Развитие малого агробизнеса на основе маркетинга
Авторы: Мищенко Татьяна Леонидовна, Знаменщикова Оксана Владимировна
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 23.02.2014
Статья просмотрена: 152 раза
Библиографическое описание:
Мищенко, Т. Л. Развитие малого агробизнеса на основе маркетинга / Т. Л. Мищенко, О. В. Знаменщикова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5151/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современных экономических условиях, обусловленных вступлением России в ВТО, меняются условия хозяйствования практически всех форм собственности. Малый бизнес, также является не исключением из рыночных правил и в связи с этим не может оставаться в стороне. Как правило, основной задачей на сегодня малых форм хозяйствования является повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг. Однако, как показывает практика сегодняшнего дня, уровень готовности многих малых предприятий к росту конкуренции как на локальных, региональных, так и на внешних рынках низкий и оставляет желать лучшего.
Нельзя не отметить, что некоторые из них успешно позиционируют свое предложение не только на внутренних рынках, но и на внешних рынках, используя для этого нововведения. Следует также отметить, что риск, связанный с новыми преобразованиями в экономике существует, при этом он сопровождается, прежде всего, такими проблемами, как:
- низкая рентабельность производства;
- высокая степень долговых обязательств;
- устаревшие основные фонды и технологии;
- диспаритет ценовой политики сырья и готового товара;
- дисбаланс между вознаграждением за труд и производительностью труда;
- демографические и социальные проблемы и др.
Однако необходимо признать и то, что новации несут в себе не только риски, но и положительные моменты, которые дают определенные возможности для развития малого агробизнеса, а именно:
- расширение рыночных границ бизнеса;
- позиционирование продукции в условиях международной правовой защиты;
- устранение дискриминации по возникающим спорным вопросам между партнерами через установленные правила ВТО;
- возможность реализации товарной (продуктовой), портфельной стратегий, стратегии роста бизнеса в рамках ВТО и другие.
Тем не менее, опыт развитых стран свидетельствует о том, что развитие малого предпринимательства способствует решению целого ряда задач, которые изначальной ставились и Россией:
1) демонополизация и формирование конкурентной среды;
2) насыщение рынков товарами и услугами;
3) снижение уровня безработицы;
4) экономический рост и т. д.
На сегодняшний день тенденция развития отечественного малого бизнеса отражает ряд нерешенных проблем, к которым в первую очередь можно отнести сложность доступа к финансово-кредитным ресурсам, несовершенство правовых условий, сложившиеся рыночные барьеры и другое. Развития малого бизнеса в современной экономике способствует повышению уровня жизни на селе, развитию социальной инфраструктуре, изменению социально-демографических и экономических процессов.
Для успешной работы в современных экономических условиях необходима ориентация на маркетинг, как специальная деятельность, направленная на удовлетворение требований рынка и желаний людей и предприятий путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами. Современная концепция маркетинга нацелена не только на удовлетворение требований рынка при внедрении товара и расширении рыночных границ, но и на обеспечение безопасности рынка, заботу о потребителях, что, несомненно, лежит в основе развития малого агробизнеса. Для реализации данной концепции в первую очередь необходимо проводить аналитическую работу на рынке с целью выбора наиболее интересных и приоритетных направлений хозяйственной деятельности, что позволит осуществить разработку товаров и услуг, которые востребованы рынком или провести модификацию и усовершенствование имеющихся.
Современная концепция маркетинга — это определенный образ мышления, который направлен на удовлетворение рыночного спроса, на получение намеченного уровня рентабельности и максимальную прибыль, а также на организацию свободного и конкурентного обмена и предложения. Предприятия малого бизнеса ведут свою предпринимательскую деятельность в жесткой конкуренции, и для «выживания» в такой среде должны формировать ее на принципах маркетингового управления предприятием.
Эффективность работы малого предприятия непосредственно зависит, в первую очередь, от продаж, что требует от предприятия постоянного мониторинга рынка, то есть ведения деятельности в области маркетинга. Такие предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции, рыночные ниши. Они имеют высокую гибкость к изменениям рыночной конъюнктуры.
К субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь численность работников, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, как без образования юридического лица, так и с образованием юридического лица. С учетом функциональных особенностей малые предприятия можно разделить на: традиционные и инновационные.
Традиционные имеют стабильностью в объемах выпускаемой продукции и необходимых видах услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примером таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т. п. Владельцы традиционных малых предприятий ориентируются на небольшую сумму прибыли и сохранение традиций в производстве или обслуживании, а не на стремительное развитие своего предприятия.
Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются «проводником» нового вида производства, новой продукции. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует: если не будет спроса на новые виды товаров, то предприятие разорится и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело станет успешным, то прибыль будет быстро расти и владелец предприятия превратится из мелкого бизнесмена в крупного предпринимателя.
Оценивая развитие малого бизнеса в Орловской области, следует отметить, что в 2012 году функционировало 243 сельскохозяйственных организации различных организационно-правовых форм, из которых 18 %- акционерные общества, 57 %- общества с ограниченной ответственностью, 4 %- товарищества на вере, 21 %-прочие. Наиболее активной частью сельского населения созданы крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, которые повышают уровень самообеспечения и способствуют сохранению социальной стабильности.
Численность занятых в К(Ф)Х и ЛПХ (основной вид деятельности) составляет более 40,5 тыс. человек или 31,2 % занятого населения в сельской местности. Данные формы хозяйствования занимают значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства, который ежегодно имеет тенденцию роста (рис.1). В целом по производству, на долю малого бизнеса приходится в среднем около 50 %.
Рис. 1. Структура производства валовой продукции.
Постановлением правительства Орловской области утверждена долгосрочная областная целевая Программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012–2015 годы». Целью программы является повышение производительности и обеспечение финансовой устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности.
Данная программа доказывает экономическую значимость малого аграрного бизнеса в сложившихся экономических реалиях. Именно эти формы хозяйствования являются важным источником повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости и самозанятости, устойчивого развития сельских территорий и продовольственной безопасности страны.
Кроме того, налаживание бизнеса в рамках маркетинговой системы, вышеперечисленные критерии только улучшаются, а сами предприниматели реализуют основную экономическую цель — рост конкурентных преимуществ не только на внутреннем рынке, но и на внешних рынках, что и является одним из условий аграрной политики в рамках глобальной экономики.
Литература:
1. Мищенко Т. Л. Особенности развития малого бизнеса в регионе // Научно-практический сборник. — Новосибирск, НГГУ, 2010 г. — 48 с.
2. Мищенко Т. Л. Управление маркетинговой деятельностью в АПК: учеб. пособие. Изд-во Орел ГАУ, 2012 г.- 80с.
3. Пелих А. С, Чумаков А. А., Баранников М. ML, Боков И. И., Дреев Г. А., Пронченко А. Г., Попета Г. Г. Организация предпринимательской деятельности [электронный ресурс] — Режим доступа. http://www.bibliotekar.ru/biznes-41/65.htm (дата обращения 5.02.2014).