Особенности отечественного предпринимательства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Репкина, О. Б. Особенности отечественного предпринимательства / О. Б. Репкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/129/ (дата обращения: 09.12.2024).

Особенности отечественного предпринимательства заключаются в том, что предпринимательский слой практически весь формировался из представителей вчерашней номенклатуры, вопреки здравому порядку вещей, когда идеи предпринимательства зарождаются в самом низу. «Предпринимательские структуры вырастают не столько из частной собственности, сколько из институтов бывшей системы» [1, с. 380].

Несмотря на то, что в дореволюционной России предпринимательство зарождалось, пройдя через все этапы становления буржуазии, как класса, но перерыв более чем на 70 лет привел к тому, что преемственность исторического развития отечественного предпринимательства осталась в прошлом. Повторное формирование отечественного предпринимательства проходило на основе равновероятностного рыночного риска с опорой на идеологию индивидуального успеха, но на базе номенклатурно-бюрократической подстраховки, основанной на принципе круговой номенклатурной поруки, что в целом исказило картину формирования цивилизованных рыночных отношений.

Выделим основные направления изучения российского предпринимательства:

1 историческое – заключается в описании и исследовании развития предпринимательства с учетом российских условий (П. Бурдье, В. Тимельсон, Л. Д. Нельсон, Л. В. Бабаева, Р. О. Бабаев),

2 экономико-правовое – сконцентрировано на анализе экономических условий, ресурсного потенциала, качества предпринимательской среды (А. Л. Журавлев, В. П. Позняков, Я. М. Рощина),

3 мотивационно-поведенческое – опирается на исследование стимулов и мотивов предпринимательской деятельности, особенностей поведения предпринимателей (В. В. Радаев, М. Б. Щепакин),

4 социокультурное – ориентировано на анализ социальных и социокультурных характеристик предпринмательства (И. Бунин, О. К. Емельянов, Т. И. Заславская).

В основном все направления исследования носят социологический характер и изучают общие проблемы предпринимательской деятельности.

Основная цель современного предпринимательства заключается в поиске новых возможностей по удовлетворению существующих на рынке потребностей и формированию новых. В основе успеха бизнеса должно лежать не столько то, что думает фирма о своей продукции, а то, что думает потребитель о своей покупке или получаемой услуге и в чем он видит их ценность. Такой подход определяет сущность бизнеса, его направленность и формирует шансы на успех.

Предприниматель это человек с особым социопсихологическим профилем, обладающий развитым интуитивным мышлением, позволяющим идти на обоснованный риск. По своей природе он – инноватор, умеющий нестандартно решать задачи, сопротивляться давлению внешних обстоятельств лучше, чем остальные. Это отражается в способности быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, быстром поиске нужной информации и качественных идей, обнаружении нестандартных путей решения и скрытого смысла имеющейся ситуации, поиске альтернативных решений, а также гибкой модели поведения при достижении выделенной цели.

Предпринимательская деятельность представляет собой самоорганизующуюся систему, которая способна не только возвращаться в исходное состояние, но и искать новые пути развития через последовательность нестабильных состояний. Привычная концепция самоорганизации предполагает способность системы к возврату в стабильное состояние после временного нарушения.

Интересно рассмотреть природу самоорганизации систем и определить являются они самоорганизующимися благодаря нарушениям или вопреки им. С одной стороны отсутствие нарушений во внешней среде привело бы к отсутствию такого требования к системе как ее самоорганизация, но, с другой стороны, такие условие невозможны в практической деятельности. Следовательно, наличие изменений приводит не только к возникновению принципа самоорганизации, но дает возможность системе развиваться на качественно новом уровне.

Концепция самоорганизации реализуется посредством регулирования системы. Но в краткосрочном плане оно требует стратегического обновления и увеличения разнообразия возможных путей развития системы, в то время, как долгосрочное регулирование требует снижения разнообразия. В результате, в практической деятельности нередко возникают ситуации, когда инициативы в рамках стратегического поведения не вписываются в принятую стратегию фирмы. Инновационные предложения не всегда вписываются в стратегические направления развития фирмы, что может отрицательно сказаться в долгосрочной перспективе.

Основная проблема руководства при оценке и отборе инновационных предложении, особенно связанных со значительными затратами, в отсутствии возможности безошибочного выбора правильных предложений, а также подбора наиболее эффективных организационных форм для его реализации.

Наиболее приемлемыми являются проекты, которые наиболее эффективно встраиваются в существующую структуру производства, используют сложившиеся производственные связи, устоявшиеся потоки материальных и информационных ресурсов и требуют значительных дополнительных затрат. Однако такие проекты не всегда являются самыми эффективными в долгосрочной перспективе.

Для повышения эффективности процесса разработки и внедрения новых видов продукции и технологий необходимо развивать и стимулировать новаторский стиль поведения в фирме. Это предполагает, что бюрократический аппарат крупных фирм должен использовать организационные формы, аналогичные применяемым малыми инновационными фирмами. Такая практика позволит высвободить творческий потенциал высококвалифицированной рабочей силы, путем снятия необоснованных бюрократических барьеров через расширенное использование бригадных форм организации труда, разнообразных типов небольших инновационных подразделений, деятельность которых опирается на принципы мелкого независимого предпринимательства.

Особые управленческие приемы и подходы, посредством внутрифирменной предпринимательской деятельности расширяют самостоятельность работников и стимулируют инициативный поиск новых решений, помогают снизить давление со стороны конкурентов и справляться с конкурентными угрозами. Активность стимулирования внутрифирменного предпринимательства сокращается, когда существующие направления деятельности организации развиваются успешно и резко возрастает, когда положение дел ухудшается.

Таким образом, развитие внутрифирменного предпринимательства вызывается в основном внешними конкурентными факторами. Внутренние факторы также стимулируют инициативных сотрудников к использованию неиспользуемых материальных, технологических, маркетинговых, организационных и других ресурсов.

В случаях, когда принятая стратегия и спланированное стратегическое поведение не использует потенциальные возможности организации, возрастает необходимость проявления автономного стратегического поведения.

Разница между внутрифирменным и частнособственническим предпринимательством заключается в том, что первое формируется в процессе внутрикорпорационной предпринимательской деятельности, проявляется как результат существующих в фирме ресурсных комбинаций и как следствие зависит от них; второе представляет собой комбинацию привлеченных ресурсов в совокупности способностей и знаний индивидуального предпринимателя и не зависят от привлекаемых ресурсов.

Предпринимательство как социально-экономическая категория включает свободную, активную, рисковую, инновационную деятельность в условиях рыночных отношений, направленную на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся товаров и услуг и эффективное использование возникающих ситуаций и возможностей. Управленческие решения в предпринимательских организациях характеризуются совершенно новым качеством в совершенствовании рыночных механизмов, ускорении научно-технического прогресса и развитии ценностных ориентиров хозяйствования.

Предпринимательство может способствовать стратегическим изменениям в обществе и привести к экономическому росту. Для чего нужно:

  1. обеспечить взаимосвязь предпринимательства с экономической сферой общества (предпринимательство должно гармонично вписываться в экономическую систему),

  2. обеспечить взаимосвязь с социальной сферой общества (развитие предпринимательства должно сопровождаться повышением благосостояния населения),

  3. обеспечить взаимосвязь с политической сферой общества (поддержка предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления и политических сил общества),

  4. обеспечить взаимосвязь с духовной сферой общества (позитивное восприятие предпринимательства общественным мнением).

Основными направлениям формирования и развития предпринимательства являются:

  1. Развитие организационных и информационных систем обратных связей государственного и негосударственных секторов, обеспечивающих взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы.

  2. Развитие добросовестной конкуренции, стимулирующей вхождение на рынки новых фирм и своевременный запуск процедур санации и банкротства для неэффективных предприятий.

  3. Стимулирование развития процессов создания и трансферта передовых технологий.

  4. Повышение качества человеческих ресурсов и качества управления через развитие соответствующих программ (образовательных, обучающих информационных и консультационных программ).

При рассмотрении предпринимательской деятельности как системы взаимоувязанных составляющих необходимо определить, как она способна обеспечить достижение глобальной цели развития экономики страны. В этом направлении можно рассматривать как внутрифирменную, так и среду национальной экономики в целом.

На внутрифирменном уровне предпринимательская деятельность выражается в совокупности правил и приемов, с помощью которых выбираются и реализуются действия на внешних и внутренних рынках, формируется миссия и стратегический потенциал фирмы. Наличие предпринимательской активности во внутрифирменной среде позволяет обеспечить устойчивое прогрессивное развитие, а также создание и поддержание ее конкурентных преимуществ.

С точки зрения национальной экономики предпринимательскую деятельность можно определить как совокупность формальных и неформальных экономических, политических и идеологических институтов, формирующих правила и приемы ведения экономической деятельности.

Отметим, что предпринимательство способно обеспечить экономический рост и воспитать инициативный тип субъекта рыночной экономики с оперативной инновационной способностью, что является необходимым условием существования развитой рыночной экономики.

Разработка и реализация решений, касающихся той или иной составляющей экономической системы можно рассмотреть как результат реализации выработанных внутрифирменной средой, принципов предпринимательской активности, которые в свою очередь взаимосвязаны с институциональной средой национальной экономики и мировой экономической системой.


Литература:
  1. Бузгалин А. В. Переходная экономика: Курс лекций по политической экономии. М.: Таурус Просперус, 1994

  2. Панеях Э. Правила игры для российского предпринимателя. М.: КоЛибри, 2008

  3. Рогов С. М. Функции современного государства: вызовы для России: научный доклад. –М.: Институт США и Канады РАН, 2005

  4. Симионов Ю. Ф. Экономика предпринимательства. М.: Феникс, 2008

  5. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики//Под ред. А. Б. Гофмана. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008


Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, национальная экономика, отечественное предпринимательство, развитие предпринимательства, внутрифирменная среда, внутрифирменное предпринимательство, долгосрочная перспектива, практическая деятельность, предпринимательская активность, экономический рост.