Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Экономическая теория

Опубликовано в

III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)

Дата публикации: 07.02.2014

Статья просмотрена: 3836 раз

Библиографическое описание:

Тузелбаева, И. Н. Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация / И. Н. Тузелбаева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/5043/ (дата обращения: 23.04.2024).

Сельскохозяйственное производство, как и любая другая отрасль экономики, подчиняется основным экономическим законам в пределах любой экономической системы. В нынешних условиях, когда переход к рыночным отношениям и предоставление сельхозтоваропроизводителям предпринимательской свободы привели к демонтажу существовавшего в планово-распределительной экономике механизма хозяйствования, товаропроизводители вынуждены многие функции в сфере планирования, ценообразования, изучения рынка и т. д. переводить в рамки своей компетенции и стратегических интересов.

Необходимость самостоятельного поиска предприятиями АПК рынков сбыта произведенной продукции вызывает потребность в применении стратегического маркетингового инструментария.

За последнее время маркетинг значительно эволюционировал: возникнув первоначально как деятельность по распространению и сбыту товаров, он постепенно превратился во всестороннюю систему принципов, на основе которых предприятия могут устанавливать производственно-экономические связи. Это дает основание для утверждения о формировании маркетинга взаимодействия. [1]

В условиях меняющихся запросов и потребностей покупателей все более актуальным становится их учет в процессе производства и реализации сельскохозяйственной продукции, что обусловливает необходимость постепенного обновления производства и повышения качества продукции.

В свете современных представлений любое предприятие, хозяйствующее в сфере агропромышленного производства, должно тяготеть к глубокому изучению возможностей как собственного производства, так и конкурентов. Это позволяет, как показывает практика, занять предприятиям, осушествляющим такой анализ, определенное, достаточно устойчивое положение на рынке. При этом следует разработать стратегию маркетинга, ориентированную на определенные сегменты рынка, и обеспечивать реализацию конкурентных преимуществ на фоне других предприятий — производителей аналогичной продукции. При этом для предприятий АПК целесообразным представляется использование соответствующей системы информации для анализа рынка. Собранная информация используется по разным каналам, в том числе и для сегментации рынка сельхозпродукции. [2]

Сегментация рынка заключается в разделении рынков на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могуг требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия, Фирма определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них.

Анализ рыночного сегмента — это отслеживание колебаний в спросе и объяснение, почему они происходят (что, в свою очередь, предопределяет удовлетворение потребителя). Следовательно, этот аспект конкурентной рациональности предприятия не менее важен, чем уяснение структуры издержек. То, какое представление предприятие имеет о своих покупателях и как оно их сегментирует, является основанием для разработки и позиционирования изделий на целевом рынке, что в конечном итоге и определяет объем продаж и прибыли.

Предприятие, имеющее наиболее эффективную и рациональную модель сегментации, будет более конкурентоспособным, даже если оно не разработало выпускаемый ею товар и не оно является наиболее дешевым производителем. Таким образом, более эффективная модель сегментации поможет предприятию овладеть рынком3.

Сегментация рынка сельхозпродукции и позиционирование сельскохозяйственных изделий создают возможность ориентировать структуры, входящие в отдельное агропредприятие или в какую-либо кооперационно-интегрированную его форму, на конкретные потребности отдельных групп (сегментов) потребителей и направлять их усилия на удовлетворение этих потребностей. Необходимым условием для любой хозяйственной единицы является выборка наиболее выгодного одного или нескольких стратегических сегментов рыночного пространства, проведя их сравнительный анализ. [3]

В целях оптимальной эффективности предприятиям аграрной сферы нецелесообразно в условиях отсутствия свободных финансовых средств и времени проводить глубокую сегментацию на основе многофакторного сегментирования. Такой подход может быть под силу крупным научно-исследовательским центрам. Процесс определения «целевого сегмента» подводит к применению критериев сегментирования. [4]

Критерий сегментирования — это фактор, по которому оценивается обоснованность выбора того или иного сегмента для предприятия. Наиболее распространенные критерии сегментирования: количественные параметры сегмента (емкость сегмента); доступность сегмента для предприятия; существенность сегмента: доходность; совместимость сегмента с рынком основных конкурентов; эффективность работы на выбранном сегменте рынка; защищенность выбранного сегмента от конкуренции.

Сегментация как элемент стратегического маркетинга предопределяет прежде всего изучение потребителя в постоянно меняющейся рыночной среде. Данное явление в первую очередь несет в себе практическую актуальность на фоне нарастающей конкуренции на продовольственных рынках аграрной продукции.

Исследование потребителей позволяет определить и проанализировать комплекс факторов, которыми руководствуются потребители при покупке сельхозпродукции.

Благодаря разделению рынков на сегменты открывается возможность приводить в соответствие емкость рынка (точнее, емкость суммы сегментов всех рынков) и производственные мощности предприятий. Более достоверным становится и прогнозирование (например, если сельскохозяйственная продукция рассчитана для поставки в школы, емкость такого сегмента можно рассчитать с очень большой точностью и определить его перспективы, опираясь на отчеты статистических органов и политику в области просвещения, проводимую местными властями и правительством).

Обеспеченность информацией о состоянии рынка определенного продукта является определяющим фактором успешного функционирования любого сельскохозяйственного предприятия. Процесс сбора подобной информации в целях выявления одного или нескольких сегментов является для одного конкретного предприятия или их интегральной формы объединения стратегическим конъюнктуроформирующим индикатором.

Сегментацию сельскохозяйственного рынка целесообразно проводить по двум группам: индивидуальные пользователи и промышленные потребители. Последние также важны с точки зрения маркетинга. На рынках сельхозпродукции, где категорию покупателей представляют другие предприятия (часто называемые заказчиками), сегментация прежде всего проводится по таким очевидным критериям, как масштаб организации заказчика и потенциал его роста.5 Организациями-заказчиками здесь могут выступать предприятия перерабатывающей промышленности, предприятия комбикормовой промышленности, государственные заготовительные организации, поставляющие сельскохозяйственную продукцию в государственные продовольственные фонды и т. д. Например, для производителей скотоводческой продукции может быть использована следующая сегментация рынка индустриальных потребностей: сельскохозяйственные предприятия, кожевенные заводы, перерабатывающие предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные предприятия и учреждения. Так как скотоводческие хозяйства реализуют свою продукцию, главным образом, на рынке промышленных потребителей, то оценка этого рынка с точки зрения маркетинга имеет большое значение. Здесь больше времени занимают переговоры, широко распространены прямые связи, тогда как закупки производятся реже.

Каждое агропромышленное предприятие в зависимости от реализуемых товаров и особенностей их потребления в состоянии разработать собственные правила (подходы) сегментации. Успешно проведенная сегментация позволит получать хорошие коммерческие результаты и экономию средств, предназначенных для проведения маркетинговых мероприятий, особенно по ФОССТИС.

Выбор рыночных целей и эффективное управление формированием и контролем стратегии маркетинга являются производными в результате анализа рыночных возможностей предприятия и требуют проведения тщательного анализа и прогноза спроса потребителей на конкретную сельскохозяйственную продукцию. [5]

В данном случае катализатором исследуемых явлений, как неотъемлемый элемент маркетинга, может также выступать рыночная сегментация, представляющая собой управленческий подход к выбору рыночных целей и определения рыночного потенциала.

Для оценки доступности сегмента рынка предприятие должно получить информацию о том, есть ли принципиальная возможность начать внедрение и продвижение своих товаров на том или ином рынка, можно ли преодолеть барьеры входа, доступна ли и насколько эффективно действует сбытовая сеть, какие стимулы воспринимает потребитель.

Литература:

1.      Багисв ГЛ., Тарасович В М, Анн X. Маркетинг. — М: «Экономика». — 2001.

2.      Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой, Ю. Каптуревского. — СПб.: Питер Ком, 2000.

3.      Логинов Д. А. Организация и развитие маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе. — М.: Агропрогресс, 2003.

4.      Дэй Д. Стратегический маркетинг. — М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, сельскохозяйственная продукция, сегмент, зрение маркетинга, Критерий сегментирования, потребитель, разделение рынков, рынок, сегментация рынка, сегментация рынка сельхозпродукции.

Похожие статьи

Сегментарный анализ рыночного потенциала текстильной...

предприятие, сельскохозяйственная продукция, сегмент, сегментация рынка сельхозпродукции, сегментация рынка, рынок, разделение рынков, потребитель, Критерий сегментирования, зрение маркетинга.

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью...

Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих. на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

Сегментация корпоративных клиентов отличается от сегментирования клиентов рынка B2C тем, что целевой аудиторией.

Применение иерархического кластерного анализа для...

В ходе исследования была проведена сегментация потребителей сотовой связи на основе

Эра массового маркетинга уступает свои позиции более «гибкому» целевому маркетингу, в

Носкова Е. В. Исследование потребителей и сегментирование рынка услуг сотовой связи г...

Особенности сегментации корпоративных клиентов...

Сегментация корпоративных клиентов отличается от сегментирования клиентов рынка B2C тем, что целевой аудиторией рынка являются всегда юридические лица, которые при выборе товаров в большинстве случаев используют совершенно иные критерии выбора необходимых...

Роль маркетинговой информации в комплексном изучении...

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью... Остановив выбор на определенном базовом рынке, компания может акцентировать.

Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских...

Современное состояние рынка товаров и услуг заставляет производителей все больше и больше внимания уделять потребителям.

При сегментации по половозрастному признаку выделяют такой сегмент как молодежь.

Критерии сегментации рынка труда с позиции работодателя [4, 5]

сегментация рынка труда, научный труд, сегментация рынка, рынок труда, сегментация, научное познание, рабочая сила, проблема сегментации рынка труда, сегментирование рынка, сегмент.

Методологические аспекты процесса сегментации клиентов...

рынка, многократно возрастает. Если обратиться к определению «сегментация рынка», то несмотря на различные имеющиеся трактовки этого термина, суть его сводится к следующему: «Сегментация рынка – это процесс деления единого потребительского рынка на некоторое...

Сегментация рынка продукции вертолетостроения

Сегментация рынка продукции вертолетостроения. Автор: Бровко Петр Михайлович.

Выбор рынка подразумевает проведение сегментирования рынка. Сегментирование рынка представляет собой процесс условного разделения потребителей товаров и услуг на группы...

Похожие статьи

Сегментарный анализ рыночного потенциала текстильной...

предприятие, сельскохозяйственная продукция, сегмент, сегментация рынка сельхозпродукции, сегментация рынка, рынок, разделение рынков, потребитель, Критерий сегментирования, зрение маркетинга.

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью...

Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих. на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

Сегментация корпоративных клиентов отличается от сегментирования клиентов рынка B2C тем, что целевой аудиторией.

Применение иерархического кластерного анализа для...

В ходе исследования была проведена сегментация потребителей сотовой связи на основе

Эра массового маркетинга уступает свои позиции более «гибкому» целевому маркетингу, в

Носкова Е. В. Исследование потребителей и сегментирование рынка услуг сотовой связи г...

Особенности сегментации корпоративных клиентов...

Сегментация корпоративных клиентов отличается от сегментирования клиентов рынка B2C тем, что целевой аудиторией рынка являются всегда юридические лица, которые при выборе товаров в большинстве случаев используют совершенно иные критерии выбора необходимых...

Роль маркетинговой информации в комплексном изучении...

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью... Остановив выбор на определенном базовом рынке, компания может акцентировать.

Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских...

Современное состояние рынка товаров и услуг заставляет производителей все больше и больше внимания уделять потребителям.

При сегментации по половозрастному признаку выделяют такой сегмент как молодежь.

Критерии сегментации рынка труда с позиции работодателя [4, 5]

сегментация рынка труда, научный труд, сегментация рынка, рынок труда, сегментация, научное познание, рабочая сила, проблема сегментации рынка труда, сегментирование рынка, сегмент.

Методологические аспекты процесса сегментации клиентов...

рынка, многократно возрастает. Если обратиться к определению «сегментация рынка», то несмотря на различные имеющиеся трактовки этого термина, суть его сводится к следующему: «Сегментация рынка – это процесс деления единого потребительского рынка на некоторое...

Сегментация рынка продукции вертолетостроения

Сегментация рынка продукции вертолетостроения. Автор: Бровко Петр Михайлович.

Выбор рынка подразумевает проведение сегментирования рынка. Сегментирование рынка представляет собой процесс условного разделения потребителей товаров и услуг на группы...