Инновационный подход к стратегии управления улучшениями и изменениями на предприятии | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Стороженко В. В. Инновационный подход к стратегии управления улучшениями и изменениями на предприятии [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 149-151. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5376/ (дата обращения: 16.08.2018).

Рассматривается инновационный подход к стратегии управления улучшениями и изменениями на предприятии.

Ключевые слова: стратегия управления улучшениями и изменениями на предприятии, инновации в стратегии управления улучшениями и изменениями.

В начале XX века даже европейские страны основное внимание уделяли производству, так как рынок товаров был ненасыщенным, спрос был большим, и люди покупали то, что имелось. В середине XX века с развитием производственных мощностей рынок товаров становился более насыщенным, производители начинают осознавать необходимость ориентироваться на потребителя и на конкурентов. Сегодня предприятия вынуждены постоянно осуществлять улучшения и изменения бизнес-процессов и продукции для ответа на внешние и внутренние вызовы, обусловленные большой скоростью социального и экономического развития глобального экономического пространства.

Мировая практика управления улучшениями и изменениями на предприятии нашла свое отражение в международных стандартах: ИСО 9004–2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»; ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования»; ИСО 10007:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по управлению конфигурацией»; ИСО 21500 «Управление проектами».

В соответствии с требованиями стандартов ИСО 9004–2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» и ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» предприятию необходимо постоянно осуществлять мониторинг действий по улучшению своей деятельности и регистрировать их реализацию, так как это может обеспечить данные для будущих улучшений. Результаты анализа данных, полученных в ходе деятельности по улучшению, служат одним из входов для анализа со стороны руководства с целью обеспечения информации по улучшению деятельности организации. Организации необходимо составить оперативный план по менеджменту процессов, включающий управление изменениями, относящимися к процессам и продукции. Высшему руководству следует создать систему, в которой полномочия делегируются так, чтобы работники имели полномочия и приняли на себя ответственность по определению возможностей там, где организация может улучшить свою деятельность. Для обеспечения структуры деятельности по улучшению высшему руководству необходимо определить и внедрить процесс постоянного улучшения, который можно применять к процессам жизненного цикла продукции, вспомогательным процессам и другой деятельности. В целях достижения результативности и эффективности процесса улучшения следует уделять внимание процессам жизненного цикла продукции и вспомогательным процессам с точки зрения возможности применения лучших методов и управления плановыми и неплановыми изменениями.

В стандарте ИСО 21500 «Управление проектами» описан процесс контроля изменений. Цель контроля изменениями — контролировать все изменения в проекте и в его результатах для формального принятия или отклонения этих изменений перед их последующим внедрением. В соответствие с требованиями данного стандарта на протяжении всего проекта необходимо регистрировать запросы на изменения в журнале изменений, оценивать их с точки зрения получаемой выгоды, содержания, ресурсов, сроков, стоимости, качества и рисков, оценивать их угрозы и выгоды для проекта и получить одобрение до начала их реализации. Запрос на изменение может быть изменен или даже отменен в зависимости от оценки его воздействия на проект. Как только изменение утверждено, решение должны быть доведено до соответствующих заинтересованных сторон для реализации изменения, включая, при необходимости, обновление проектной документации. Изменения в результатах проекта должны контролироваться с помощью процедур, таких как управление конфигурацией продукции.

В стандарте ИСО 10007:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по управлению конфигурацией» управление изменениями определяется как действия по управлению продукцией после формального одобрения данных о конфигурации продукции. После первоначального установления данных о конфигурации продукции необходимо управлять всеми изменениями конфигурации продукции. Потенциальное воздействие изменений, требований потребителя и базовой конфигурации влияют на степень управления, необходимую для введения предложенного изменения или применения разрешения на отклонение. Процесс управления изменением должен быть документально оформлен и должен включать в себя:

-       описание процесса, оправдательные документы и записи об изменении;

-       классификацию изменения с точки зрения его сложности, необходимых ресурсов и планирования для выполнения;

-       оценку последствий изменения;

-       подробное описание того, как изменение должно быть подготовлено;

-       подробное описание того, как изменение должно быть выполнено и верифицировано. Управление изменениями затрагивает идентификацию и документирование потребности в изменении и его влиянии, а также просмотр и утверждение изменений в процессах и продукте. Среди этих изменений выделяются те, которые требуют применения контроля конфигурации. Управление изменениями включает управление изменениями в содержании проекта и в плане проекта. Перед принятием изменения необходимо проанализировать цели, рамки и последствие изменения. Управление изменениями включает скоординированные изменения по взаимосвязанным процессам проекта и разрешение любых конфликтов. Процедуры по управлению изменениями также включают контроль документооборота.

Изучение литературы по управлению улучшениями и изменениями авторов: Блинова А., Замышляева О., Кожевиной О., Хайниша С., Глушакова В. позволяет сделать вывод о том, что авторы, во многом, не учитывают важности выделения основных факторов, определяющих современную стратегию управления улучшениями и изменениями на предприятии. Вместе с тем, быстро меняющиеся условия внешней среды приводят к необходимости сформировать новую стратегию управления улучшениями и изменениями на предприятии.

В таблице 1 предложено описание новых факторов, определяющих современную инновационную стратегию управления улучшениями и изменениями на предприятии.

Таблица 1

Новые факторы, определяющие современную инновационную стратегию управления улучшениями и изменениями на предприятии

п/п

Название факторов

Описание факторов

1

Создание творческой атмосферы

1.      Создание социально-психологических условий профессиональной деятельности, способствующих вовлечению работников в активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции.

2

Выделение деятельности, направленной на поиск возможностей улучшения

1.      Разделение операционной деятельности сотрудников и деятельности, направленной на поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции.

2.      Выделение части рабочего времени на активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции.

3

Материальное стимулирование поиска возможностей улучшения

Вознаграждение за достижение улучшений.

4

Внедрение процесса постоянного улучшения бизнес-процессов и продукции

1.    Сравнение с достижениями конкурентов и с лучшей практикой.

2.    Оценка результативности (степени выполнения требований, достижения результата).

3.    Отслеживание изменений законов и регламентов.

4.    Оценка эффективности расхода ресурсов.

5.    Поиск возможности применения лучших методов и технологий.

6.    Оценка результатов внедрения улучшений и изменений.

5

Определение ответственных лиц за управление улучшениями и изменениями

Создание структурного подразделения для управления улучшениями и изменениями на предприятии.

6

Включение в документооборот предприятия

1.    Создание системы документирования улучшений и изменений на предприятии.

2.    Интеграция системы документирования улучшений и изменений в общий документооборот предприятия

Скорость современного социального и экономического развития вызывает необходимость постоянного изменения предприятий. Организация должна иметь способность меняться автоматически в ответ на запросы внешней среды, извлекая полезные знания из собственного опыта и действий конкурентов.

В современной экономике понятия «стабильность» и «конечный результат» уступили место непрерывному движению к очередной намеченной цели. В связи с этим важно создать такой механизм функционирования предприятия, в котором заложен автоматизированный процесс опережающих внутренних изменений в виде системы управления улучшениями и изменениями бизнес-процессов и продукции с вовлечением всех сотрудников в активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик продукции предприятия.

Литература:

1.      Официальный сайт «Международной организации по стандартизации (ИСО)». Режим доступа: http://www.iso.org (дата обращения: 20.03.2014).

2.      Блинов А., Угрюмова Н. Управление изменениями. М.: Дашков и Ко, 2014. 302 с.

3.      Замышляев О. Матрица перемен. Как повысить эффективность изменений в компании. М.: Альпина Паблишер, 2014. 128 с.

4.      Рыженкова И. Управление изменениями. Развитие в условиях неопределенности. Сборник статей. М.: ИКАР, 2013. 192 с.

5.      Кожевина О. Управление изменениями. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013. 288 с.

6.      Хайниш С., Климова Э. Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями. М.: Едиториал УРСС, 2012. 144 с.

7.      Рыженкова И. Управление изменениями. Принятие решений. М.: ИКАР, 2012. 120 с.

8.      Глушаков В. Управление изменениями в бизнесе. Минск: Дикта, 2011. 212 с.

9.      Шермет М. Управление изменениями. М.: Дело АНХ, 2010. 128 с.

10.  Эдвард Бек, Кристофер Коуон. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке: пер. с англ. М.: BestBusinessBooks, 2010. 424 с. [Edward Bek, Kristofer Kowon. Spiral Dynamics: Mastering Values, Leadership, and Change].

11.  Распопов В. Управление изменениями. М.: Магистр, 2009. 334 с.

Основные термины (генерируются автоматически): изменение, управление изменениями, Система менеджмента качества, управление улучшениями, улучшение, предприятие, стратегия управления, активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, характеристика продукции, деятельность.

Ключевые слова

стратегия управления улучшениями и изменениями на предприятии, инновации в стратегии управления улучшениями и изменениями

Похожие статьи

Методика и инструменты проведения изменений на...

изменение, управление изменениями, Система менеджмента качества, управление улучшениями, улучшение, предприятие, стратегия управления, активный поиск возможностей улучшения показателей процессов...

Совершенствование системы управления организацией...

Это формирования эффективной системы управления изменениями

Ключевые слова: менеджмент, изменений, стратегия, модели, организация, лидер, сотрудники.

Обычно такие изменения касаются, какого-то определенного направленного улучшения.

Стратегия управления качеством продукции | Статья в журнале...

качество, область качества, стратег управления, средство управления, способ воздействия, качество продукции, развитие качества, метод управления, улучшение качества, управление качеством.

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

система менеджмента качества, QMS, управление качеством, предприятие, повседневная жизнь, ISO, элемент менеджмента качества, Улучшение, процесс, оценка. Международная сертификация систем качества предприятий...

Процессы руководства в области качества | Статья в журнале...

- определение возможностей улучшения системы менеджмента качества, в том числе определение пригодности, достаточности и результативности СМК, учитывая политику и цели в области качества

Стратегические показатели управления качеством процессов...

Стратегическое управление качеством процессов в организации считается важным фактором для долгосрочного успеха организации. Внимательно исследуя стратегические показатели и применяя правильные меры по улучшению производства...

Особенности применения стоимостного подхода при разработке...

В статье изложены основные принципы стандартизации бизнес-процессов в системе управления качеством производственного предприятия, на основе применения стоимостного подхода.

Управление конкурентоспособностью компании на основе...

Система управления качеством — Требования ИСО 9001: 2015. управление качеством, процесс, предприятие, клиент, принцип, качество, область качества, потребность клиентов, качество продукции, система... Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством...

Стандарты ИСО серии 9000, содержащие требования к системам менеджмента качества (СМК) организаций, отражая данную общемировую тенденцию, также уделяют внимание данному аспекту управления...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методика и инструменты проведения изменений на...

изменение, управление изменениями, Система менеджмента качества, управление улучшениями, улучшение, предприятие, стратегия управления, активный поиск возможностей улучшения показателей процессов...

Совершенствование системы управления организацией...

Это формирования эффективной системы управления изменениями

Ключевые слова: менеджмент, изменений, стратегия, модели, организация, лидер, сотрудники.

Обычно такие изменения касаются, какого-то определенного направленного улучшения.

Стратегия управления качеством продукции | Статья в журнале...

качество, область качества, стратег управления, средство управления, способ воздействия, качество продукции, развитие качества, метод управления, улучшение качества, управление качеством.

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

система менеджмента качества, QMS, управление качеством, предприятие, повседневная жизнь, ISO, элемент менеджмента качества, Улучшение, процесс, оценка. Международная сертификация систем качества предприятий...

Процессы руководства в области качества | Статья в журнале...

- определение возможностей улучшения системы менеджмента качества, в том числе определение пригодности, достаточности и результативности СМК, учитывая политику и цели в области качества

Стратегические показатели управления качеством процессов...

Стратегическое управление качеством процессов в организации считается важным фактором для долгосрочного успеха организации. Внимательно исследуя стратегические показатели и применяя правильные меры по улучшению производства...

Особенности применения стоимостного подхода при разработке...

В статье изложены основные принципы стандартизации бизнес-процессов в системе управления качеством производственного предприятия, на основе применения стоимостного подхода.

Управление конкурентоспособностью компании на основе...

Система управления качеством — Требования ИСО 9001: 2015. управление качеством, процесс, предприятие, клиент, принцип, качество, область качества, потребность клиентов, качество продукции, система... Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством...

Стандарты ИСО серии 9000, содержащие требования к системам менеджмента качества (СМК) организаций, отражая данную общемировую тенденцию, также уделяют внимание данному аспекту управления...

Задать вопрос