Автор: Уразбахтин Юрий Галиевич

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)

Дата публикации: 16.05.2014

Статья просмотрена: 438 раз

Библиографическое описание:

Уразбахтин Ю. Г. Реформирование системы финансового обеспечения Вооруженных Сил России [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 77-79. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5540/ (дата обращения: 14.12.2017).

В соответствии с положением, утвержденным указом президента России от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», военное ведомство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами президента и правительства функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.

Этим положением, в частности, определено, что Минобороны России осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, подготавливает предложения по численности, составу и структуре Российской армии, расходам на оборону и организует финансовое обеспечение Вооруженных Сил [1, с. 20].

Существующая в дореформенный период деятельности ВС РФ система денежного обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала накопила значительное количество проблем, требующих как законодательного разрешения, так и повышения стимулирующей роли денежного обеспечения в период проведения реформы Вооруженных Сил, сокращения их численного состава с одновременным повышением качества боевой подготовки.

Изменения действовавшей системы денежного довольствия военнослужащих были обусловлены необходимостью:

-        приведения нормативной правовой базы, регулирующей вопросы этой сферы, в соответствие со сложившимися общественными и экономическими условиями в целях повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере оплаты труда военнослужащих;

-        повышения уровня их материального обеспечения с учетом создания новой структуры выплат, основу которой должны составлять оклады денежного содержания, за счет сокращения количества многочисленных надбавок;

-        приведения структуры органов, осуществляющих обеспечение денежным довольствием военнослужащих и оплату труда лиц гражданского персонала, в соответствие с новыми условиями функционирования ВС РФ.

Во исполнение перечня поручений президента России от 30 сентября 2010 года № К4196 был разработан и принят Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ. В соответствии с этим документом размеры денежного довольствия военнослужащих с 1 января 2012 года были увеличены в среднем в 2,5–3 раза [2, с.5].

В системе денежного довольствия существенное место заняли выплаты стимулирующего характера. Их размеры в рамках одной воинской должности поставлены в зависимость от профессионального мастерства военнослужащего, сложности и важности решаемых задач, добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей и других условий, способствующих качественному исполнению служебных обязанностей.

Установлены и компенсационные выплаты, учитывающие климатические и экологические особенности местностей, в которых дислоцируются воинские части, степень риска для жизни и здоровья, а также другие факторы.

Размеры окладов денежного содержания, повышающие коэффициенты, а также дополнительные выплаты изложены в приказе министра обороны от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ» [3,с.3].

В соответствии с новой системой:

-        размеры окладов по воинским званиям увеличены в 3 (рядовой) — 6,5 раза (маршал РФ), оклады по воинской должности — в 4,5 (стрелок) — 4,6 раза (первый заместитель министра обороны РФ);

-        предельные размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет снижены с 70 до 40 % оклада по воинской должности, при этом фактические размеры надбавки увеличились;

-        размеры ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию) увеличены с 5–10 до 5–30 % оклада по воинской должности с установлением выплаты за третий класс и распространением права на ее получение на всех военнослужащих;

-        установлен предельный размер надбавки за особые условия военной службы до 100 % по воинской должности;

-        предельные размеры надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, снижены с 75 до 65 % оклада по воинской должности, при этом фактические размеры надбавки увеличились;

-        установлена надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, в размере до 100 % оклада по воинской должности;

-        размеры ежегодной материальной помощи снижены с двух до одного оклада денежного содержания в связи со значительным ростом этого оклада;

-        установлены иные дополнительные выплаты (премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, повышающие и районные коэффициенты, за службу в районах Крайнего Севера и др.).

Из состава денежного довольствия исключены и переведены в категорию других выплат подъемное пособие и суточные за каждый день нахождения в пути, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы.

В 2010–2013 годах Министерством обороны проведен комплекс мер, направленных на совершенствование финансового обеспечения Вооруженных Сил. В основу оптимизации был положен территориальный принцип.

Ранее финансовое обеспечение воинских частей, в том числе выплата денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу, осуществлялось через военные округа, виды, рода войск. С 2011 года исполнение этих функций передано созданным территориальным финансовым органам.

По состоянию на 1 января 2013 года функционировал 41 территориальный финансовый орган. В целях обеспечения централизованных расчетов с личным составом с применением единых алгоритмов в соответствии с приказом министра обороны от 3 октября 2011 года № 1771 создано ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» (ЕРЦ) [4, с. 2].

С 2011-го начался поэтапный переход на централизованные расчеты через ЕРЦ по заработной плате с гражданским персоналом воинских частей и учреждений, расположенных на территории Москвы и Московской области, центрального аппарата Минобороны, а также по денежному довольствию со всеми военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. С 1 сентября 2012 года приступили к поэтапному зачислению на финансовое обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В результате денежные средства военнослужащие получали от двух финансовых органов: ЕРЦ — денежное довольствие, УФО — остальные выплаты. При этом указанные финансовые органы выполняют практически аналогичные функции.

Для обеспечения расчетов с личным составом через ЕРЦ необходимо проводить работу по подготовке проектов соответствующих приказов и внесению в базу данных их содержания, а также сведений, необходимых для начисления причитающихся выплат каждому военнослужащему. Данные функции возложены на Главное управление кадров МО РФ (ГУК) и кадровые органы объединенных стратегических командований (ОСК) военных округов.

Таким образом, для обеспечения централизованных расчетов с личным составом помимо сотрудников ЕРЦ ежемесячно задействуются большое количество военнослужащих и лиц гражданского персонала других органов военного управления (без учета помощи, оказываемой сотрудниками кадровых органов ОСК военных округов на местах).

По информации, получаемой от командования военных округов, в результате проведенной централизации выплат денежного довольствия через ЕРЦ резко возросло количество обращений военнослужащих по проблемам, связанным с начислением и выплатой причитающихся сумм денежного довольствия.

Основными недостатками при производстве расчетов с военнослужащими через ЕРЦ являлись:

-        несвоевременное (неполное) удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей;

-        задержка (до 8 месяцев) выдачи денежных аттестатов уволенным военнослужащим, в связи с чем они не имели возможности своевременно оформить и получить пенсию;

-        несвоевременное оформление аттестатов военнослужащим, переведенным для дальнейшего прохождения службы в другие части, в результате чего многим военнослужащим длительное время не выплачивалось денежное довольствие за период их перемещения из одной воинской части в другую;

-        несвоевременное включение в приказ МО РФ по личному составу и строевой части военнослужащих, вновь принятых на военную службу по контракту, в результате чего задержка выплаты денежного довольствия указанным военнослужащим составляла до четырех месяцев;

-        отсутствие механизма удержаний из денежного довольствия военнослужащих, привлеченных приказами командиров воинских частей к материальной ответственности.

В 2011-м в Минобороны была организована работа по переходу на безналичный порядок расчетов с личным составом. Начальникам управлений (отделов) финансового обеспечения Минобороны предписывалось провести мониторинг кредитных учреждений в субъектах России и организовать с ними взаимодействие по установке банкоматов на территории воинских частей либо в непосредственной близости от них.

В целях реализации зарплатных проектов для Минобороны Банком ВТБ 24 установлено 348 банкоматов, из которых 100 (28,7 %) размещены на территории воинских частей и 248 находятся в шаговой доступности от них, Сбербанком России — 2817 банкоматов, из которых 263 (9,3 %) — на территории воинских частей и 2554 — в шаговой доступности от них.

Совершенствование финансового обеспечения Вооруженных сил в 2011–2013 гг. позволили увеличить размеры денежного довольствия военнослужащих и оптимизировали всю систему финансового обеспечения воинских частей.

Литература:

1.      Газета «Военно-промышленный курьер» от 24.07.2013 г.

2.      Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306 — ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат».

3.      Приказ МО от 29 декабря 2011 г. № 2700 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ».

4.      Приказ МО от 3 октября 2011 г. № 1771 «О создании ФКУ Единый расчетный цент МО РФ».

Основные термины (генерируются автоматически): денежного довольствия, денежного довольствия военнослужащих, финансового обеспечения, воинской должности, воинских частей, Вооруженных Сил, расчетов с личным составом, размеры денежного довольствия, финансового обеспечения Вооруженных, денежного содержания, размеры надбавки, фактические размеры надбавки, размеры ежемесячной надбавки, денежного обеспечения, обеспечения Вооруженных Сил, территории воинских частей, денежного обеспечения военнослужащих, денежным довольствием военнослужащих, документом размеры денежного, денежного довольствия военнослужащим.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос