Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 17.01.2017

Статья просмотрена: 765 раз

Библиографическое описание:

Суслова Е. В. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 171-174. — URL https://moluch.ru/archive/137/38289/ (дата обращения: 23.05.2018).



Интеллектуальные системы поддержки принятия решений

Суслова Екатерина Владимировна, магистрант

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева

Любое предприятие осуществляет свою деятельность в условиях риска и неопределенности, поэтому перед ним постоянно стоит проблема выживания и обеспечения непрерывности функционирования и развития [1]. Анализ функционирования крупных предприятий и управление ими составляет основное содержание работы управленцев, аналитиков, специалистов в области обработки информации [2, с. 74–76]. Чтобы решить эту проблему руководителям приходится принимать управленческие решения по выбору направления развития предприятия, по сохранению и увеличению своей позиции на рынке и рыночной доли, по предотвращению потерь и снижению издержек, а также по поддержанию и повышению конкурентоспособности. Обоснованность и профессиональный уровень принимаемых решений определяет, в конце концов, эффективность деятельности предприятия.

В современных условиях всё возрастающую роль играет информация. Однако необходимость учета при принятии управленческих решений большого количества экономических, политических, социальных, правовых факторов существенно усложняет процесс выбора правильного варианта решения. Как правило, это связано со сложностями, возникающими в процессе сбора актуальной, достоверной и полной информации по интересующему вопросу. Стремительное увеличение объемов поступающей и перерабатываемой информации приводит к значительным изменениям в способах и методах анализа информации и требует не только автоматизации процесса обработки и изучения данных, но и интеллектуализации информационных и организационных процессов, построения и внедрения эффективных методов и интеллектуальных технологий поддержки принятия решений (ППР).

За последние десятилетия информационные технологии достигли высокого уровня развития. В связи с этим большинство развивающихся компаний используют автоматизированные средства, позволяющие эффективно хранить, обрабатывать и распределять накопленные данные [3]. Современные системы поддержки принятия решений (СППР) появились благодаря развитию управленческих информационных систем и систем управления базами данных (СУБД) и представляют собой системы, приспособленные к решению текущих задач, возникающих в управленческой деятельности. Это мощный инструмент, позволяющий помочь лицам, принимающим решения (ЛПР), решить сложные неструктурированные задачи. Как правило, системы поддержки принятия решений являются результатом мультидисциплинарного исследования, которое включает в себя теории баз данных, методов имитационного моделирования, искусственного интеллекта, нейронных сетей, ситуационного анализа и интерактивных компьютерных систем. В настоящее время нет единого общепринятого определения СППР, т. к. строение системы напрямую зависит от тех задач, для решения которых она используется, а также от доступных знаний, данных и информации, на основе которых принимаются решения.

Для решения слабоструктурированных или неструктурированных управленческих задач, с которыми достаточно сложно справиться естественному интеллекту, возникает необходимость в создании и использовании систем искусственного интеллекта для принятия решений, т. е. интегрированных интеллектуальных систем управления, в состав основных компонентов которых включаются базы данных и знаний, блок решения и логического вывода, хранилище моделей и т. п. Создание подобных систем стало возможным благодаря развитию и достижениям интеллектуального управления, основанным на разработках в области искусственного интеллекта, инженерии знаний, обработки данных и математического моделирования.

Попытки наделить компьютерную технику интеллектуальными способностями более высокого уровня (вероятностными методами рассуждения, логикой, индуктивным выводом, доказательством по аналогии и проч.) до сих пор не дали ощутимого результата. К известным методам и способам автоматизации решения задач управления путем применения интеллектуальных функций относятся:

 использование нейронных сетей и нейрокомпьютеров на уровне распознавания (классификации) и обобщения объектов и ситуаций;

В своих работах американский нейрофизиолог Френсис Розенблатт предложил свою модель нейронной сети, которая должна применяться для задачи автоматической классификации, состоящей в общем случае в разделении пространства признаков между заданным количеством классов.

Эти системы (и подобные им) получили название персептроновисостояли в основном из одного слоя искусственных нейронов, соединенных с помощью весовых коэффициентов с множеством входов.

Рис. 1. Однослойный персептрон

Начало современному математическому моделированию нейронных вычислений было положено работами Хопфилда в 1982 году, в которых была сформулирована математическая модель ассоциативной памяти на нейронной сети с использованием правила Хеббиана для программирования сети (рисунок 2). Введенная в эту модель Хопфилдом функция вычислительной энергии нейронной сети стала одним из новых путей развития искусственных нейронных сетей.

Недостатком модели Хопфилда является их тенденция стабилизироваться в локальном, а не глобальном минимуме функции энергии, поэтому эволюционным развитием модели для решения комбинаторных оптимизационных задач и задач искусственного интеллекта является машина Больцмана.

Рис. 2. Сеть Хопфилда из 4 нейронов

Самоорганизующаяся карта признаков (сеть SOFM — Self-Organizing Feature Map), разработанная Кохоненом в 80-х гг., имеет набор входных элементов, число которых соответствует размерности учебных векторов, и набор выходных элементов, которые служат в качестве прототипов. Основная архитектура сети SOFM приведена на рисунке 3

Рис. 3. Сеть Кохонена с тремя входными и пятью кластерными элементами, каждый элемент входного слоя связан с каждым элементом кластерного слоя

В конце 80-х годов были разработаны сети встречного распространения, которые превосходят возможности однослойных сетей. Время обучения в них, по сравнению сетями с обратным распространением ошибки, может уменьшаться в сто раз. Обратное распространение может давать решение в тех приложениях, где долгая обучающая процедура невозможна. Во встречном распространении объединены два хорошо известных алгоритма: самоорганизующаяся карта Кохонена и звезда Гроссберга. Их объединение ведет к свойствам, которых нет ни у одного из них в отдельности [4].

Методы, которые подобно встречному распространению, объединяют различные сетевые парадигмы как строительные блоки, могут привести к сетям, более близким к мозгу по архитектуре, чем любые другие однородные структуры. Похоже, что в мозгу именно каскадные соединения модулей различной специализации позволяют выполнять требуемые вычисления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для полного осуществления интеллектуальных способностей, связанных с анализом, прогнозированием, обобщением исходной информации по сложной управленческой проблеме и, в конечном итоге, принятии верного решения современные и будущие интеллектуальные системы поддержки принятия решений и интеллектуальные системы учета должны быть реализованы с использованием новейших прогрессивных технологий, которые основаны на динамических моделях данных, способных адаптироваться к конкретной ситуации и задаче, концепциях распределенного искусственного интеллекта, параллельной обработки огромных объемов данных в процессе решения, а также методов правдоподобного вывода результатов. Поэтому одним из наиболее перспективных путей построения интеллектуальных систем поддержки принятия решений, систем интеллектуального анализа данных, систем управления и прогнозирования является использование современные научные разработки в теории и практике нейронных сетей, нечёткие модели и методы многокритериального выбора и нечёткого логического вывода.

Литература:

  1. Роль информационных технологий в достижении конкурентного преимущества // Электронное научное периодическое издание «Системное управление». URL: Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2016–1/PDF/Kashirina(2)_2016–1.pdf (дата обращения: 13.01.2017).
  2. Пискунов Р. А., Аббакумов А. А. Проблемы автоматизации деятельности менеджера по продажам // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. — С. 74–76.
  3. Применение MATLAB для реализации системы анализа финансового состояния предприятия // Огарев-online. URL: journal.mrsu.ru / arts / primenenie — matlab — dlya — realizacii — sistemy — analiza — finansovogo — sostoyaniya — predpriyatiya (дата обращения: 13.01.2017).
  4. Рутковская Д. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы. —: Горячая линия — Телеком, 2006. — 452 с.
Основные термины (генерируются автоматически): поддержки принятия решений, искусственного интеллекта, нейронных сетей, системы поддержки принятия, нейронной сети, систем управления, интеллектуальных систем, автоматизации решения задач, задач искусственного интеллекта, логического вывода, систем искусственного интеллекта, интеллектуальных систем управления, правильного варианта решения, интеллектуальные системы, распределенного искусственного интеллекта, искусственных нейронных сетей, принятии верного решения, использование нейронных сетей, интеллектуальных систем поддержки, неструктурированных управленческих задач.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос