Аналитическая характеристика расходов на социальную сферу и в реальный сектор экономики бюджетов субъектов Центрального федерального округа и оценка влияния на уровень риска несбалансированности региональных бюджетов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, октябрь 2013)

Дата публикации: 08.10.2013

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Балынин, И. В. Аналитическая характеристика расходов на социальную сферу и в реальный сектор экономики бюджетов субъектов Центрального федерального округа и оценка влияния на уровень риска несбалансированности региональных бюджетов / И. В. Балынин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/91/4306/ (дата обращения: 17.12.2024).

Социально-экономическое развитие региона в значительной степени обуславливается осуществляемой бюджетной политикой, ключевым вызовом которой на современном этапе развития является проблема несбалансированности и обеспечения устойчивости региональных бюджетов. В последнее время необходимость и важность решения проблемы сбалансированности, создания условий для устойчивости и стабильности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, устранения рисков их несбалансированности постоянно декларируются в различных нормативно правовых документах.

В целях выявления субъектов с наибольшим и наименьшим уровнем риска несбалансированности бюджета была предложена авторская модель оценки, базирующаяся на нескольких группах факторов [1]. Одной из составляющих разработанной модели является аналитическая характеристика расходной части региональных бюджетов (в частности, расходов на социальную сферу и реальный сектор экономики) с последующей оценкой влияния на уровень риска несбалансированности региональных бюджетов.

В таблице 1 приведены данные о расходах бюджетов субъектов Центрального федерального округа (далее — ЦФО) за 2007–2012 годы.

Таблица 1

Расходы бюджетов субъектов ЦФО в 2007–2012 годах

Субъект Центрального федерального округа

Сумма расходов по годам, млн. руб.

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

Белгородская область

33790,51

47375,93

48561,41

51921,75

69374,11

67521,16

2

Брянская область

18791,28

22665,65

26016,63

27225,52

31798,67

36346,16

3

Владимирская область

22865,83

27621,03

31038,35

33617,58

34922,15

38754,97

4

Воронежская область

30041,78

41411,68

46782,77

56043,90

58577,30

69358,14

5

Ивановская область

16872,19

20269,99

24411,06

25219,53

27840,13

30474,91

6

Калужская область

19885,17

23027,82

23438,67

30620,21

35530,48

36346,16

7

Костромская область

11376,92

13279,70

17197,91

18500,85

18522,84

19875,67

8

Курская область

17068,31

22821,52

24727,41

27424,02

36028,30

38490,31

9

Липецкая область

24422,27

29142,64

29791,93

30513,93

34344,70

36990,92

10

Московская область

187713,15

235368,75

251381,37

225085,03

254342,86

290429,48

11

Орловская область

10566,64

15078,86

16619,85

19422,88

21355,73

26328,94

12

Рязанская область

19424,27

25031,10

29090,02

32694,98

37134,99

41003,43

13

Смоленская область

12481,72

17830,69

19643,49

24626,21

30302,57

33420,45

14

Тамбовская область

16608,68

21430,53

25105,49

27432,97

31885,81

35911,32

15

Тверская область

25033,21

30134,90

38218,35

38799,16

44545,90

46472,63

16

Тульская область

22615,00

30918,11

32895,93

40938,83

36183,66

46330,65

17

Ярославская область

23084,76

29761,69

40519,75

42664,59

41980,36

50336,18

18

Город Москва

928368,14

1315962,3

1154827,8

1106059,5

1398910,2

1534865,8

Источник: составлено автором на основании отчетов об исполнении региональных бюджетов.

Анализ данных таблицы 1 позволяет сделать вывод о том, что наибольшие объемы расходов свойственны Москве и Московской области, что обусловлено объективными причинами. В таблице 2 приведены расходы региональных бюджетов ЦФО на социальную сферу в 2007–2012 годах.

Таблица 2

Расходы бюджетов субъектов ЦФО на социальную сферу в 2007–2012 годах

Субъект Центрального федерального округа

Расходы на социальную сферу, млн. руб.

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

Белгородская область

8155,51

8139,41

7773,30

7445,91

27502,10

30833,86

2

Брянская область

7359,50

8138,44

8296,31

8678,29

20500,66

22200,14

3

Владимирская область

7639,22

7209,61

9250,52

10202,01

21571,03

26716,51

4

Воронежская область

13377,94

15194,87

18324,54

21553,44

23724,89

45651,68

5

Ивановская область

6938,22

7311,49

9070,48

11016,16

15367,87

18807,87

6

Калужская область

6696,79

5362,77

6433,19

8181,73

14059,87

17584,21

7

Костромская область

4190,91

4473,77

5912,48

8361,00

10464,25

12692,36

8

Курская область

4523,67

4658,10

7218,71

9754,81

20317,89

23070,10

9

Липецкая область

8163,28

7115,76

7158,81

6998,28

19513,52

24326,83

10

Московская область

70183,27

84315,72

89962,73

86368,15

169004,90

208241,64

11

Орловская область

4227,27

5141,19

5604,38

6438,40

12803,70

18138,72

12

Рязанская область

6641,90

7656,97

9017,22

12778,37

21015,48

25313,39

13

Смоленская область

5032,79

6666,48

7494,18

8977,80

18351,63

21595,08

14

Тамбовская область

5094,07

5006,10

5725,64

9405,71

17509,99

21297,33

15

Тверская область

9506,15

12184,37

14730,17

16178,40

24648,99

30617,29

16

Тульская область

8993,96

11345,29

12313,28

14158,05

23585,14

33581,36

17

Ярославская область

7071,95

6666,02

8422,68

11950,18

24801,51

33017,66

18

Москва

355612,51

468180,21

502092,95

564399,16

734152,93

859331,07

                 

Источник: составлено автором на основании отчетов об исполнении региональных бюджетов.

Данные таблицы 2 демонстрируют наличие социальной направленности региональных бюджетов в связи с выделением значительных сумм на финансирование социальной сферы. В таблице 3 приведена информация о расходах региональных бюджетов ЦФО в реальный сектор экономики.

Таблица 3

Расходы бюджетов субъектов ЦФО в реальный сектор экономики

№ п/п

Субъект Центрального федерального округа

Расходы в реальный сектор экономики, млн. руб.

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

Белгородская область

11568,51

16580,92

16540,75

18754,06

33353,28

29877,96

2

Брянская область

2602,95

4057,32

5454,90

5545,99

7182,91

10148,94

3

Владимирская область

4686,00

4922,02

5433,75

5228,73

6629,28

7696,65

4

Воронежская область

6148,79

6588,10

8463,67

11199,99

14051,43

17223,91

5

Ивановская область

2151,29

2203,28

3372,22

3604,81

5898,04

6279,90

6

Калужская область

5542,75

6039,50

5567,31

7983,86

10698,26

11196,48

7

Костромская область

1591,40

2111,42

3243,40

2483,93

3504,02

3444,20

8

Курская область

4702,10

6132,05

5702,90

5646,48

9039,96

10680,97

9

Липецкая область

4559,96

7311,94

7233,28

6334,40

8153,73

9379,83

10

Московская область

35535,23

32292,79

36651,11

23736,92

32374,99

49268,71

11

Орловская область

2237,56

2903,40

3567,42

3488,99

4158,55

5872,09

12

Рязанская область

3729,56

5074,03

5838,93

6408,92

9272,29

10597,99

13

Смоленская область

1833,85

2622,60

3384,70

4072,13

6955,52

7379,50

14

Тамбовская область

3637,86

4283,92

5649,61

6553,97

10214,72

11453,40

15

Тверская область

4458,85

5470,54

7135,48

5917,93

7478,92

12510,78

16

Тульская область

4213,70

5404,40

6813,71

8964,11

5840,34

9180,49

17

Ярославская область

3357,51

4656,19

7182,60

5658,77

7635,04

11238,85

18

Город Москва

502178,9

754278,1

532070,4

404921,3

563269,2

1711514,2

Источник: составлено автором на основании отчетов об исполнении региональных бюджетов.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что на региональном уровне финансированию реального сектора экономики уделяется значительное внимание, что подтверждается возрастающими суммами расходов из бюджетов субъектов ЦФО.

Для получения конкретной оценки темпов роста общей суммы расходов, расходов на социальную сферу и расходов в реальный сектор экономики необходимо рассчитать соответствующие коэффициенты. Так, в таблице 4 представлены коэффициенты роста общей суммы расходов бюджетов.

Таблица 4

Коэффициенты роста расходов бюджетов субъектов ЦФО

№ п/п

Субъект Центрального федерального округа

Коэффициент роста общей суммы расходов бюджетов

2008

2009

2010

2011

2012

1

Белгородская область

1,4020

1,0250

1,0692

1,3361

0,9733

2

Брянская область

1,2062

1,1478

1,0465

1,1680

1,1430

3

Владимирская область

1,2080

1,1237

1,0831

1,0388

1,1098

4

Воронежская область

1,3785

1,1297

1,1980

1,0452

1,1840

5

Ивановская область

1,2014

1,2043

1,0331

1,1039

1,0946

6

Калужская область

1,1580

1,0178

1,3064

1,1604

1,0230

7

Костромская область

1,1672

1,2951

1,0758

1,0012

1,0730

8

Курская область

1,3371

1,0835

1,1091

1,3138

1,0683

9

Липецкая область

1,1933

1,0223

1,0242

1,1255

1,0770

10

Московская область

1,2539

1,0680

0,8954

1,1300

1,1419

11

Орловская область

1,4270

1,1022

1,1687

1,0995

1,2329

12

Рязанская область

1,2887

1,1622

1,1239

1,1358

1,1042

13

Смоленская область

1,4285

1,1017

1,2537

1,2305

1,1029

14

Тамбовская область

1,2903

1,1715

1,0927

1,1623

1,1262

15

Тверская область

1,2038

1,2682

1,0152

1,1481

1,0433

16

Тульская область

1,3672

1,0640

1,2445

0,8838

1,2804

17

Ярославская область

1,2892

1,3615

1,0529

0,9840

1,1990

18

Москва

1,4175

0,8776

0,9578

1,2648

1,0972

Источник: рассчитано автором на основании отчетов об исполнении региональных бюджетов.

Анализ показал наличие ежегодного роста общей суммы расходов в исследуемом периоде практически во всех субъектах. Уменьшение финансирования наблюдалось лишь в Московской области (2010 г.), г. Москве (2009, 2010 гг.), Белгородской области (2012 г.), Ярославской области (2011 г.), Тульской области (2011 г.). В таблице 5 представлены коэффициенты роста расходов бюджетов субъектов ЦФО на социальную сферу.

Таблица 5

Коэффициенты роста расходов бюджетов субъектов ЦФО на социальную сферу

№ п/п

Субъект Центрального федерального округа

коэффициент роста расходов на социальную сферу,

2008

2009

2010

2011

2012

1

Белгородская область

0,9980

0,9550

0,9579

3,6936

1,1211

2

Брянская область

1,1058

1,0194

1,0460

2,3623

1,0829

3

Владимирская область

0,9438

1,2831

1,1029

2,1144

1,2385

4

Воронежская область

1,1358

1,2060

1,1762

1,1007

1,9242

5

Ивановская область

1,0538

1,2406

1,2145

1,3950

1,2238

6

Калужская область

0,8008

1,1996

1,2718

1,7184

1,2507

7

Костромская область

1,0675

1,3216

1,4141

1,2516

1,2129

8

Курская область

1,0297

1,5497

1,3513

2,0829

1,1355

9

Липецкая область

0,8717

1,0061

0,9776

2,7883

1,2467

10

Московская область

1,2014

1,0670

0,9600

1,9568

1,2322

11

Орловская область

1,2162

1,0901

1,1488

1,9886

1,4167

12

Рязанская область

1,1528

1,1776

1,4171

1,6446

1,2045

13

Смоленская область

1,3246

1,1242

1,1980

2,0441

1,1767

14

Тамбовская область

0,9827

1,1437

1,6427

1,8616

1,2163

15

Тверская область

1,2817

1,2089

1,0983

1,5236

1,2421

16

Тульская область

1,2614

1,0853

1,1498

1,6658

1,4238

17

Ярославская область

0,9426

1,2635

1,4188

2,0754

1,3313

18

Москва

1,3165

1,0724

1,1241

1,3008

1,1705

Источник: рассчитано автором на основании отчетов об исполнении региональных бюджетов.

Анализ показал значительный рост расходов на социальную сферу в субъектах ЦФО с 2011 года. Наиболее высокий рост наблюдался в Белгородской области — в 3,7 раза; наименьший рост — в Воронежской области (в 1,1 раза). Однако, в 2012 году, в Воронежской области был наибольший рост (по сравнению с другими субъектами ЦФО) — в 1,9 раза. В таблице 6 приведены коэффициенты роста расходов бюджетов субъектов ЦФО в реальный сектор экономики.

Таблица 6

Коэффициенты роста расходов бюджетов субъектов ЦФО в реальный сектор экономики

№ п/п

Субъект Центрального федерального округа

Коэффициент роста расходов в реальный сектор экономики

2008

2009

2010

2011

2012

1

Белгородская область

1,43328

0,997578

1,13381

1,778456

0,895803

2

Брянская область

1,558739

1,344459

1,0167

1,295153

1,412929

3

Владимирская область

1,050368

1,103966

0,962269

1,267858

1,161007

4

Воронежская область

1,071447

1,284691

1,323301

1,254593

1,225776

5

Ивановская область

1,024165

1,530546

1,068973

1,636159

1,064742

6

Калужская область

1,089622

0,921816

1,43406

1,339986

1,04657

7

Костромская область

1,326772

1,536123

0,765841

1,410675

0,982928

8

Курская область

1,304109

0,930016

0,990105

1,600992

1,181528

9

Липецкая область

1,603509

0,989241

0,875731

1,287214

1,150372

10

Московская область

0,908754

1,134963

0,647645

1,363909

1,521814

11

Орловская область

1,297577

1,228703

0,978017

1,191905

1,412053

12

Рязанская область

1,360491

1,150748

1,09762

3,279096

0,504295

13

Смоленская область

1,43011

1,290586

1,2031

1,708079

0,402117

14

Тамбовская область

1,177591

1,318795

1,160076

1,558554

0,654107

15

Тверская область

1,226897

1,304345

0,829367

1,263774

0,507557

16

Тульская область

1,28258

1,260771

1,315599

0,651524

0,389249

17

Ярославская область

1,3868

1,54259

0,787845

1,34924

1,47201

18

Москва

1,502011

0,705404

0,76103

1,391058

3,038537

Источник: рассчитано автором на основании отчетов об исполнении региональных бюджетов.

Анализ показал рост расходов региональных бюджетов в реальный сектор экономики. Наибольший рост произошел в 2011 году в Рязанской области — в 3,3 раза и в 2012 году в Москве — в 3,0 раза.

На основании осуществленных выше расчетов необходимо осуществить сравнительно-рейтинговую оценку влияния расходов региональных бюджетов на уровень риска их несбалансированности с использованием балльного метода. По каждому анализируемому показателю по каждому году исследуемого периода и каждому субъекту ЦФО выставляется определенный балл. В таблице 7 представлены итоговые рейтинговые баллы в разрезе каждого года исследуемого периода и приведен средний рейтинговый балл. Наибольшим баллом (что свидетельствует о наибольшем риске) является балл, равный количеству исследуемых субъектов (в данном исследовании — 18 баллов).

Таблица 7

Сравнительно-рейтинговая оценка влияния расходной части (бюджетов) на уровень риска несбалансированности бюджетов субъектов ЦФО

№ п/п

Субъект Центрального федерального округа

Рейтинговый балл

СРБ

2008

2009

2010

2011

2012

1

Липецкая область

7,67

3,00

4,33

10,33

9,67

7,00

2

Московская область

7,33

5,67

1,33

9,67

13,33

7,47

3

Тверская область

9,33

14,00

4,33

6,67

6,33

8,13

4

Калужская область

2,33

5,00

16,33

9,33

8,00

8,20

5

Владимирская область

4,67

10,67

7,67

8,00

11,00

8,40

6

Город Москва

16,33

2,33

3,67

10,00

10,00

8,47

7

Белгородская область

12,00

3,33

7,33

17,67

3,00

8,67

8

Костромская область

7,33

17,00

9,00

5,67

6,33

9,07

9

Ивановская область

4,67

15,00

9,33

8,67

8,33

9,20

10

Тульская область

12,00

7,00

13,67

3,00

12,00

9,53

11

Брянская область

11,00

10,00

6,67

12,33

10,00

10,00

12

Курская область

9,67

9,33

11,67

15,00

6,33

10,40

13

Рязанская область

11,00

10,33

13,67

11,33

6,33

10,53

14

Воронежская область

9,67

11,33

14,00

3,00

15,33

10,67

15

Орловская область

13,33

8,33

10,00

6,33

15,67

10,73

16

Тамбовская область

7,33

12,33

14,33

11,67

8,33

10,80

17

Ярославская область

8,67

17,00

9,33

8,00

15,67

11,73

18

Смоленская область

16,67

9,33

14,33

14,33

5,33

12,00

Примечание. СРБ — средний рейтинговый балл

Источник: рассчитано автором на основании таблиц 1–6.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что наибольшим уровнем риска несбалансированности региональных бюджетов среди субъектов ЦФО в результате влияния проводимой политики формирования расходной части обладают Смоленская (12,00 баллов) и Ярославская области (11,73 балла), наименьшим — Липецкая (7,00 балла) и Московская области (7,47 балла).

Литература:

1.                  Балынин И. В. Проблема сбалансированности бюджета в контексте социально-экономического развития страны и региона//Сборник научных работ лауреатов областных премий и стипендий. Выпуск 9.-Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2013.-440 с., с.303–312.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная сфера, реальный сектор экономики, Московская область, Москва, белгородская область, воронежская область, Ярославская область, Центральный федеральный округ, тульская область, рязанская область, липецкая область, орловская область, курская область, костромская область, калужская область, смоленская область, ивановская область, тамбовская область, тверская область, владимирская область.

Похожие статьи

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Формирование оценки социально-экономической эффективности на муниципальном уровне в отраслях сферы услуг

Формирование, исполнение и анализ бюджета муниципального образования туристско-рекреационной специализации Сочи

Методические положения и рекомендации по оценке эффективности привлечения частным сектором экономики финансовых ресурсов на рынке ссудных капиталов

Обоснование критерия оценки эффективности антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона

Модель оценки эффективности нацпроектов на региональном уровне с использованием сбалансированной системы показателей

Инвестиционная деятельность экономических субъектов и факторы, влияющие на ее развитие в регионах России

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в контексте развития налогообложения хозяйствующих субъектов

Практические аспекты разработки прогнозного баланса организаций АПК в целях повышения финансовой устойчивости

Похожие статьи

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Формирование оценки социально-экономической эффективности на муниципальном уровне в отраслях сферы услуг

Формирование, исполнение и анализ бюджета муниципального образования туристско-рекреационной специализации Сочи

Методические положения и рекомендации по оценке эффективности привлечения частным сектором экономики финансовых ресурсов на рынке ссудных капиталов

Обоснование критерия оценки эффективности антикризисного менеджмента социально-экономического развития региона

Модель оценки эффективности нацпроектов на региональном уровне с использованием сбалансированной системы показателей

Инвестиционная деятельность экономических субъектов и факторы, влияющие на ее развитие в регионах России

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в контексте развития налогообложения хозяйствующих субъектов

Практические аспекты разработки прогнозного баланса организаций АПК в целях повышения финансовой устойчивости