Автор: Бровко Петр Михайлович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Бровко П. М. Сегментация рынка продукции вертолетостроения // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 74-75.

Управление маркетингом включает в себя разработку стратегии и её реализацию. Разработка стратегии начинается с определения рынков, на которых предприятию предстоит осуществлять деятельность. Выбор рынка подразумевает проведение сегментирования рынка.

Сегментирование рынка представляет собой процесс условного разделения потребителей товаров и услуг на группы, отличающиеся устойчивыми признаками или реакцией на предложения [2].

Процесс сегментации включает в себя три основных этапа:

-    выбор критериев сегментации;

-    выбор методов сегментации;

-    выбор целевых сегментов.

Сегменты должны быть:

· измеримые;

· доступные;

· значимые;

· пригодные;

· стабильные [2].

Важным этапом процесса сегментирования является выбор критериев сегментирования. Традиционные критерии сегментирования (географические, демографические, психографические и поведенческие) рассчитаны в основном на рынки массовой стандартизированной продукции.  Для  предприятий машиностроения, выпускающих сложную высокотехнологическую продукцию, разрабатываются свои критерии сегментирования.

Лабиринт

Сегментирование рынка вертолетов включает в себя следующие критерии.

1.    По назначению вертолетную технику разделяют на военную и гражданскую.

Военная техника находит широкое применение, и данный сегмент рынка может обеспечить получение постоянной прибыли. Однако реализация военной техники может столкнуться с проблемами: военная техника закупается  органами государственной власти, и при сокращении доходов бюджета, они вынуждены будут сократить закупки военной техники. Продажа военных вертолетов за рубеж  может быть ограничена государства с целью обеспечения национальной безопасности.

Гражданские вертолеты применяются во многих отраслях народного хозяйства (нефте - газо добычи, сельском хозяйстве, правоохранительными органами, МЧС и т.д.). На гражданские вертолеты имеется растущий спрос. Но рынок вертолетов гражданского назначения характеризуется ожесточенной конкурентной борьбой.

2. По географическому признаку рынок можно разделить на внутренний и внешний.

Внутренний рынок России имеет большую ёмкость, как по военным вертолетам, так и по гражданским. Внутренний рынок может быть сегментирован по федеральным округам, экономическим районам и субъектам Федерации.

На внутреннем рынке России спрос на вертолетную технику может быть дифференцирован в зависимости по районам. В южных районах (Северный Кавказ) требуются вертолеты для доставки грузов в трудно доступные горные районы и вертолеты для организации экскурсионных туров на курортах. В Центральной части страны вертолеты могут быть использованы для организации летных клубов, использоваться МЧС и МВД для патрулирования крупных городов и перелета бизнесменов.  В Сибири и Дальнем Востоке, где большие расстояния и маленькая плотность населения и ведутся разработки полезных ископаемых, вертолеты требуются для перевозки грузов на большие расстояния и организации мониторинга трубопроводов.  

Внешний рынок разделяется на экономически развитые страны и развивающиеся страны. Экономически развитые страны в настоящий момент не могут рассматриваться привлекательными для российского вертолетостроения, так как там весь рынок занят или национальными производителями или крупнейшими мировыми компаниями (Eurocopter, Bell Helicopter, Sikorsky). Конкуренция с данными компаниями на традиционных для них рынках в настоящий момент была бы разорительна для российского вертолетостроения.

Особую привлекательность представляют развивающиеся страны. К ним относят страны Юго-Восточной Азии (Малайзия, Филиппины, Вьетнам и др.), страны Африки (Ливия, Судан, Нигерия, Эфиопия и др.) и страны Латинской Америки (Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа и др.). На данных рынках российские вертолеты пользуются спросом еще со времен Советского Союза.

3. По размеру вертолета можно выделить сегмент тяжелых, средних и легких вертолетов. Российское вертолетостроение в основном производит тяжелые и средние вертолеты (Ми-8 и его различные модификации). Эти машины традиционно пользуются большим спросом на внутреннем и внешнем рынках. Развитию легких вертолетов уделялось мало внимания, и в настоящий момент на внутреннем рынке существует незанятый сегмент легких вертолетов. Проникновению иностранцев на данный сегмент мешают высокие пошлины и ряд законодательных ограничений.

4. В зависимости от отраслей народного хозяйства, где применяются вертолеты, рынок может быть разделен на сегмент вертолетов для нефте и газодобычи, вертолетов для сельского хозяйства, вертолетов для МЧС и МВД, вертолетов для туристической отрасли и др.

По признаку целевых покупателей вертолеты могут быть для частных лиц и корпораций.

Специалисты отмечают, что не существует единого метода сегментирования рынка. В каждом конкретном случае в зависимости от целей маркетинга и конкретной ситуации  предприятие выбирает разные признаки и схемы сегментирования [1].

Лабиринт

Сегментирование может проводиться по одному признаку, например назначению вертолетов или географическому рынку. Сегментирование можно провести по большему количеству признаку: предложение гражданских, легких вертолетов на внутреннем рынке, или продажа тяжелых военных вертолетов в страны Латинской Америки.

Часто выбирается один какой либо сегмент рынка, например географический, и разделяется на подсегменты: рынок гражданской или военной техники, для частных или корпоративных покупателей, для сельского хозяйства или МЧС и т.д.

Выбор целевых сегментов включает в себя оценку привлекательности выбранных сегментов по следующим признакам [1]:

-    потенциал сегмента: общее количество товаров, которое может быть реализовано в выбранном сегменте за определенный период времени, численность потребителей, площадь сегмента;

-    доступность сегмента: возможность получения каналов распределения и сбыта;

-    информационная насыщенность: возможность получения необходимой рыночной информации;

-    стабильность: устойчивость выбранной группы потребителей, степень их приверженности товару;

-    прибыльность: доход на вложенный капитал;

-    конкурентная ситуация: оценка уровня конкуренции и определение степени своей защищенности;

-    эффективность работы на выбранном сегменте: проверка наличия у предприятия должного опыта работы на выбранном сегменте рынка.

Последним этапом процесса сегментирования является разработка комплекса маркетинга. Комплекс маркетинга включает в себя товар для выбранного сегмента цену, по которой будет продаваться продукция на выбранном сегменте, каналы распределения, и методы стимулирования покупки предложенных товаров на целевом сегменте.  

Список использованных источников

 

Лабиринт

1.  Бурцева Т.А., Сизов В.С., Цень О.А. Управление маркетингом.  -  М.: Экономистъ, 2005 г.

2.  Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования. – М.: Экономистъ, 2005 г.

3.  Панкрухин А.П. Маркетинг. – М.: Издательство Омега-Л, 2009 г.

4.  Маркова В.Д. Маркетинг менеджмент. – М.: Идательство Омега-Л, 2009 г.

5.  http:// www. vertolet-media.ru/.

   

 

    

Основные термины (генерируются автоматически): легких вертолетов, легких вертолетов, этапом процесса сегментирования, сегментирования рынка, этапом процесса сегментирования, сегментирования рынка, критерии сегментирования, военных вертолетов, сегмент рынка, проведение сегментирования рынка, Сегментирование рынка вертолетов, внутреннем рынке, настоящий момент, сегмент легких вертолетов, страны Латинской Америки, Сегментация рынка, рынок вертолетов гражданского, критерии сегментирования, метода сегментирования рынка, Традиционные критерии сегментирования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос