Важнейшие факторы увеличения объемов экспорта угля Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Мировая экономика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Санкт-Петербург, октябрь 2018)

Дата публикации: 06.10.2018

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Филимонов Ф. Ю. Важнейшие факторы увеличения объемов экспорта угля Российской Федерации [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 15-19. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14545/ (дата обращения: 22.10.2019).



Экспорт российской угольной продукции в последнее десятилетие является несомненным драйвером роста всей угольной промышленности. Президент РФ Владимир Путин призвал расширить присутствие России на мировом угольном рынке. Минэнерго РФ сформировало прогнозные цифры по экспорту угольной продукции, которые должны быть достигнуты в среднесрочной перспективе. В данной статье анализируется меры, которые принимаются в РЖД и в российских портах для решения этой задачи.

Ключевые слова: угольная отрасль России, экспорт угля, железнодорожная и морская логистика угольного экспорта.

In the last decade export of Russian coal is the unquestionable driver of entire coal industry growth. Russian President Mr. Vladimir Putin called for expanding Russia's presence in the global coal market. The Russian Ministry of Energy has formed the forecast figures for the export of coal, which should be achieved in the medium term. In this article the measures that are taken by RZD and Russian ports to solve this are analyzed.

Key words: Russian coal industry, coal export, railway and sea logistics of coal export.

Как известно, уголь является одним из основных источников энергии в мире: на него приходится порядка 40 % в мировом топливно-энергетическом балансе. Топливно-энергетический баланс — это соотношение потребления различных видов топливно-энергетических ресурсов. Такую лидирующую роль уголь занимает благодаря своей недорогой цене. Уголь в несколько раз дешевле других источников энергии, причем разница в цене может быть десятикратной, если сравнивать стоимость угля и возобновляемых источников энергии.

Российская угольная промышленность всегда являлась базовой отраслью национальной экономики. Известно, что развитие внутреннего спроса на уголь значительно уступает темпам роста добычи угля, и поэтому, можно предположить, что развитие российской угольной промышленности происходит, в основном, за счет увеличения угольного экспорта. В последние два десятилетия, начиная с 1997 года, объемы экспорта российского угля возросли в 9 раз. Подробнее на рис. 1.

27 августа 2018 года, выступая на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса РФ в Кемерово, Президент России Владимир Путин призвал расширить присутствие России на мировом угольном рынке. «В прошлом году отечественные компании экспортировали более 190 млн. тонн угля. По этому показателю наша страна уверенно занимает третье место в мире. Текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю», — сказал президент в начале заседания комиссии [1].

Динамика экспорта каменного угля из России в 1994—2017 годах, в млн тонн и $млрд

Рис. 1. Динамика экспорта каменного угля из России

Источник: Интернет-портал «Newsruss.ru». http://newsruss.ru/doc/index.php/Экспорт_угля_из_России

Комиссия по ТЭК при президенте РФ была образована в 2012 году для координации деятельности по развитию топливно-энергетического комплекса, обеспечению промышленной, энергетической и экологической безопасности и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Предыдущее заседание этой комиссии состоялась в конце октября 2015 года, тогда на нем рассматривались перспективы реализации инвестиционных проектов и меры по снижению зависимости от импорта оборудования в отрасли. В 2016–2017 годах заседания комиссии не проводились [12].

Безусловно, увеличение экспорта российского угля — это несомненный драйвер роста всей угольной отрасли. И сегодняшняя рыночная конъюнктура весьма благоприятно влияет на наращивание дополнительных объемов угольной продукции в расчете на экспорт, особенно с учетом некоторого снижения курса национальной валюты к ведущим валютам мира. По данным Федеральной таможенной службы, средняя цена продажи на экспорт российского угля в 2017 году составляла $74,5 за тонну, а за январь—июнь 2018 года — $82 за тонну [2].

Министр энергетики Александр Новак указал на перспективность увеличения экспорта на восточном направлении: страны Азиатско-Тихоокеанского региона продолжают наращивать потребление угля, в то время как западные страны стараются снижать его долю в своем энергобалансе. «В прошлом году возобновился рост мирового потребления угля, в том числе за счет Юго-Восточной Азии, Индии, Турции и ряда других стран, прирост спроса до 2025–2030 годов будет не менее 100 млн. тонн, и в наших интересах использовать этот дополнительный спрос», — заявил министр. По его мнению, к 2025 году есть возможность удвоить объем поставок в восточном направлении, увеличив долю российского угля на перечисленных рынках с текущих 9,3 до 20 %. В 2018 году экспорт угля из России ожидается около 200 млн. тонн: приблизительно равномерно по 100 млн. тонн в восточном и западном направлениях [3].

Увеличение добычи угля и расширение железнодорожной инфраструктуры потребует более 1,5 триллионов рублей в течение шести лет, сказал на заседании комиссии Александр Новак. По его словам, прежде всего рост добычи угля предполагается в Кузбассе, Хакасии, Якутии, Хабаровском крае и других регионах. По данным отраслевого агентства «Росинформуголь», только в 2018–2019 годах ожидается ввод в строй 15 новых угольных предприятий с добычной мощностью более 15 млн. тонн и пяти углеобогатительных фабрик мощностью 11,5 млн. тонн [4].

Совладелец и генеральный директор Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), крупнейшего в России производителя угля, Владимир Рашевский сообщил о том, что СУЭК запланировал увеличить поставки угля на экспорт, инвестировав в добычу и инфраструктуру 1,5–2 триллиона рублей [5].

Тем не менее, наращивание объемов экспорта российского угля невозможно без четкой координации с планами РЖД и фактической загрузкой угольных терминалов.

«Как вы знаете, развитие восточного полигона железных дорог, расшивка узких мест на БАМе и Транссибе обозначены как приоритетные цели развития транспортной инфраструктуры России на ближайшие годы. Вновь подчеркну, должна действовать постоянная связка, стыковка планов угольных компаний по наращиванию добычи с программами развития РЖД, а также с инвестиционными проектами морских портов»- указал Президент Путин [1].

Министр энергетики Александр Новак сообщил, что ранее с РЖД согласовывали увеличение перевозок угля до 180 млн. тонн к 2024 году, но в результате «более детальных проработок» предусмотрено за счет собственных средств компании увеличить провозную способность железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении до 210 млн. тонн, в том числе по поставкам угля — до 195 млн. тонн к 2025 году. Таким образом, экспорт в восточном направлении может вырасти почти в два раза.

Глава РЖД Олег Белозеров, также присутствовавший на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, озвучил объем инвестиций, необходимых для развития Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. По его мнению, до 2025 года на эти цели потребуются 696 миллиардов рублей. Белозеров напомнил, что в соответствии с майским указом президента РФ провозная способность Восточного полигона (БАМа и Транссиба) к 2025 году должна вырасти до 180 млн. тонн угля в год. Позднее был согласован объем экспорта в 195 млн. тонн [5].

Если координация с планами РЖД реально достижима вследствие наличия единого центра принятия управленческих решений, то ситуация с портовыми терминалами по перевалке угля абсолютно иная.

Только самые крупные угольные компании имеют в своей структуре собственные портовые мощности. Все остальные участники данного рынка налаживают отношения на договорной основе с собственниками портовой инфраструктуры, а точнее с их представителями, или же со сторонними стивидорскими компаниями, обеспечивающими комплекс работ по перевалке угольной продукции.

Тем не менее, работа по модернизации и реконструкции портового хозяйства с учетом всего комплекса имеющихся проблем (в том числе и экологических — борьба с угольной пылью) в последнее время устойчиво нарастает. В «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» указано, что лишь 25 % экспортных поставок угля из России осуществляется через порты соседних государств, а основные объемы — 75 % через российские порты. Выбор порта отправления (перевалки в суда) определяется географическим расположением конечного потребителя: в Европу удобнее отправлять товары из портов Северо-Запада, а в страны Азиатско-Тихоокеанского региона − из портов Дальнего Востока, расположенных на большом расстоянии от места добычи угля.

«Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» предусматривает в среднесрочной перспективе (до 2020г.) — достижение сбалансированности темпов прироста портовых мощностей и объемов перевалки грузов, причем с учетом синхронности развития морских портов с железнодорожными и автомобильными подходами к ним [6]. Подробнее на рис. 2.

/var/folders/91/j275thd90791531w24004r680000gp/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/slide_12.jpg

Рис. 2. План развития портовых мощностей Дальневосточного бассейна

Источник: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года http://www.rosmorport.ru/media/File/strategy.pdf

Перевалку угля в России сегодня в основном осуществляют четыре порта: Восточный — 21,8 млн. тонн (24 %), Усть-Луга — 15,7 млн. тонн (17 %), Ванино — 13,5 млн. тонн (15 %), Мурманск — 11,7 млн. тонн (13 %) [7]. И, конечно, экспортеров угольной продукции не могут не интересовать техническое состояние портовых мощностей, модернизация складов, перевалочных комплексов, обновление кранового хозяйства. Поэтому вышеуказанная «Стратегия» нацелена на решение задач эффективного развития портовой инфраструктуры, обеспечения скоординированного развития морских портов и смежных видов транспорта при осуществлении перевозок и оказания услуг в морских портах, стимулирования инвестиционной активности, внедрения новых технологий для роста производительности работы морских портов, повышения эффективности использования ресурсов и снижения нагрузки на окружающую среду.

В ходе Восточного экономического форума, прошедшего во Владивостоке в сентябре 2018 года, заместитель министра транспорта России, руководитель Росморречфлота Юрий Цветков заявил: мощность морских портов России к 2024 году по прогнозу вырастет на 354 миллиона тонн в год. По его словам, в том числе мощность портов Дальневосточного бассейна должна вырасти на 131 миллион тонн. Так, на 100 миллионов тонн в год предполагается увеличить мощности угольных терминалов Дальневосточного бассейна [8]. Подробнее на рис. 3.

/var/folders/91/j275thd90791531w24004r680000gp/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/slide_4.jpg

Рис. 3. Плановая динамика увеличения портовых мощностей

Источник: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года http://www.rosmorport.ru/media/File/strategy.pdf

В заключении следует отметить тот факт, что некоторые аналитики скептически оценивают возможности увеличения экспорта российского угля в долгосрочной перспективе. Они связывают свои скептические прогнозы с увеличением интереса инвесторов к возобновляемым источники энергии. В докладе Bloomberg New Energy Finance указано, что с каждым годом увеличиваются инвестиции в ветровые, солнечные и другие «зеленые» технологии [9]. Китай, как известно, крупнейший мировой потребитель угля, также инвестирует в возобновляемые источники энергии. Согласно данным Международного энергетического агентства, на долю Китая в 2017 году приходилось 40 % общемировой мощности всех возобновляемых источников генерации [10].

Таким образом, делая ставку на увеличение угольного экспорта как на драйвер роста всей угольной отрасли следует особо внимательно следить за мировыми тенденциями всех секторов многофакторного энергетического рынка. Видимо нужно заранее предусмотреть возможность какого-либо замещения другими видами грузов запланированные дополнительные мощности портов и РЖД, в случае снижения мирового потребления угля.

Литература:

  1. Сайт Администрации Президента РФ, http://kremlin.ru/events/president/news/58382
  2. Сайт Федеральной таможенной службы http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095
  3. Сайт агентства Рейтер, https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN1LC198-ORUBS
  4. Сайт агентства «Росинформуголь» https://www.rosugol.ru/e-store/
  5. Сайт агентства РБК, https://www.rbc.ru/business/27/08/2018/5b840b9c9a794772db3aa43a
  6. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года http://www.rosmorport.ru/media/File/strategy.pdf
  7. Журнал «Морские порты» № 2 за 2017г.
  8. Сайт медиа-группы «ПортНьюс» http://portnews.ru/news/264215/
  9. Bloomberg: финансирование новой энергетики http://renewnews.ru/bnef/
  10. International Energy Agency http://www.iea.org/newsroom/
  11. Интернет-портал «Newsruss.ru» http://newsruss.ru/doc/index.php/Экспорт_угля_из_России
  12. Сайт Администрации Президента РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/councils/by-council/29
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, тонна, Стратегия развития, российский уголь, угольная продукция, восточное направление, порт, морская портовая инфраструктура, мировой угольный рынок, угольный экспорт.

Ключевые слова

угольная отрасль России, экспорт угля, железнодорожная и морская логистика угольного экспорта

Похожие статьи

Проблемы развития экспорта российского угля в страны...

Угольная промышленность на сегодняшнем этапе развития инноваций и нанотехнологий продолжает оставаться одной из важнейших отраслей мировой экономики. Это связано с тем, что применение угля в некоторых случаях экономически целесообразнее использования нефти...

Особенности мирового рынка угля и факторы, влияющие на его...

Общеизвестно, что мировой рынок угля оказывает весьма заметное влияние на развитие национальных экономик некоторых стран мира. В мировой практике для определения эффективности и перспектив развития угольного бизнеса используют интегрированный метод...

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Несмотря на потенциал портов Российской Федерации в первую очередь в обеспечении

Однако первоочередным сдерживающим фактором развития портов является сухопутная

Однако, уголь — один из самых дешевых видов груза, он не сможет покрыть всех затрат на...

Тенденции и варианты развития морских портов России

В статье рассмотрены альтернативные пути развития морских портов России. Дана характеристика трех возможных вариантов развития морских портов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них. Приведен анализ изменения объемов перевал-ки одного из видов...

Перспективы развития угольной промышленности в России

Уголь является началом цепочки по формированию продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, из 1 тонны антрацита, стоимость

50 % электроэнергии в Сибири и на Дальнем Востоке производится угольной генерацией. Уголь — груз номер один для...

Направления развития угольной промышленности в России

Перспективы развития угольной промышленности в России. На угольную генерацию в настоящее время в мире приходится около 40

Особенности мирового рынка угля и факторы, влияющие на его... Россия, Китай, тонна, российский уголь, уголь, данные, тысяча, США...

Инновации в угольной промышленности (на примере Республики...

В данной статье рассматривается текущее состояние угольной промышленности в Республике Саха (Якутия),существующие на сегодняшний день проблемы в данной области, а также описано несколько предложений по их решению...

Развитие грузопотоков российского зерна в направлении...

Основной потребителем российского риса является Турция. По данным ФТС России экспорт зерна в

Россия все больше интегрируется в мировое хозяйство, как части своего экспорта, так и функционирования ее

Тенденции и варианты развития морских портов России.

Экспортные перевозки серы через морские порты: тенденции...

Ключевые слова: сера, экспорт, морские порты. На сегодняшний день базисом развития

Объемы морского экспорта серы через порты Российской Федерации приведены в Табл.3.

Массовые перевозки российской экспортной технической серы навалом, при соблюдении всех...

Строительство хаб-портов как вариант решения проблемы...

также портов. Казалось бы, обширность российской территории позволяет активно

Препятствуют развитию логистического потенциала России, как административные барьеры, так

В результате строительство хаб-порта позволило самый «грязный» угольный терминал...

Похожие статьи

Проблемы развития экспорта российского угля в страны...

Угольная промышленность на сегодняшнем этапе развития инноваций и нанотехнологий продолжает оставаться одной из важнейших отраслей мировой экономики. Это связано с тем, что применение угля в некоторых случаях экономически целесообразнее использования нефти...

Особенности мирового рынка угля и факторы, влияющие на его...

Общеизвестно, что мировой рынок угля оказывает весьма заметное влияние на развитие национальных экономик некоторых стран мира. В мировой практике для определения эффективности и перспектив развития угольного бизнеса используют интегрированный метод...

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Несмотря на потенциал портов Российской Федерации в первую очередь в обеспечении

Однако первоочередным сдерживающим фактором развития портов является сухопутная

Однако, уголь — один из самых дешевых видов груза, он не сможет покрыть всех затрат на...

Тенденции и варианты развития морских портов России

В статье рассмотрены альтернативные пути развития морских портов России. Дана характеристика трех возможных вариантов развития морских портов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них. Приведен анализ изменения объемов перевал-ки одного из видов...

Перспективы развития угольной промышленности в России

Уголь является началом цепочки по формированию продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, из 1 тонны антрацита, стоимость

50 % электроэнергии в Сибири и на Дальнем Востоке производится угольной генерацией. Уголь — груз номер один для...

Направления развития угольной промышленности в России

Перспективы развития угольной промышленности в России. На угольную генерацию в настоящее время в мире приходится около 40

Особенности мирового рынка угля и факторы, влияющие на его... Россия, Китай, тонна, российский уголь, уголь, данные, тысяча, США...

Инновации в угольной промышленности (на примере Республики...

В данной статье рассматривается текущее состояние угольной промышленности в Республике Саха (Якутия),существующие на сегодняшний день проблемы в данной области, а также описано несколько предложений по их решению...

Развитие грузопотоков российского зерна в направлении...

Основной потребителем российского риса является Турция. По данным ФТС России экспорт зерна в

Россия все больше интегрируется в мировое хозяйство, как части своего экспорта, так и функционирования ее

Тенденции и варианты развития морских портов России.

Экспортные перевозки серы через морские порты: тенденции...

Ключевые слова: сера, экспорт, морские порты. На сегодняшний день базисом развития

Объемы морского экспорта серы через порты Российской Федерации приведены в Табл.3.

Массовые перевозки российской экспортной технической серы навалом, при соблюдении всех...

Строительство хаб-портов как вариант решения проблемы...

также портов. Казалось бы, обширность российской территории позволяет активно

Препятствуют развитию логистического потенциала России, как административные барьеры, так

В результате строительство хаб-порта позволило самый «грязный» угольный терминал...