Процессы руководства в области качества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 27.05.2015

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Браун А. А., Григорьев М. Г. Процессы руководства в области качества // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 761-763. — URL https://moluch.ru/archive/91/19455/ (дата обращения: 13.12.2018).

Введение. В современных экономических условиях наблюдается переход от рынка производителя к рынку потребителя. Потребитель начинает предъявлять свои требования к продукции, которые необходимо удовлетворить. Это заставляет производителей и поставщиков продукции уделять все большее внимание качеству и соответствию требованиям потребителей. Одним из эффективных инструментов достижения этих целей является система менеджмента качества. Однако СМК организации требует постоянного активного участия высшего руководства при ее разработке, внедрении, функционировании и совершенствовании.

Одним из видов данного участия является анализ СМК со стороны руководства. Однако в настоящее время не существует четких регламентированных правил проведения анализа СМК.

Исходя из требований стандартов ГОСТ ISO 9001–2011 и ГОСТ РВ 0015–002–2012, были выделены следующие процессы руководства организации по обеспечению деятельности в рамках системы менеджмента качества:

-     Обязательства руководства;

-     Ориентация на потребителя;

-     Политика в области качества;

-     Планирование;

-     Обеспечение внутреннего обмена информацией;

-     Анализ системы менеджмента качества со стороны руководства [1].

Общая цель данных процессов состоит в обеспечении со стороны высшего руководства единства целей и направлений деятельности организации, а также условий для разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии СМК и постоянного улучшения ее результативности и деятельности организации в целом.

Обязательства руководства. Руководство возлагает на себя ответственность за общую организацию работ по разработке и внедрению системы менеджмента качества, за ее соответствие установленным требованиям, контроль ее результативности, повышение эффективности системы менеджмента качества с учетом интересов потребителей и обеспечение наличия свидетельств исполнения своих обязанностей [1].

Для этого руководство определяет ответственность, полномочия и порядок взаимодействия подразделений, а также организации с заинтересованными сторонами в процессе создания и обеспечения качества продукции [2].

Вся деятельность руководства в рамках системы менеджмента качества отражается в отчетных документах для обеспечения наличия свидетельств активной позиции в области качества.

Ориентация на потребителя. В рамках данного процесса руководство обеспечивает правильное понимание требований потребителей и их полное удовлетворение, вне зависимости от того, кто в организации осуществляет прямое взаимодействие с потребителями.

Для повышения удовлетворенности потребителей руководство организации идентифицирует их потребности, ожидания и обеспечивает:

-     понимание этих потребностей и ожиданий;

-     доведение требований потребителей до сотрудников организации;

-     установление основных характеристик продукции;

-     проведение необходимых мероприятий, обеспечивающих выполнение требований потребителей;

-     проведение оценки удовлетворенности потребителей [1].

Политика в области качества. Для эффективного функционирования системы менеджмента качества в организации руководство разрабатывает и поддерживает в рабочем состоянии политику в области качества. Она отражает основные направления деятельности и обязательства организации, опирается на идентифицированные ожидания и требования потребителей, создает основу для целей и определяет направление развития организации. В политике в области качества руководство отражает свои основные приоритеты деятельности, в отношении заинтересованных сторон организации [3].

Политика в области качества предусматривает, в том числе, постоянное повышение результативности системы менеджмента качества и мероприятий по обеспечению качества продукции на всех стадиях жизненного цикла.

От руководства организации требуется периодически анализировать разработанную политику в области качества на постоянную пригодность. Результаты анализа должны быть документально оформлены и доведены до соответствующих подразделений организации. При этом следует корректировать цели и задачи, поставленные руководством перед подразделениями, для соответствия принятой политике в области качества [2].

Планирование. Данный процесс подразумевает планирование всей деятельности организации в рамках системы менеджмента качества. Это планирование направлено на:

-     идентификацию процессов, обязательных для СМК, их очередность и взаимодействия;

-     определение критериев и методов оценки эффективности системы менеджмента качества;

-     обеспечение необходимыми ресурсами и информацией;

-     обеспечение целостности СМК при планировании и внедрении изменений;

-     разработку мероприятий по достижению целей в области качества [3].

При определении целей в области качества руководству следует иметь в виду необходимость того, чтобы цели были четко сформулированными, измеримыми и согласованными с политикой в области качества. Задача целей в области качества состоит в том, чтобы определить соответствие требованиям потребителей и нормативным документам, а также обеспечить эффективное функционирование и совершенствование системы менеджмента качества.

Результаты процесса планирования системы менеджмента качества отражаются в виде плановых документов по качеству, где прописываются цели, этапы, виды и структура работ для каждого подразделения организации [2]. Плановые документы (цели подразделений, план работы Совета по качеству, предупреждающие действия) должны быть взаимосвязаны по срокам, включать контрольные точки, для обеспечения возможности оценки требований к качеству продукции, и, при необходимости, список отчетных документов, соответствующих этим точкам [2].

Обеспечение внутреннего обмена информацией. Деятельность руководства в данном процессе сводиться к определению и внедрению эффективного процесса внутреннего обмена информацией, связанной с системой менеджмента качества, политикой в области качества, требованиями потребителей и нормативных документов, целей и методов их достижения. Данная информация помогает в улучшении деятельности организации и обеспечивает непосредственное вовлечение работников в достижение целей в области качества.

Для внедрения процесса внутреннего обмена информацией руководство определяет состав и формы информационных документов, которые содержат:

-     исходные данные для выполнения планируемых работ;

-     способы решения задач для обеспечения выполнения требований;

-     выходные данные и пути их реализации для последующего применения в выполняемых процессах системы менеджмента качества [3].

Для функционирования процесса обмена внутренней информацией руководство организации обеспечивает:

-     сбор информации о результативности процессов и системы менеджмента качества;

-     назначение отдельных лиц или подразделений, ответственных за сбор, анализ и распространение информации, и определение их функциональных обязанностей;

-     установление надежных каналов информации между ее источниками и потребителями [3].

Анализ со стороны руководства. Анализ СМК руководством организации — один важнейших видов деятельности, результаты которого служат основой для принятия стратегических решений в области качества, включая улучшение процессов СМК.

В рамках данного процесса руководство организации проводит анализ системы менеджмента качества через запланированные интервалы времени.

Целями анализа СМК являются:

-     определение пригодности, адекватности и эффективности системы менеджмента качества организации в удовлетворении нормативных требований и требований потребителей;

-     определение возможностей улучшения системы менеджмента качества, в том числе определение пригодности, достаточности и результативности СМК, учитывая политику и цели в области качества;

-     обеспечение и формирование данных для стратегического планирования целей организации, которые могут привести к улучшению ее деятельности [4].

Анализ СМК состоит из двух этапов:

-     первый этап (подготовительный) заключается в сборе и обобщении данных о функционировании внедренной СМК;

-     второй этап — проведение анализа и выработка решений на Совете по качеству.

Для проведения анализа руководство использует следующие входные данные, включающие:

-     результаты внутренних и внешних аудитов системы менеджмента качества;

-     показатели функционирования процессов СМК и соответствия требованиям;

-     результаты функционирования процессов СМК и соответствие продукции требованиям контрактов (договоров) и ДС;

-     обратную связь с потребителями;

-     статус корректирующих и предупреждающих мероприятий;

-     оценку результативности системы менеджмента качества;

-     результаты предыдущих анализов со стороны руководства [3].

На первом этапе анализа СМК происходит сбор данных для расчета результативности процессов; анализ собранных данных и составление перечня оцениваемых параметров СМК; обобщение всех данных о деятельности организации и результативности процессов для предоставления их на рассмотрение Совета по качеству.

На втором этапе Совет по качеству на основании всех предоставленных материалов проводит окончательную оценку СМК и дает заключение:

а)    о результативности СМК;

б)   о пригодности СМК;

в)   о достаточности СМК.

На основании оценки СМК, а также внешних факторов Совет по качеству принимает решения:

а)    о повышении результативности СМК, процессов;

б)   об улучшении характеристик продукции с учетом требований потребителей;

в)   о потребностям в ресурсах.

Результаты анализа процессов СМК являются основой для разработки и реализации мероприятий по улучшению показателей процессов СМК, по улучшению характеристик продукции, сокращению потерь, удовлетворенности потребителей, по совершенствованию состава и содержания документации СМК [5].

Заключение. Обязательное участие руководства во внедрении и функционировании СМК является неотъемлемой частью успешного обеспечения качества продукции и деятельности предприятия. Стандарты ГОСТ ISO 9001–2011 и ГОСТ РВ 0015–002–2012 дают прямые рекомендации по организации данного участия. Применение этих рекомендаций гарантирует положительные результаты при построении и улучшении системы менеджмента качества на предприятии.

 

Литература:

 

1.    ГОСТ ISO 9001–2011 «Система менеджмента качества. Требования» — М.: Стандартинформ, 2012. — 28 с.

2.    Морозова О. А. ISO 9001: разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества: практическое руководство для специалистов по качеству / ведущий ред. О. А. Морозова. — обновленное изд.. — СПб.: Форум Медиа, 2007. — 1018 с.

3.    ГОСТ РВ 15.002–2003 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Система менеджмента качества. Общие требования» — M.: Стандартинформ, 2012. — 38 с.

4.    ISO 9001 Consulting, Training and Auditing Services– электронный ресурс: URL: http://www.askartsolutions.com, свободный. Дата обращения: 08.02.2014.

5.    Mark A. Randig. ISO 9001 — Your Management Review — электронный ресурс: URL: http://www.masquality.com/White_Papers/WP_YourISO9001_ManagementReview_081507.html, свободный. Дата обращения: 03.03.2014.

Основные термины (генерируются автоматически): область качества, руководство организации, требование потребителей, внутренний обмен, сторона руководства, ISO, деятельность организации, рамка системы менеджмента качества, система менеджмента качества, руководство.


Похожие статьи

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого организация направляет и управляет теми видами деятельности, которые связаны (вне зависимости от того, прямо или косвенно) с достижением намеченных результатов.

Элементы система менеджмента качества по ISO9001.

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны. На предприятии нужно уметь использовать элементы менеджмента качества, что получается не у всех и является главной проблемой.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001.

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях...

Таким образом, Система Менеджмента Качества – это экономически выгодная, прагматичная организация деятельности предприятий, основанная на активном участии всех её членов.

Документирование системы менеджмента качества

Статья посвящена анализу новой версии международного стандарта ISO 9001:2015 “Системы менеджмента качества. Требования” и преподаванию этой дисциплины в вузе по специальности “Документоведение и архивоведение”.

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии

Решение о формировании системы менеджмента качества в организации принимается директоратом предприятия, разрабатываются цели построения системы.

Управление конкурентоспособностью компании на основе...

Руководство по качеству. – Политика и цели в области качества.

Система менеджмента качества фокусируется на качестве продукции.

Основные термины (генерируются автоматически): система менеджмента качества, ISO, показатель, Управление...

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Система менеджмента качества — неотъемлемая часть общей стратегии организации, построенная, прежде всего, на стандартах ISO серии 9000 и принципах всеобщего управления качеством (англ.

Влияние систем менеджмента качества на финансовые...

Система менеджмента качества (СМК) — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, что включает в себя разработку политики и целей и деятельность по достижению этих целей на всех уровнях управления [1]...

Внутренний аудит системы менеджмента качества на...

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности использования внутреннего аудита системы менеджмента качества в работе современных организаций. Раскрыто понятие внешнего и внутреннего аудита.

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого организация направляет и управляет теми видами деятельности, которые связаны (вне зависимости от того, прямо или косвенно) с достижением намеченных результатов.

Элементы система менеджмента качества по ISO9001.

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны. На предприятии нужно уметь использовать элементы менеджмента качества, что получается не у всех и является главной проблемой.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001.

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях...

Таким образом, Система Менеджмента Качества – это экономически выгодная, прагматичная организация деятельности предприятий, основанная на активном участии всех её членов.

Документирование системы менеджмента качества

Статья посвящена анализу новой версии международного стандарта ISO 9001:2015 “Системы менеджмента качества. Требования” и преподаванию этой дисциплины в вузе по специальности “Документоведение и архивоведение”.

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии

Решение о формировании системы менеджмента качества в организации принимается директоратом предприятия, разрабатываются цели построения системы.

Управление конкурентоспособностью компании на основе...

Руководство по качеству. – Политика и цели в области качества.

Система менеджмента качества фокусируется на качестве продукции.

Основные термины (генерируются автоматически): система менеджмента качества, ISO, показатель, Управление...

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Система менеджмента качества — неотъемлемая часть общей стратегии организации, построенная, прежде всего, на стандартах ISO серии 9000 и принципах всеобщего управления качеством (англ.

Влияние систем менеджмента качества на финансовые...

Система менеджмента качества (СМК) — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, что включает в себя разработку политики и целей и деятельность по достижению этих целей на всех уровнях управления [1]...

Внутренний аудит системы менеджмента качества на...

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности использования внутреннего аудита системы менеджмента качества в работе современных организаций. Раскрыто понятие внешнего и внутреннего аудита.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого организация направляет и управляет теми видами деятельности, которые связаны (вне зависимости от того, прямо или косвенно) с достижением намеченных результатов.

Элементы система менеджмента качества по ISO9001.

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны. На предприятии нужно уметь использовать элементы менеджмента качества, что получается не у всех и является главной проблемой.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001.

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях...

Таким образом, Система Менеджмента Качества – это экономически выгодная, прагматичная организация деятельности предприятий, основанная на активном участии всех её членов.

Документирование системы менеджмента качества

Статья посвящена анализу новой версии международного стандарта ISO 9001:2015 “Системы менеджмента качества. Требования” и преподаванию этой дисциплины в вузе по специальности “Документоведение и архивоведение”.

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии

Решение о формировании системы менеджмента качества в организации принимается директоратом предприятия, разрабатываются цели построения системы.

Управление конкурентоспособностью компании на основе...

Руководство по качеству. – Политика и цели в области качества.

Система менеджмента качества фокусируется на качестве продукции.

Основные термины (генерируются автоматически): система менеджмента качества, ISO, показатель, Управление...

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Система менеджмента качества — неотъемлемая часть общей стратегии организации, построенная, прежде всего, на стандартах ISO серии 9000 и принципах всеобщего управления качеством (англ.

Влияние систем менеджмента качества на финансовые...

Система менеджмента качества (СМК) — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, что включает в себя разработку политики и целей и деятельность по достижению этих целей на всех уровнях управления [1]...

Внутренний аудит системы менеджмента качества на...

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности использования внутреннего аудита системы менеджмента качества в работе современных организаций. Раскрыто понятие внешнего и внутреннего аудита.

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого организация направляет и управляет теми видами деятельности, которые связаны (вне зависимости от того, прямо или косвенно) с достижением намеченных результатов.

Элементы система менеджмента качества по ISO9001.

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны. На предприятии нужно уметь использовать элементы менеджмента качества, что получается не у всех и является главной проблемой.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001.

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях...

Таким образом, Система Менеджмента Качества – это экономически выгодная, прагматичная организация деятельности предприятий, основанная на активном участии всех её членов.

Документирование системы менеджмента качества

Статья посвящена анализу новой версии международного стандарта ISO 9001:2015 “Системы менеджмента качества. Требования” и преподаванию этой дисциплины в вузе по специальности “Документоведение и архивоведение”.

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии

Решение о формировании системы менеджмента качества в организации принимается директоратом предприятия, разрабатываются цели построения системы.

Управление конкурентоспособностью компании на основе...

Руководство по качеству. – Политика и цели в области качества.

Система менеджмента качества фокусируется на качестве продукции.

Основные термины (генерируются автоматически): система менеджмента качества, ISO, показатель, Управление...

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Система менеджмента качества — неотъемлемая часть общей стратегии организации, построенная, прежде всего, на стандартах ISO серии 9000 и принципах всеобщего управления качеством (англ.

Влияние систем менеджмента качества на финансовые...

Система менеджмента качества (СМК) — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, что включает в себя разработку политики и целей и деятельность по достижению этих целей на всех уровнях управления [1]...

Внутренний аудит системы менеджмента качества на...

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности использования внутреннего аудита системы менеджмента качества в работе современных организаций. Раскрыто понятие внешнего и внутреннего аудита.

Задать вопрос