Совершенствование процессов организации на основе инструментов управления качеством | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Селиверстов А. С., Постнов В. В., Уткин Д. Ю., Николаева К. А., Семидотченко А. Р. Совершенствование процессов организации на основе инструментов управления качеством [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/294/13911/ (дата обращения: 22.10.2018).



Совершенствование процессов организации на основе инструментов управления качеством

Селиверстов Антон Сергеевич, студент;

Постнов Владислав Владимирович, студент;

Уткин Дмитрий Юрьевич, студент;

Николаева Ксения Андреевна, студент;

Семидотченко Анна Романовна, студент

Научный руководитель: Полякова Т. В.

Тольяттинский государственный университет

В данной статье будут рассмотрены способы и инструменты управления качеством, их роль в процессах на производстве и решаемые с помощью них задачи.

Для начала введём и разберём понятие «Менеджмент качества» или «Управление качеством». Его следует понимать как деятельность, направленную на совершенствование выпускаемой предприятием продукции и предлагаемых услуг, а также выполнение работ и задач по приведению продукции в соответствие с государственными и международными стандартами. Такими стандартами являются ГОСТы и ISO. Управление качеством является важной частью производства. Для каждой компании качество продукции необходимо в получении прибыли, так как не соответствующий качеству товар потребитель откажется приобрести, а следовательно компания не получит прибыли. Поэтому система менеджмента качества способствует устранению потерь на производстве, устраняет недочёты в продукции и тем самым увеличивает доход. Объектом управления качеством является процесс производства, а конкретнее все его стадии от самого начала и до конца. Управление качеством в современности ставит перед собой задачи обеспечивать надлежащие всем нормам товары или услуги, которые необходимы, а также следить за выполнением требований к выпускаемому продукту и совершенствовать производственные процессы. Для того чтобы продукция соответствовала нормам и стандартам, на предприятиях применяются «Инструменты управления качеством». Они представляют собой ряд методов и техник для проведения анализа, сбора и предоставления количественных и качественных данных. Эти данные могут собираться о процессе, продукте или системе. Инструменты качества формировались на протяжении всего исторического периода развития качества на производстве. Всего можно классифицировать 14 инструментов. Их можно разделить на 7 старых и 7 новых.

Старые инструменты были определены еще в 50-х годах, их разработали японские специалисты во главе с профессором Каору Исикавой.

1) Первым таким инструментом является контрольный лист. Он представляет собой удобную форму для систематического и быстрого сбора информации для дальнейшего ее использования. Она удобна тем, что рабочий, находящийся на производстве способен быстро внести необходимые данные с производственных процессов. После анализа полученных данных, который занимает несколько минут, можно сделать вывод и принять решение по продукции или процессу.

2) Гистограмма. Она графически отображает различные показатели по закону распределения величины разброса данных. Позволяет на графике представить и оценить масштаб изменений и отклонений от необходимой нормы.

3) Третьим можно считать стратификацию (расслоение), в ней итоги по процессу разделяются на группы, в каждой из которых собраны результаты из различных мест производственного процесса. Данный метод удобен при анализировании и изучении, каких-либо отдельных данных.

4) Четвертый инструмент представляет собой диаграмму причинно-следственных связей Исикавы, в ней данные которые влияют на объект упорядочивают на графике.

5) Пятый — это диаграмма Парето, она дает возможность равномерно обозначить возникшие проблемы и первоочередные задачи распределяя усилия для их решения.

6) Шестым выделяется диаграмма разброса, которая позволяет определить плотность связей между изменяющимися параметрами и вид таких связей.

7) Седьмым методом определяют карты контроля, позволяющие наблюдать за процессом и всеми его стадиями, влияя на них, что помогает соответствовать необходимым нормам и стандартам.

В новой школе выделяют также 7 инструментов.

1) Диаграмма сродства дает возможность выявить главные нарушения производства и объединить все собранные данные.

2) График связей позволяет выявить логические связи между главной целью и факторами, мешающими достичь результата.

3) Древовидная диаграмма — инструмент, с помощью которого можно найти путь решающий найденные проблемы и найти способы соответствовать запросам потребителей.

4) Матричная диаграмма дает возможность изобразить связи и корреляции, возникающие между задачами, функциями и характеризующими параметрами и определить их важности.

5) Матрица приоритетов применяется для обработки больших массивов числовых параметров, полученных при построении матричных диаграмм, для выявления первоочередных данных.

6) Стрелочная диаграмма нужна для постановки кратчайших сроков т. Диаграмма процесса PDPC (Process Decision Program Chart) — является диаграммой, определяющей поэтапные действия, когда нужно перейти от поставленной задачи к ее решению.

Помимо 14 инструментов старой и новой школы можно выделить еще 3, которые также можно отнести к новой школе — это поточная диаграмма процесса, Мозговой штурм и Анализ силового поля. В этой статье подробнее остановимся на таком инструменте как древо решений. Древовидная диаграмма (дерево решений)- инструмент, базирующийся на креативном мышлении, позволяющий поэтапно исследовать самых оптимальных и эффективных способов улучшить или исправить какой-либо аспект. Древовидная диаграмма представляется как состоящая из нескольких ступеней структуры древа, включающей в себя различные базовые элементы для поиска решений проблемы. Такими элементами являются, средства и причины. Древовидную диаграмму разрабатывают для обнаружения связей между проблемами. Данный способ подходит, когда смутно обозначенные требования целевой аудитории продукции становятся задачами по улучшению производства и продукции, а затем и в технические и управленческие задачи. Древовидная диаграмма крайне удобна, когда задачей стоит исследовать отдельные части, когда нужно достичь определенных целей в короткие сроки, например, во время планирования проекта, или разработки продукции. Чтобы более подробно понять принципы работы и применение данного инструмента, рассмотрим реальную ситуацию. В качестве исследуемого предприятия возьмем публичное акционерное общество «АВТОВАЗ». С помощью дерева решений преодолеем такую проблему как «избыточная обработка». Существует множество видов потерь на производстве различных по проблематике. Рассматривая в частности, избыточную обработку стоит дать определение, излишняя обработка — это выполнение операций и заданий, которые не делают продукт более ценным, а услуги более качественными для потребителя. Излишняя обработка ведет к использованию большего количества сырьевых или трудовых ресурсов, чем нужно для равнозначного продукта или услуги. Потери излишней обработки тяжело определяются, в виду того что обычно они возникают из-за неправильного согласования требований между заказчиком и производителем или из-за устаревания процесса производства. Также источником излишней обработки являются требования различных стандартов, и, к сожалению, в таком случае, чтобы избежать потерь требуется изменение стандартов.

Предположим, если на АвтоВАЗе возникнет проблема с излишней обработкой, решать мы ее будем при помощи построения дерева решений. В качестве излишней обработки будем рассматривать такое явление как: слишком долгое изготовления детали. Пользуясь деревом решений, предполагается, что все ходы, выбранные для проекта, приводят к определенному сценарию развития последующих событий. При помощи древовидной диаграммы нам нужно найти способ уменьшить количество выполняемых операций. Мы должны выстроить ветви, они будут событиями. А его вершины — определяющими состояниями, в которых нужно выбирать ход дальнейших действий. Для этого разобьем все наши действия на этапы: 1. Обозначим проблему; 2. для каждого момента определим все возможные развития событий; 3. проведем анализ результатов.

Таким образом, построив древо решений, мы можем видеть ряд возможных вариантов. Сталкиваясь с каким-либо видом потерь, можно использовать различные инструменты для их устранения, в каждом случае будут использоваться более удобные инструменты. На нашем примере можно видеть применение одного из инструментов и пример возможного решения поставленной проблемы. В реалиях производства и имея конкретные задачи нужно уметь проанализировать проблемы и суметь подобрать подходящий инструмент качества для реализации поставленных целей.

Литература:

  1. А. П. Агарков. Управление качеством: Учебник для бакалавров. — М.: ИТК Дашков и К, 2015. — 208 с.
  2. Шишкин, И. Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством. — М.: Стандартов, 2016. — 342 с.
  3. Васин, С. Г. Управление качеством, всеобщий подход. Учебник для бакалавриата и магистратуры. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 404 с.
  4. Н. В. Тихомировой. Управление качеством образовательной деятельности: Научное издание. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 511 с.
  5. Сажин Ю. В., Плетнева Н. П. Аудит качества. Учебное пособие. —: ДРОФА, 2014. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): излишняя обработка, древовидная диаграмма, инструмент, управление качеством, задача, данные, дерево решений, PDPC, Инструмент управления, ISO.

Похожие статьи

Реализация метода дерева в моделировании процесса принятия...

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Деревья решений (Decision Tree) в широком смысле являются структурами данных, на основе которых

С точки зрения классификации графов, дерево решений является древовидным графом.

Методы управления качеством образования в современной школе

И 7 инструментов управления качеством: диаграмма сродства; диаграмма связей; древовидная диаграмма; матричная диаграмма; стрелочная диаграмма; карта технологического процесса; матрица приоритетов (анализ матричных данных).

Программное обеспечение системы менеджмента качества

Digital Design «DocsVision «Управление качеством» включает в себя инструменты автоматизации корпоративной системы менеджмента качества компаний, работающих в разных сферах, на основе стандарта ISO 9000.

Организация процедуры управления рисками процессов СМК

Управление рисками — это процесс разработки и выполнения управленческих решений, призванных

Основные термины (генерируются автоматически): управление рисками, риск, ISO, процесс управления

Инструменты анализа и управления рисками деятельности...

Интеллектуальные системы поддержки принятия решений

Это мощный инструмент, позволяющий помочь лицам, принимающим решения (ЛПР)

К известным методам и способам автоматизации решения задач управления путем

интеллектуальный анализ данных, нейронная сеть, дерево принятия решений, дерево...

Сравнительный анализ алгоритмов нейронной сети и деревьев...

Рис. 6. Диаграмма точности прогнозов для структуры интеллектуального анализа данных: алгоритм дерева принятия решений.

Так в обобщенном виде выглядит алгоритм управления, реализуемый управляющей системой в системе поддержки принятия решений.

Методика и инструменты проведения изменений на...

В качестве инструментов использующихся для проведения глобальных изменений используются

- контрольный листок; - диаграмма Парето. Данные методы позволяют понять суть

2) Дерево (иерархическая диаграмма). 3) Программа процесса принятия решений.

Подход к моделированию процессов функционирования систем...

Методология IDEF0 предназначена для решения задач моделирования сложных систем и

− полнота описания процесса защиты информации (управление, информационные и

Несмотря на то, что в публикациях можно встретить на диаграммах потоков данных потоки...

Деревья решения для задач построения рейтинга коммерческих...

‒ существуют методы построения деревьев по данным с пропущенными значениями признаков

Функция: (3). предназначена для решения задач классификации на 2 класса.

В качестве параметров модели зададим количество лесов равное 200, а также обеспечим...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Реализация метода дерева в моделировании процесса принятия...

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Деревья решений (Decision Tree) в широком смысле являются структурами данных, на основе которых

С точки зрения классификации графов, дерево решений является древовидным графом.

Методы управления качеством образования в современной школе

И 7 инструментов управления качеством: диаграмма сродства; диаграмма связей; древовидная диаграмма; матричная диаграмма; стрелочная диаграмма; карта технологического процесса; матрица приоритетов (анализ матричных данных).

Программное обеспечение системы менеджмента качества

Digital Design «DocsVision «Управление качеством» включает в себя инструменты автоматизации корпоративной системы менеджмента качества компаний, работающих в разных сферах, на основе стандарта ISO 9000.

Организация процедуры управления рисками процессов СМК

Управление рисками — это процесс разработки и выполнения управленческих решений, призванных

Основные термины (генерируются автоматически): управление рисками, риск, ISO, процесс управления

Инструменты анализа и управления рисками деятельности...

Интеллектуальные системы поддержки принятия решений

Это мощный инструмент, позволяющий помочь лицам, принимающим решения (ЛПР)

К известным методам и способам автоматизации решения задач управления путем

интеллектуальный анализ данных, нейронная сеть, дерево принятия решений, дерево...

Сравнительный анализ алгоритмов нейронной сети и деревьев...

Рис. 6. Диаграмма точности прогнозов для структуры интеллектуального анализа данных: алгоритм дерева принятия решений.

Так в обобщенном виде выглядит алгоритм управления, реализуемый управляющей системой в системе поддержки принятия решений.

Методика и инструменты проведения изменений на...

В качестве инструментов использующихся для проведения глобальных изменений используются

- контрольный листок; - диаграмма Парето. Данные методы позволяют понять суть

2) Дерево (иерархическая диаграмма). 3) Программа процесса принятия решений.

Подход к моделированию процессов функционирования систем...

Методология IDEF0 предназначена для решения задач моделирования сложных систем и

− полнота описания процесса защиты информации (управление, информационные и

Несмотря на то, что в публикациях можно встретить на диаграммах потоков данных потоки...

Деревья решения для задач построения рейтинга коммерческих...

‒ существуют методы построения деревьев по данным с пропущенными значениями признаков

Функция: (3). предназначена для решения задач классификации на 2 класса.

В качестве параметров модели зададим количество лесов равное 200, а также обеспечим...

Задать вопрос