на своем участке и без разрешения руководства не отлучаться.

Возложенные функциональные обязанности на урядников должны были положительно отразиться на борьбе с преступность, поддержании общественного спокойствия и порядка в сельской местности. Но низкая оплата труда стала причиной прихода на должности полицейских урядников малообразованных, зачастую ведущих аморальный образ жизни, подданных, которые не добросовестно выполняли свои должностные обязанности и нередко совершали коррупционные действия, а также должностные преступления. В связи с данным положением дел институт полицейских урядников просуществовал до 1903 года, когда участковые урядники были сокращены, и вводилась полицейская стража.

Примерно в это же время в крупных городах создается конно-полицейская стража. Ее основное предназначение состояло в том, чтобы «при каких – либо экстренных обстоятельствах в одном пункте можно было бы сосредоточить с должной быстротой достаточное количество вооруженной силы, проникнутой духом дисциплины…» [8, с. 54]. Такие отряды конной полиции создаются в ряде крупных городов: Одесса, Харьков, Казань, Самара, Нижний Новгород и другие.

Ряд террористических актов и взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. привели к подписанию указа о создании «Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия». Возглавил ее генерал М.Т. Лорис-Меликов. Главными задачами комиссии были: объединение всех карательных органов для борьбы с революционным движением, экстренный разбор всех политических дел, ускорение судебного рассмотрения дел и административная расправа с частью арестованных, установление надзора и т. п.

Подавляющее большинство этих дел Лорис-Меликов рассматривал лично. В докладе царю 26 июля 1880 г. Лорис-Меликов отмечал, что ввиду выполнения Верховной распорядительной комиссией своей основной задачи, на будущее охрану государства и общественного спокойствия, «следует сосредоточить в Министерстве внутренних дел, которое могло бы продолжить дело подлежащей закрытию Верховной распорядительной комиссии».

Кроме того в докладной записке царю Лорис-Меликов предложил преобразование полиции. Предлагалась централизация общей и политической полиции (жандармерии) в ведении Министерства внутренних дел с ликвидацией Третьего отделения. И 6 августа 1880 г. Верховная распорядительная комиссия была закрыта; Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярия ликвидирована, а ее дела сосредоточены в Департаменте государственной полиции Министерства внутренних дел. На министра внутренних дел возлагалось заведование корпусом жандармов на правах шефа корпуса. Это объединение политической и общей полиции было подготовлено связью и параллелизмом их работы, наблюдаемым уже с 60-х годов XIX в. в деле борьбы с революционным движением. Первым министром внутренних дел, наследовавшим права главного начальника Верховной распорядительной комиссии, был Лорис-Меликов [9, с. 208-209].

Несмотря на все усилия правоохранительных органов 1 марта 1881 г. был убит Александр II. Новый император Александр III предпочел свернуть с курса либеральных реформ и начал процесс «полицеизации» страны. В августе принимаются положения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, наделившие сотрудников полиции дополнительными правами.

В 1882 г. утверждаются Положения об устройстве секретной полиции в Империи», основанной на системе розыскных охранных отделений в ОКЖ и полиции по образцу существующих в столицах отделений по охранению общественного порядка и спокойствия под руководством Департамента государственной полиции. Их штат могли комплектовать офицерами ОКЖ и гражданскими чиновниками. Руководство ими возложили на инспектора секретной полиции, назначаемого товарищем министра внутренних дел.

Помимо изменений в структуре политической полиции, в годы контрреформ, шли преобразовании и в органах общей исполнительной полиции. В 1880-х гг. в ряде мест создаются корпуса сельской стражи, для охраны помещичьих владений от пожаров и порубок. Ее содержали на 50% за счет госбюджета, на 50% - за счет помещиков. Крупные землевладельцы получали право иметь собственные отряды вооруженных стражников. Сельские стражники получали полицейскую форму и подчинялись уездному исправнику.

Таким образом, в условиях коренных изменений протекавших в 60-80-е годы XIX веке власть ставила своей задачей: поддержание правопорядка на должном уровне для реализации намеченных реформ. Но развитие вместе с тем революционных проявлений и рост общеуголовной преступности вынуждали правительственные круги идти на расширение штатов полицейских подразделений. Внутренняя политика Александра III, направленная на ликвидацию ростков революции, привела к значительному расширению полномочий органов внутренних дел, что привело к положительным результатам в стране. Однако возникали и проблемы, в частности недостаточное финансирование исполнительной полиции.


Литература:

  1. Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). – Собр. II. – Т. 37. - № 39087.

  2. Положение о корпусе жандармов // ПСЗ. – Собр. II. – Т. 42. - № 44956.

  3. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. – М., 1996. Гл. II.

  4. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества: учеб. пособие. – М., 2008.

  5. Временное положение о полицейских урядниках в сорока шести губерниях, по общему учреждению управляемых // ПСЗ. Собр. II. Т. 53. – № 58610.

  6. Цит. по: Тюрин В.А. Должность полицейского урядника в России конца XIX – начала ХХ вв. (На материалах среднего Поволжья) // Вестник СамГУ. – 2011. - № 1/1 (82).

  7. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 76. Оп. 8. Д. 352. Л. 5-12.

  8. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел: учеб. для вузов. – М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.

  9. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: Высшая школа, 1968.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренних дел, органов внутренних дел, Российской империи, исполнительной полиции, министра внутренних дел, Министерства внутренних дел, полицейских урядников, полицейских органов, внутренних дел Российской, общественного спокойствия, политической полиции, высших судебных органов, государственной полиции, Верховной распорядительной, секретной полиции, полиции Министерства внутренних, Специальные полномочия высших, конные городские команды, развитие революционного движения, полномочия высших судебных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос