Строительство хаб-портов как вариант решения проблемы оптимизации транспортной сети России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахмедов, Р. Р. Строительство хаб-портов как вариант решения проблемы оптимизации транспортной сети России / Р. Р. Ахмедов. — Текст : непосредственный // Технические науки: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/87/4155/ (дата обращения: 24.04.2024).

В Транспортной стратегии России на период до 2030 года обозначена в качестве одной из главных задача развития транспортной сети и обеспечения такого уровня ее инфраструктуры, чтобы добиться ускорения товарообмена, вызывающего развитие экономики и сохраняющего равную доступность транспортной сети для всех жителей России [1]. Трудность реализации данной задачи объясняется значительной дифференциацией в социально-экономическом развитии регионов, несогласованностью работы железнодорожного, автомобильного и морского транспорта, а также портов.

Казалось бы, обширность российской территории позволяет активно развивать транзитную доставку грузов, однако, для обеспечения сервиса международного уровня современная транспортная сеть не имеет инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам. К числу ключевых проблем, препятствующих эффективному развитию транспортной инфраструктуры, следует отнести отсутствие организационной структуры, обеспечивающей синхронное взаимодействие всех участников транспортировки и переработки грузов.

Препятствуют развитию логистического потенциала России, как административные барьеры, так и существующая тарифная политика, формирующая стоимость перевозки, погрузки, фрахта, работы экспедиторов и так далее. Поиск вариантов создания современного логистического центра вылился в проблему строительства и реконструкции портов. Правительство презентовало это как «самый масштабный транспортный проект России». Усиление данного акцента объясняется многими упущенными возможностями экономического развития России. По результатам проведенного в 2011 году Всемирным банком исследования логистического развития 150 стран Россия занимает 92 место по уровню логистической компетенции специалистов, 94 — по срокам доставки, 97 — по состоянию инфраструктуры, 106 — по международным перевозкам, 131 — по стоимости внутренней доставки, 138 — по работе таможни [2]. Так, в частности, множество машин, доставляемых морем из Японии и Южной Кореи в финские и эстонские порты, предназначены для российских автомобилистов. Однако снизить сроки доставки данных товаров при существующих логистических схемах не представляется возможным.

Строительство хаб-портов российской экономике крайне необходимо, так как комплексность их логистической инфраструктуры позволит согласовать между собой развитие как отдельных частей транспортной отрасли (железнодорожный транспорт, складские терминалы, морские порты и аэропорты и др.), так и необходимого транспортного функционала, начиная от таможенных служб и заканчивая службой безопасности. Современный хаб-порт — концентратор портов (в переводе с испанского «Пуэртос pivotes») для отправки отечественных и иностранных грузов с пунктов отправления и/или назначения для их последующего перераспределения. Такой порт работает эффективно, если в стране отлажены контейнерные перевозки, которые в настоящее время пользуются большой популярностью на рынке транспортных услуг.

Сегодня на российском рынке транспортно-логистических услуг работают 4000 компаний. Анализ рынка транспортных услуг России показывает, что отраслевыми видами транспорта в настоящее время перевозится не более 70 % от общего объема грузового потока: почти треть всех грузов переваливается собственным транспортом предприятий — производителей [3]. Мировая практика показывает, что максимально эффективно работают те терминалы, которые привязаны к грузообразующим объектам, расположенным в специальных индустриально-логистических зонах.

Если рассматривать проблему в исторической ретроспективе, то после распада СССР у России осталась, лишь одна треть морских портов. Актуальность строительства современных логистических портов осознавалась правительством еще в начале 90-х годов, но страна нуждалась в укреплении политических институтов. Лишь в 1998-м всерьез взялись за возведение первого угольного терминала — порта Усть-Луга. В результате строительство хаб-порта позволило самый «грязный» угольный терминал превратить в экологически чистый объект транспортной отрасли. Новейшие технологии и мощная вытяжная система с фильтрами позволяют в настоящее время находиться непосредственно рядом с местом выгрузки без защитной маски и обходиться без угольной пыли даже при разгрузке вагонов. Технологию работы хаб-порта можно описать следующим образом. Весь кузбасский уголь отсортирован в пирамиды-бурты на определенное место. Люди задействованы в минимальном количестве, так как в основном осуществляют контрольные функции. Главная работа ведется с диспетчерского пункта, где весь терминал просматривается на видеомониторах. Диспетчер работает по плану закрытой системы транспортеров и осуществляет отгрузку покупателям угля по их заявкам. В ходе погрузки из нескольких сортов угля легким набором определенных комбинаций на клавиатуре компьютера создается одна из 18 марок угля. В распоряжении диспетчера собранные в пирамиды-бурты сорта угля и 42 маршрута перевалки. Ничего подобного на постсоветском пространстве не строилось. Чтобы осознать масштабы сооружения хаб-портов, можно для примера назвать всего лишь одну цифру — 10. Это суммарная длина причалов морского порта в Усть-Луге в километрах. Вся портовая территория разграничена по специализации. У каждого терминала имеются службы безопасности, повсюду размещены системы сигнализации и видеоконтроля, радиационные датчики на переходах в таможенную зону.

Современное развитие транспортной отрасли в России обозначает новую стратегическую задачу морских ворот России — в минимальные сроки переориентировать грузопотоки в интересах отечественной экономики, снизить транспортные издержки российских компаний и зависимость от тарифной политики сопредельных государств. Реализуемый в настоящее время, с нашей точки зрения, приоритет развития перерабатывающих мощностей российских морских портов лишь частично решит стратегическую задачу. Не секрет, что развитие сети железных и автомобильных дорог для обеспечения транзитных перевозок связано со значительными инвестициями, которых у государства в достаточном количестве пока нет. Привлечение частных инвесторов проблематично из-за отсутствия признаков коммерческой эффективности таких проектов. Однако, к примеру, нефтяной терминал, конечный пункт второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), перечеркнет зависимость транзита нефти на Запад от Белоруссии и Украины и не будет больше нуждаться в нефтепроводах «Одесса–Броды» и «Дружба». Несмотря на существенные затраты, мы считаем, что за хаб-портами будущее российской транспортной отрасли, ведь морем можно будет отправлять грузовые фуры, а инфраструктура готова и к приему пассажиров. Факты говорят сами за себя: один паром способен уместить до 140 железнодорожных вагонов. Таким образом, хаб-порт решает инновационные, инвестиционные и инфраструктурные задачи транспортной отрасли и российской экономики.

Литература:

1. http://www.mintrans.ru/documents/detail.php≤ELEMENT_ID=13009

2. http://www.dniimf.ru/ru/singapore-2

3. http://2020strategy.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, транспортная отрасль, порт, российская экономика, служба безопасности, стратегическая задача, транспортная сеть, угольный терминал.

Похожие статьи

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Порты Приморья являются конечными пунктами Международного транспортного коридора «Восток-Запад».

К 2030 г. объем российского угля, отправляемого на экспорт морским путем, составит 166,6 млн. тонн, в том числе через порты России — 149,1 млн. тонн.

Тенденции и варианты развития морских портов России

Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования

Северный морской путь, Ямал, Арктика, Россия, порт, уж, тонна, Арктическая транспортная система, Дальний Восток, морской порт.

Инновационный подход в подготовке специалистов для...

Задачи инновационного развития транспортной системы России, определенные Транспортной стратегией Российской

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная отрасль, центр, транспортный комплекс России, вуз, Российская Федерация...

Современный взгляд на внешнеэкономическую деятельность...

От развитой сети морских портов и четкой грамотной их деятельности зависит, в решающей мере, здоровье всей российской экономики, так как морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса.

Основные проблемы и пути развития транспортной логистики

на самом транспорте, так и в смежных с ним отраслях экономики.

Одной из главных задач транспортного комплекса России является создание безопасных условий и повышение качества жизни.

Реализация Концепции транспортной безопасности, в свою очередь...

Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктура...

По данным секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева, уже давно требовалось признать особую роль Российской Арктики.

Тенденции и варианты развития морских портов России. Ключевые слова: транспортная система, логистические системы...

Проблемы развития экспорта российского угля в страны...

Мощности российского порта Восточный сейчас составляют 23,5 млн. т., с введением третьей очереди угольного терминала в 2019г. они могут вырасти до 39 млн. т. в год.

Угольная промышленность по-прежнему является одной из важнейших отраслей мировой экономики.

Анализ современной системы портовых сборов в морских портах...

сбор, Российская Федерация, морской порт, порт, суд, ФАС России, пункт, Россия, транспортная безопасность акватории, уплата.

Применение морского транспорта в организации цепей поставок...

Скоординированное развитие транспортных узлов России обеспечит транспортировку грузов из различных российских регионов, привлечение экспортных и транзитных грузов позволит повысить роль портов приморского региона.

Похожие статьи

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

Порты Приморья являются конечными пунктами Международного транспортного коридора «Восток-Запад».

К 2030 г. объем российского угля, отправляемого на экспорт морским путем, составит 166,6 млн. тонн, в том числе через порты России — 149,1 млн. тонн.

Тенденции и варианты развития морских портов России

Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования

Северный морской путь, Ямал, Арктика, Россия, порт, уж, тонна, Арктическая транспортная система, Дальний Восток, морской порт.

Инновационный подход в подготовке специалистов для...

Задачи инновационного развития транспортной системы России, определенные Транспортной стратегией Российской

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная отрасль, центр, транспортный комплекс России, вуз, Российская Федерация...

Современный взгляд на внешнеэкономическую деятельность...

От развитой сети морских портов и четкой грамотной их деятельности зависит, в решающей мере, здоровье всей российской экономики, так как морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса.

Основные проблемы и пути развития транспортной логистики

на самом транспорте, так и в смежных с ним отраслях экономики.

Одной из главных задач транспортного комплекса России является создание безопасных условий и повышение качества жизни.

Реализация Концепции транспортной безопасности, в свою очередь...

Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктура...

По данным секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева, уже давно требовалось признать особую роль Российской Арктики.

Тенденции и варианты развития морских портов России. Ключевые слова: транспортная система, логистические системы...

Проблемы развития экспорта российского угля в страны...

Мощности российского порта Восточный сейчас составляют 23,5 млн. т., с введением третьей очереди угольного терминала в 2019г. они могут вырасти до 39 млн. т. в год.

Угольная промышленность по-прежнему является одной из важнейших отраслей мировой экономики.

Анализ современной системы портовых сборов в морских портах...

сбор, Российская Федерация, морской порт, порт, суд, ФАС России, пункт, Россия, транспортная безопасность акватории, уплата.

Применение морского транспорта в организации цепей поставок...

Скоординированное развитие транспортных узлов России обеспечит транспортировку грузов из различных российских регионов, привлечение экспортных и транзитных грузов позволит повысить роль портов приморского региона.