В статье рассматриваются основные направления государственной поддержки агропромышленного комплекса России, анализируются объемы финансирования и распределения средств по каждому из направлений.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственная поддержка, финансирование, инвестиции, инновационное развитие.
Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим сектором экономики Российской Федерации. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно, соотношение спроса и предложения дополняется активным государственным регулированием и поддержкой.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса, осуществляемая в настоящее время в большей степени в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации разделятся на следующие основные направления:
- Развитие отраслей агропромышленного комплекса;
- Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе;
- Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;
- Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России;
- Устойчивое развитие сельских территорий [1].
Каким образом расставлены приоритеты при проведении процедуры распределения объемов финансирования данных направлений, наглядно демонстрирует Таблица 1.
Таблица 1
Распределение объемов финансирования основных направлений государственной поддержки АПК Российской Федерации [2]
Направление государственной поддержки |
Предусмотрено в 2018г. тыс. руб. | |||
Всего |
Вт.ч. за счет средств бюджета | |||
Федерального |
Субъектов | |||
Развитие отраслей агропромышленного комплекса |
146 607 776 |
116 620 868 |
29 986 908 | |
Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства |
29 071 392 |
22 683 343 |
6 388 048 | |
Повышение продуктивности в молочном скотоводстве |
21 432 099 |
15 928 252 |
5 503 847 | |
Содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса («Единая субсидия») |
96 104 285 |
78 009 272 |
18 095 013 | |
Стимулирование инвестиционной деятельности |
48 868 322 |
40 971 097 |
7 897 225 | |
Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе |
48 868 322 |
40 971 097 |
7 897 225 | |
Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения |
10 205 153 |
8 398 826 |
1 806 327 | |
Устойчивое развитие сельских территорий |
21 225 967 |
13 937 322 |
7 288 645 | |
Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов |
9 093 926 |
5 511 438 |
3 582 488 | |
Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие водоснабжения и (или) газификации |
5 557 447 |
3 607 994 |
1 949 453 | |
Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети общеобразовательных организаций |
3 003 271 |
2 553 118 |
450 153 | |
Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики |
467 139 |
309 723 |
157 416 | |
Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети плоскостных спортивных сооружений |
437 860 |
235 056 |
202 804 | |
Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку |
2 339 628 |
1 567 084 |
772 544 | |
Субсидии на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности |
326 696 |
152 910 |
173 785 | |
Всего |
226 907 218 |
179 928 112 |
46 979 105 | |
Анализ вышеизложенных данных позволяет сделать вывод о высокой заинтересованности государства в развитии отраслей агропромышленного комплекса, в том числе, с помощью привлечения инвестиционного кредитования, которое выступает на сегодняшний день в качестве важнейшего рычага развития внутреннего потенциала регионов.
Важно отметить, что привлечение инвестиций способствует также развитию интегрированных структур агропромышленного комплекса, их создание — единственный способ обеспечения паритета экономических отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей, как фундамента всей экономики, со своими партнёрами: предприятиями перерабатывающей промышленности, обслуживающей деятельности и сферы реализации.
Характеристика основных интеграционных объединений в агропромышленном комплексе на сегодняшний день представлена в Таблице 2.
Таблица 2
Основные формы интеграции вагропромышленном комплексе [3]
Интегрированная структура |
Сущность |
Особенности |
Кластер |
Объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг |
Узкая специализация, децентрализация, наличие управляющей кампании как формального органа управления, отсутствие единого устава, главной формой взаимодействия являются договорные отношения. |
Агрохолдинг |
Совокупность материнской (управляющей) компании и контролируемых ею дочерних предприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность и деятельность по реализации сельхозпродукции. |
Жесткая централизация, наличие единого органа управления (совета директоров) и организационно-правовой формы; научные разработки осуществляются исключительно по направлениям хозяйственной деятельности. |
Агротехнопарк |
Агротехнопарк — это организация, консолидирующая результаты работы НИИ, вузов, деловых площадок, сельскохозяйственных, производственных и перерабатывающих предприятий АПК и выставочных центров, специализирующихся на разработке, апробации и внедрении в собственное производство или коммерциализации инновационных продуктов и технологий. |
Создается на добровольной основе исходя из интересов участников; направлен на разработку инноваций, подготовку специалистов, способных осуществлять их поиск и работу с ними, повышение наукоемкости АПК; имеет устав, единые формы отчетности и органы управления; управляется коллегиальным органом (общим собранием участников); направления деятельности не ограничены в пределах АПК (не имеет узкой специализации); не имеет ограничений по площади; территориально локализован в пределах субъекта РФ. |
С 2018 года госпрограмма развития сельского хозяйства переведена на проектное управление. За счет этого государство намерено уйти от большого числа «размытых» целевых индикаторов и обеспечить эффективное использование средств на достижение приоритетных целей. Их пять:
‒ обеспечение продовольственной безопасности;
‒ увеличение добавленной стоимости в АПК;
‒ повышение темпов роста экспорта продукции АПК;
‒ увеличение инвестиций в сельское хозяйство и объема располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности.
На сегодняшний день для реализации одобрено четыре стратегических проекта. В соответствии с этим, в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (далее Госпрограмма) вносятся изменения, отражающие новые приоритетные проекты в программе и новые бюджеты. Приоритетными стали проекты «Экспорт продукции АПК», «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» и «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» [4].
В Госпрограмму также включены разделы, отражающие сводную информацию по опережающему развитию приоритетных территорий. Также с 1 января 2018 года федеральные целевые программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» интегрируются в Госпрограмму в качестве ее подпрограмм. Оценка эффективности реализации Госпрограммы будет производиться ежегодно на основе использования системы показателей и индикаторов.
Уже сегодня реализация государственных программ поддержки агропромышленного комплекса дает положительные результаты, так, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-августе 2018 года составил 15401,1 млн. долл. США, что на 28,9 % больше, чем в 2017 году. Увеличились объемы экспорта пшеницы (в 1,7 раза). В товарной структуре экспорта доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличилась на 0,1 процентных пункта и составила 5,4 % [5].
Литература:
- Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы;
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации счета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gp.specagro.ru/site/index/day/1/month/11/year/2018/Дата обращения: 08.11.2018
- Крысанов А. В. Экономические проблемы формирования и функционирования интегрированных структур в АПК и сельском хозяйстве.// Экономика и социум: современные модели развития. Межвузовский сборник научных трудов (Выпуск 15,2017).-С. 113–123
- Агропромышленный портал АГРОXXI [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.agroxxi.ru/stati/s-2018
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации счета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mcx.ru/analytics//Дата обращения: 09.11.2018
- Постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы».
- Шевченко А. В., Бабанов А. Б. Влияние реализации кластерного подхода на конкурентоспособность ВЭД Ростовской области [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — С. 24–28.
- Федеральная служба государственной статистики Официальная статистика // Национальные счета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ Дата обращения: 10.11.2018