Статья посвящена изучению проблем и перспектив развития крестьянских (фермерских) хозяйств в РФ. Были определены основные преимущества и проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств. Также определены и предложены основные направления совершенствования аграрной политики с целью развития и использования потенциала крестьянских (фермерских) хозяйств.
Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, государственная поддержка, фермерство, сельскохозяйственное производство.
В связи с развитием многоукладной экономики и рыночных отношений в сельском хозяйстве РФ, широкое распространение получили крестьянские (фермерские) хозяйства, основанные на новых формах землевладения и землепользования. Этому процессу способствовали радикальное изменение земельного законодательства, принятие новых нормативных актов исполнительной и законодательной власти.
Выполняя важные по своей значимости функции, крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с рядом трудностей, связанных со спецификой деятельности малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. Однако этот же факт обуславливает их преимущества.
Одной из характерных черт крестьянского (фермерского) хозяйства является ведение хозяйства гражданами, обладающими родственными связями, и зачастую ограничивается одной семьей. Малая форма хозяйствования, позволяет быть более гибким, «амортизировать» неповоротливость более крупных сельхозпредприятий. Преимущественно семейная основа трудовых взаимоотношений позволяют сократить до минимума административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением управленческих функций. Многофункциональность членов крестьянского (фермерского) хозяйства повышает показатели производительности труда, а также скорость реагирования на изменяющиеся условия хозяйствования и рыночных отношений [1].
Сегодня крестьянские (фермерские) хозяйства, обладают большим потенциалом для развития аграрного производства в России, а так же в комплексном развитии сельской местности. Одна ферма может предложить несколько и даже несколько десятков рабочих мест для местных жителей, а также обеспечить жителей района здоровой и натуральной пищей. Налоги, уплачиваемые фермерскими хозяйствами, помогают увеличить местные налоговые поступления, обеспечивая финансирование общественных программ и развития инфраструктуры в целом. Естественно, что несколько ферм на одной территории имеют большее влияние на местное сообщество. Расширение сельскохозяйственного производства на селе, отражается на экономике района, региона, а затем начинает влиять на экономические условия и на национальном уровне.
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств без мер государственной поддержки, весьма затруднительная задача и это обусловлено множеством факторов. Доходы в сельском хозяйстве нестабильны и, как правило, ниже доходов в других секторах экономики. Нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию является следствием нескольких факторов. Во-первых, это относительная медлительность, с которой фермеры могут реагировать на изменения спроса на свою продукцию. Фермеры, как правило, должны производить на основе ожиданий, и если их ожидания оказываются неверными, возникающий излишек или дефицит не может быть исправлен до начала следующего производственного цикла. После того, как урожай посажен, мало что можно сделать для увеличения или уменьшения производства в ответ на рыночные цены. Пока цены покрывают текущие эксплуатационные расходы, такие как затраты на сбор урожая, фермерам в любом случае необходимо выполнять свои производственные планы, даже если цены упадут до очень низкого уровня.
Нестабильность цен сопровождается нестабильностью доходов фермерских хозяйств. Хотя выручка от сельского хозяйства обычно не меняется так сильно, как цены на сельскохозяйственную продукцию, чистый доход может отличаться существенно. В современном сельском хозяйстве затраты, как правило, фиксированы, фермер не может компенсировать свои затраты снижением оплаты за технику, удобрения или рабочую силу [2].
Проблема недостатка сельскохозяйственных рабочих на сегодня остается одной из наиболее острых, и на это влияет несколько факторов, таких как миграция трудоспособного населения из села в город, низкооплачиваемый, зачастую низкоквалифицированный труд, отсутствие системного подхода к обучению рабочим специальностям и др.
Ряд таких проблем как низкая инвестиционная активность вследствие недостатка собственных оборотных средств, недоступность льготных банковских, коммерческих кредитов и займов, рост цен и тарифов, избыточно высокие налоги.
Опыт развитых стран показал, что сельское хозяйство можно сделать гораздо более продуктивным при надлежащих инвестициях в укрепление материально-технической базы, ирригационные системы, исследования, удобрения, инсектициды и гербициды и т. д.
Сегодня требуются большие капиталовложения не только в интенсификацию и модернизацию производства, но и в расширение сбытовой и транспортной инфраструктуры, чтобы фермерская продукция могла быть доступна всему населению.
Таким образом, развитие крестьянских (фермерских) хозяйств зависит от доступности кредитов, инноваций, удобрений, информации о передовых технологиях сельскохозяйственного производства и средств маркетинга, а главное от справедливой рыночной цены на сельскохозяйственную продукцию.
В развитых странах оказывается существенная поддержка фермерским хозяйствам, так принимались различные меры, чтобы поддерживать цены и доходы фермеров выше, чем они были бы получены на рынке. Разные страны вводили политику регулирования цен и доходов. Так, например, использовались тарифы или импортные сборы, импортные квоты, экспортные субсидии, прямые выплаты фермерам и ограничения на производство. Тарифы и импортные квоты могут быть эффективными только в том случае, если страна обычно импортирует часть своих поставок. Экспортные субсидии приводят к более высоким ценам для внутренних потребителей, чем для иностранных покупателей, поэтому их использование требует контроля над импортом, чтобы предотвратить поступление иностранных поставок на внутренний рынок и снижение цен. Прямые субсидии фермерам использовались для поддержания цен для потребителей на разумном уровне, гарантируя при этом фермерам прибыль выше уровня мирового рынка. Ограничения на производство, направленные на сокращение предложения и, следовательно, на повышение цен, применялись в Бразилии (для кофе) и в США (для основных культур).
Трудно оценить влияние политики регулирования цен и доходов. Политика, несомненно, сработала для увеличения сельскохозяйственного производства в странах, где она применялась, но ее полезность в качестве средства повышения экономического благосостояния фермеров спорна. Правительствам индустриальных стран удалось поднять доход от сельского хозяйства выше уровней, которые были бы достигнуты в отсутствие такого вмешательства. Помимо поддержания цен, они предоставляли субсидии на используемые сельским хозяйством ресурсы, такие как топливо и химические удобрения. Так же сказалась помощь в объединении небольших хозяйств в более крупные (сельскохозяйственные потребительские кооперативы) и в улучшении инфраструктуры.
Таким образом, чтобы фермерство было жизнеспособным, оно должно функционировать эффективно, а это означает, что фермеры должны иметь доступ к адекватным источникам кредита, иметь возможность получать удобрения, технику и другое оборудование, иметь возможность легко продавать свою продукцию.
Опыт стран с развитым сельским хозяйством показывает, что фермерские хозяйства эффективно могут развиваться только при развитой системе меж институциональных отношений. Развитая инфраструктура, уровень социальной обеспеченности, здравоохранения, образования и т. д. взаимосвязано с развитием аграрного производства в сельской местности.
При этом необходимы институты, которые обслуживают, консультируют, защищают и представляют интересы фермеров, «отпочковывают» и концентрируют отдельные стадии, процессы производства, сбыта, учета, материально-технического обеспечения, внедрения научно-технических достижений и т. д. [3] Здесь необходимо кооперация всех составляющих.
Сегодня необходимо подойти к вопросу развития сельскохозяйственного производства в России комплексно, и здесь наиболее важным соображением является то, способны ли другие институты — экономические, политические и социальные — предоставить фермерам широкий спектр ресурсов и альтернатив.
Литература:
- Войку И. П. Сущность и особенности крестьянского (фермерского) хозяйства как формы хозяйствования / И. П. Войку // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. — 2019. — № 9. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-krestyanskogo-fermerskogo-hozyaystva-kak-formy-hozyaystvovaniya (дата обращения: 25.12.2020).
- Парамонов П. Ф. Тенденции и проблемы развития крестьянских (фермерских) хозяйств / П. Ф. Парамонов, В. С. Колесник, Ю. Е. Стукова // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. — 2017. — № 132. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-problemy-razvitiya-krestyanskih-fermerskih-hozyaystv (дата обращения: 26.12.2020).
- Богданова О. В. Современное состояние, проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств / О. В. Богданова // Экономические исследования. — 2020. — № 1. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-problemy-i-perspektivy-razvitiya-krestyanskih-fermerskih-hozyaystv-1 (дата обращения: 26.12.2020).