В статье приведены результаты исследования основных направлений государственной поддержки сельского хозяйства, определено влияние оценки эффективности и механизма государственной поддержки сельского хозяйства. Основные направления государственной поддержки сельского хозяйства осуществляются в совокупных объёмах мер, которые в свою очередь позволяют обеспечить условия для развития сельского хозяйства в области.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, формы государственной поддержки.
Из-за объективных причин сельское хозяйство в сравнении с другими отраслями народного хозяйства в условиях свободного рынка характеризуется низкой конкурентоспособностью. Кроме того, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли и низким уровнем научно-технического прогресса. Все это приводит к тому, что себестоимость производимой сельскохозяйственной продукции имеет устойчивую тенденцию роста и, соответственно, способствует снижению относительных доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В результате, если государство не будет принимать никаких мер, на определенном этапе сельскохозяйственное производство в стране может оказываться убыточным не столько по причине низкой производительности труда аграриев, сколько по объективным условиям.
Агропромышленный комплекс занимает значительную долю в экономике РФ. На его долю приходится 35 % всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15 % ВВП.
Специфика сельского хозяйства заключается в том, что является зависимым от природных факторов и имеет ярко выраженную сезонную, циклическую модель развития. Сельское хозяйство, в отличие от других отраслей, медленнее приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.
Основными принципами государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются:
равная доступность государственной поддержки для всех субъектов;
адресность государственной поддержки;
гарантированность государственной поддержки;
целевой характер получения и использования бюджетных средств;
эффективность использования бюджетных средств.
Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий России осуществляется по следующим основным направлениям:
предоставление субсидий на компенсацию части затрат производителей по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур;
компенсация части затрат на приобретение материально-технических ресурсов;
субсидирование процентной ставки по кредитам;
предоставление субсидий на поддержку таких отраслей сельского хозяйства как элитное семеноводство, племенное животноводство, овцеводство и др.;
поддержка агропродовольственного рынка;
предоставление финансовых ресурсов на поддержку социальной инфраструктуры села [1].
Меры государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий можно разделить на меры прямого и косвенного воздействия. К прямым формам государственной поддержки относят формы поддержки, при которых бюджетные средства оказывают влияние на результаты сельхозпроизводства. Косвенные меры воздействия включают меры по защите внутреннего рынка сельхозпродукции, а также меры по его регулированию.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти [2].
Важнейшими задачами государственной программы являются: ускорение темпов роста объемов агропромышленного производства на основе его модернизации, повышения конкурентоспособности и создание условий для устойчивого развития сельских территорий [3].
Сельское хозяйство Орловской области специализируется на производстве зерна, сахарной (фабричной) свёклы, картофеля, овощей, масличных культур, мяса, молока, яиц.
Агропромышленная направленность экономики Орловской области, обусловленная высоким потенциалом региона в этой сфере, обеспечивает значительное превышение производства основных видов сельскохозяйственной продукции в расчёте на одного жителя над аналогичными общероссийскими показателями.
Рис.1. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2015 году, %
На Рис. 1 изображена структура сельского хозяйства Орловской области. Как мы видим основную долю занимают сельхозорганизации, удельный вес которых составил 66,4 %.
В рамках реализации государственной программы и в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением органами государственной власти Орловской области государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных организаций действуют программы:
1. «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013–2020 годы»
2. «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012–2016 годы».
Целью программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013–2020 годы» является устойчивое развитие сельских территорий на основе увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки, повышения конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизации производства. На реализацию данной программы выделено 45,1 млрд рублей, из областного бюджета было выделено 2,9 млрд рублей.
Но есть и ряд препятствий, которые замедляют развитие агропромышленного комплекса:
Неблагоприятные климатические условия;
Низкие темпы структурно-технологической модернизации;
Дефицит квалифицированных кадров;
Необоснованный рост цен на сельскохозяйственную технику, удобрения, ГСМ.
Успешное реализация государственных целевых программ и появление новых позволит Орловской области выйти на новый уровень развития, получить результат в виде роста объемов производства, повышения производительности труда, созданию новых рабочих мест, а также значительное обновление материально-технической базы сельскохозяйственного производства. Существует ряд факторов, которые создают этому хорошие условия: высокий ресурсный потенциал, инвестиционная привлекательность региона.
Таким образом, чтобы обеспечить динамичное и инновационное развитие сельского хозяйства, способствовать экономическому и социальному развитию сельских территорий необходимо искать резервы увеличение объемов государственной поддержки и повышать эффективность ее использования. При этом динамика развития инновационного и инвестиционного потенциала сельскохозяйственных производителей должна выступать в качестве основного индикатора необходимости предоставления им господдержки.
Литература:
1. Воитлева З. А. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РОССИИ // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2011. № 2 (2). С.46–48.
2. Павлова Е. А. Роль государственной поддержки АПК в Орловской области // Молодой ученый. — 2013. — № 1. — С. 175–177.
3. Сидоренко О. В., Ильина И. В. Реализация механизма государственной поддержки аграрного сектора по новым правилам // Аграрная Россия. — 2015. — № 5. — С.32–37