Тенденции индустрии туризма в условиях современной глобализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Авджы Э. Тенденции индустрии туризма в условиях современной глобализации [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/266/14317/ (дата обращения: 22.06.2018).



В статье рассматриваются важнейшие аспекты индустрии туризма в условиях современной глобализации. Выявлены альтернативные и наиболее развивающиеся виды туризма, которые влияют на направленность туристических потоков. Выделены категории людей, которые в настоящее время играет важную роль в развитии туризма по новым направлениям. Изучается значимость информационных технологий для туристического сектора.

Ключевые слова: туризм, глобализация, тренды туризма, альтернативный туризм, туристические потоки.

В последние годы туризм переживал глобальное развитие и продолжающийся рост, став одним из самых быстрорастущих секторов мировой экономики. Современный туризм одновременно влияет на все сферы производственной инфраструктуры, способствуя ускоренному экономическому развитию. Глобальное распространение туризма привнесло экономические и трудовые выгоды во многих смежных отраслях — от строительства до сельского хозяйства, от пищевой промышленности до здравоохранения. Такая положительная динамика сделала туризм ключевой движущей силой социально-экономического прогресса. [1]

Направленность 80 % туристических потоков в мире сконцентрирована в одних и тех же географических регионах и континентах. Основные передвижения туристов между континентами на протяжении долгих лет сложились следующим образом: из Северной и Центральной Европы к Средиземному морю и в Африку; из Западной Европы на Ближний Восток и в Азию; из Западной Европы в Северную Америку; из Северной Америки в Европу; из Северной Америки в Центральную и Южную Америку; из Японии в Европу и Америку; из других стран Азии в соседние страны; из Австралии и Новой Зеландии в Европу и Северную Америку; из Японии в страны бассейна Тихого океана. Между тем существуют разнообразные факторы, которые временно меняют направленность туристических потоков. Наибольшую значимость в настоящее время имеют природно-климатические и финансово-экономические факторы [2]. Рассмотрим эти факторы с точки зрения трендов, которые они вносят и будут вносить в современный туризм.

После 1990-х годов глобальное потепление, и как следствие, климатические изменения, стали негативно сказываться на экономическом положении стран, получающих доходы от туризма. Дождь, засуха, оползни, подъем уровня воды и другие природные явления негативно влияют на некоторые общеизвестные туристические направления. Например, из-за изменения средних температур в Венеции некоторые прибрежные линии могут оказаться под водой, а в северной Европе продолжительность коротких туров может быть увеличена [3]. В связи с глобальным потеплением могут произойти изменения в туристических движениях, например, может увеличиться процент путешествий, совершаемых вне летнего сезона. Таким образом, возможно предусматривать продление туристического сезона в Турции. Подобные изменения могут привести к увеличению срока туризма с 4–5 месяцев до 6–7 месяцев в году [4]. Если температура воздуха значительно возрастет, пострадают места массового туризма, имеющие доход от зимнего сезона. В связи с уменьшением выпадения осадков в зимний период, места дестинации, имеющие доход от зимнего туризма, могут столкнуться с проблемой полной остановки своей деятельности. С другой стороны, на примере Дубай, возможна активизация деятельности горнолыжных центров с искусственным снегом.

С другой стороны, места дестинации массового туризма часто критикуются за урон и разрушения, нанесенные историческим местам и ландшафту, и напротив, виды альтернативного туризма, возникшие вследствие новых туристических тенденций, ввиду повышенной сознательности современных туристов, отмечены уважительным отношением к историческим местам и природным источникам. Подобное отношение является естественным результатом интереса к продукции местного производства, взаимосвязь с природой и с образованностью людей в экологическом плане. Распространение туристов нового поколения и увеличение видов альтернативного туризма можно считать весьма позитивным событием для концепции «устойчивого развития туризма». Ожидается, что в ближайшие годы интерес к некоторым альтернативным видам туризма будет стремительно расти. Одним из них является «природный туризм». Повысится интерес к экосистемному туризму и охраняемым территориям с девственной природой. Соответственно, в рамках концепции устойчивого развития туризма необходимо увеличить число экологических туристических проектов, которые находятся в гармонии с природой. Концепция личной мотивации, называемая в литературе «фактором толчка», затмит привлекательность «фактора тяги» дестинации массового туризма. В этой связи, открываются возможности для развития туризма в регионах с не развитой туристической инфраструктурой, обладающих прекрасными природными и этническими характеристиками. Современные туристы нового поколения, как правило, стремятся к повышению своего социального опыта и культурного развития. В результате увеличивается спрос на тематические мероприятия, длительные туристические походы, курсы кулинарии и живописи, велосипедные и сафари-туры [5].

В настоящее время, направления туристических предпочтений становятся все более индивидуальными, а не массовыми, и занимают все более ведущую роль на мировой арене туризма с более экологически чистыми и устойчивыми туристическими продуктами. Гастрономические фестивали, электронные музыкальные фестивали, традиционные местные верования и ритуалы празднования подобных религиозных верований, интересных с этнографической и исторической точки зрения, стали продуктом направлений движения туристического потока и играют важную роль в рамках целевого маркетинга. В Таиланде ритуал Сонгкран, который определяется как новогоднее празднование буддийской веры в Таиланд и процесс очищения и обновления, фестиваль Лой Кратонг, Октоберфест, проходящий в городе Мюнхен в Германии, Лас Фальяс праздник Валенсийского сообщества в Испании, красочный весенний праздник Холи и фестиваль слонов в Индии, ежегодный международный фестиваль снежных скульптур в Харбине (Китай) — эти мероприятия служат в качестве целевых направлений туризма, которые обеспечивают важный вклад в нишу маркетинговой деятельности и обеспечивают значительные преимущества в общемировой борьбе за доходы от туристической индустрии. На данном этапе, благодаря эффективной организации продвижения и маркетинга продукции в социальных сетях, на острове Ко Панган в Таиланде, в Ки-Уэсте в Америке или в Копакабане в Бразилии, существует требуемый спрос в определённое время и место. Поэтому прогнозируется увеличение спроса на туристические услуги и продукты, которые организуют продвижение с помощью интерактивных платформ и социальных сетей. В результате выросшей популярности смартфонов каждый человек в возрасте от семи до семидесяти лет может использовать данные устройства, получая мгновенный доступ к любой информации путем мобильных приложений или сайтов в интернете [6, с.128].

Появление ведущих онлайн-платформ для путешествий, таких как группа компаний Booking и Agoda, имеющих доступ к глобальной инвентаризации проживания и конкурентоспособные ценовые решения, увеличило интерес потребителей к туристической деятельности. Благодаря платформам Tripadvisor и Tophotels, где продукты размещения представлены к оценке клиентов с позиции рациональности, появилась возможность доступа к оценке объекта размещения в любой точке мира. Не имея собственного опыта, стало проще получить мгновенное представление о предлагаемой продукции индустрии туризма. Благодаря платформам систем веб-поиска информации о воздушных перевозках, таким как Skyscanner, Aviasales и AeroBallet, доступ к глобальной сети авиабилетов намного упростился. По прогнозам исследователей рынок индустрии онлайн-путешествий, в настоящее время функционирующий с объемом в 596 млрд. долларов США, а к 2020 году достигнет предполагаемого объема в 800 млрд. долларов США. Ожидается, что в течение прогнозируемого периода 2017–2023 годов глобальный рынок онлайн-путешествий будет расти на уровне CAGR (Compound Annnual Growth Rate) приблизительно на 12 % [7].

Стоит также отметить увеличение интереса на оздоровительный и медицинский туризм. Основными причинами данной тенденции являются высокая стоимость медицинского обслуживания в Европе и США, кроме того, продолжительность ожиданий визитов к врачу и попытки страховых компаний снизить стоимость издержек приводят к увеличению спроса на медицинские услуги в других странах, предлагающих более выгодные цены в области здравоохранения. Медицинские услуги, эстетическая хирургия, продукты, связанные со здоровьем в области стоматологии, привлекают внимание многих людей. Тот факт, что население Европы придает особую значимость вопросам оздоровления, эстетической важности внешнего вида людей, особенно возрастающее в последние годы стремление женщин сохранять молодой облик, обеспечивает развитие оздоровительного туризма [8, с.9]. Например, во время туристической поездки в Таиланд, можно спланировать операцию по ринопластике или другую пластическую операцию. Подобным образом, иностранный турист, прибывающий в Турцию, в течение 10-дневного отпуска 1 день может отвести для проведения операции по пересадке волос. Лечебно-оздоровительный туризм стремительно развивается. Основная доля оздоровительных и реабилитационных центров приходится на Европу, в том числе и Турцию. Осваиваются новые горные территории, строятся спа-центры и спа-отели, центры по лечению тяжёлых и трудноизлечимых заболеваний. Таким образом медицинский и оздоровительный туризм ещё долгое время будет оставаться одним из самых перспективных направлений в индустрии туризма.

Стремительная глобализация мирового сообщества и прогрессирующее развитие мировой экономики, привели к появлению ряда новых альтернативных видов туризма, которые рассматривались в начале статьи. Слой населения, интересующийся подобными видами туризма, в средствах массовой информации обозначается термином «новый средний класс». В отличии от массового туризма, данный слой населения представляет собой новую категорию туристов, которые предпочитают совершать путешествия зачастую в одиночку и/или в составе очень малочисленной группы людей. Среди них отмечается интерес к культурной жизни, приобщение к познанию новых культурных ценностей и неизведанных аутентичных исторических мест. В январе 2018 года по данным поиска Google запросы «одиночное путешествие» и «путешествия в одиночку» были на самом высоком уровне. Среди американских и европейских туристов произошло 40-процентное увеличение количества одиночных пассажиров в групповых турах за последние пять лет. В связи с повышением спроса на одиночные путешествия туроператоры США и Европы начали создавать туристические продукты, чтобы не только разместить, но и удовлетворить соло-путешественника разнообразными маршрутами. Поэтому можно считать, что началась новая эра для одиночного путешествия [9].

Если проанализировать туристов с точки зрения возраста, то можно выделить одну из важных для туризма возрастных категорий людей — пенсионеры. Прогрессирующий сектор здравоохранения, экономическая ситуация, улучшение условий жизни, технологические разработки, способствовали увеличению средней продолжительности жизни людей в Европе. В настоящее время 50-е и 60-е годы жизни человека называются группой среднего возраста. С течением времени число людей данной возрастной группы растет. По оценкам исследователей к 2023 году европейское население составит 350 миллионов человек, из которых возраст около 100 миллионов европейцев, как ожидается, превысит 65 лет [10, c.32]. Несмотря на повышение пенсионного возраста в Европе, отмечается повышение уровня жизни и здоровья людей данной возрастной группы. При этом они свободно пользуются своими пенсионными правами, располагают большим количеством свободного времени, и имеют желание путешествовать. Европейский рынок туристов пенсионного возраста является важным для туристического сектора многих стран, особенно Турции, которую они часто посещают в основном в зимнее время, когда стоимость проживания в 4–5 звёздных отелях с системой питания «всё включено» чуть выше или равна проживанию в своей стране.

Мы видим, что туризм представляет собой, прежде всего, социальную деятельность, и приоритетным направлением с точки зрения необходимости данной деятельности является транспортировка, где социальные продукты, а не физические продукты, формируют фактический спрос. Легкость доступа к месту назначения и количество планируемых поездок ежегодно, является самым важным фактором в развитии туристических направлений. Воздушные перевозки в этом отношении сполна выполняют свои обязанности. Easyjet, Ryanair, Pegasus, Transavia, Wizz air, Iberia Express, West Air, Air Asia, Citilink, Jetstar, Tigerair, каждая из этих авиакомпаний лоукостеров имеет приоритетные предложения для путешествий по низкой стоимости в своём регионе. Данный ряд компаний, приобретенный недорогими чартерными компаниями, в отличие от крупных авиакомпаний, совершающих международные регулярные рейсы, способствовали маршрутизации микронаправлений и сыграли важную роль в развитии этих направлений туризма. Поддержка лоукостерами инновационных технологий облегчило доступ к пользованию их услугами, что положительно сказалось на интенсивности и объеме туристических движений в разных направлениях.

В результате глобализации в мире, начинается передвижение населения в образовательных и деловых целях из мест рождения в другие точки Земли, таким образом, темпы формирования семей между гражданами разных странах будут только увеличиваться. Подобная тенденция предполагает увеличение визитов друзей и родственников международных семей. В то время как пенсионеры, располагающие свободным временем, будут предпочитать длительный отдых в местах путешествий, новый средний класс, загруженный трудовой деятельностью, будет склонен отдыхать чаще в течение более короткого промежутка времени или в одиночку. В связи с этим, на сегодняшний день, завоевавшие популярность туристические пакеты, не потеряют своей значимости, но к ним будут добавлять новые пакеты, сформированные на альтернативных видах туризма.

Литература:

  1. Tourism — an economic and social phenomenon // UNWTO. URL: http://www2.unwto.org/content/why-tourism (дата обращения: 20.05.2018).
  2. Факторы развития туризма // Энциклопедия Экономиста. URL: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/faktory-razvitiya-turizma.html (дата обращения: 25.05.2018).
  3. Europe // Climate Change Post. URL: https://www.climatechangepost.com/europe/climate-change/ (дата обращения: 25.05.2018).
  4. Turizm sezonu erken başladı // Hurriyet. URL: http://www.hurriyet.com.tr/ekonomi/turizm-sezonu-erken-basladi-40785490 (дата обращения: 25.05.2018).
  5. Adventure travel // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Adventure_travel (дата обращения: 25.05.2018).
  6. Lechosław Garbarski, Sławomir Smyczek. New Information Technologies: Implications for Business Strategies and Marketing Communication. — Warsaw: Studio KARANDASZ, 2016. — P. 384.
  7. Online Travel Market 2018 Global Segments, Size, Industry Growth, Regional Study and Trends by Forecast to 2023 // Crossroads Today. URL: http://www.crossroadstoday.com/story/37714342/online-travel-market-2018-global-segments-size-industry-growth-regional-study-and-trends-by-forecast-to-2023 (дата обращения: 22.05.2018).
  8. Tomas Mainil, Eke Eijgelaar, Jeroen Klijs, Jeroen Nawijn, Paul Peeters. Research for TRAN Committee — Health tourism in the EU: a general investigation. — Brussels: European Union, 2017. — P. 144.
  9. 10 travel trends for 2018 // Intrepid Travel. URL: https://www.intrepidtravel.com/travel-trends-2018/ (дата обращения: 22.05.2018).
  10. Wolfrang Lutz, Anne Goujon, Samir KC, Marcin Stonawski, Nikolaos Stilianakis. Demographic and human capital scenarios for the 21st century. — Luxembourg: European union, 2018. — P. 598.

Ключевые слова

туризм, глобализация, туристические потоки, тренды туризма, альтернативный туризм

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос