Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 23.03.2017

Статья просмотрена: 287 раз

Библиографическое описание:

Лебедева С. А. Современная классификация туристских сегментов // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 323-326. — URL https://moluch.ru/archive/146/40987/ (дата обращения: 25.04.2018).



Ключевые слова: туризм, сегментирование туристского рынка

Keywords: tourism, tourism market segmentation

Туризм занимает важное место в мировом хозяйстве. Туризм генерирует процессы глобализации, способствует развитию связей между разными народами мира и развитию местной экономики, создает рабочие места, снижая тем самым уровень безработицы, является генератором развития смежных с туризмом областей народного хозяйства.

На сегодняшний день туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доля международного туризма в мировом ВВП, общей занятости и экспорте увеличивается с каждым годом. Только за последние пять лет общий вклад туризма в мировой ВВП увеличился на 0,8 % до 10 % мирового ВВП с 6346,1 млрд. долл. США в 2011 году до 7420,5 млрд. долл. США в 2016 [5, 6].

Рис. 1. Вклад туризма в мировой ВВП (млрд. долл. США) за 2006–2016 годы. Источники: [5], [6]

Вклад туризма в занятость также растет. В 2011 году сфера туризма создала более 254 миллионов рабочих мест (8,7 % общей занятости) [5] по всему миру. В этом году этот показатель вырос почти до 290 миллионов рабочих мест (9,6 % от общей занятости) [6].

Рис. 2. Вклад туризма в общую занятость (тыс. чел.) за 2006–2016 годы. Источники: [5], [6]

Для дальнейшей положительной динамики данных показателей необходимо уделять особое внимание потребителю, удовлетворение нужд и желаний которого непосредственно влияет на развитие туристской отрасли и ее вклад в мировую экономику.

Ни для кого не секрет, что потребительские рынки гетерогенны, т. е. у покупателей разные предпочтения, цели, возможности для их реализации, таким образом, они предъявляют неодинаковый спрос. Группы потребителей с похожими желаниями называются сегментами. Сегменты должны быть внутренне гомогенны, но при этом отличаться друг от друга, т. е. обладать межгрупповой гетерогенностью. Все характеристики того или иного сегмента должны быть измеримы, а сам сегмент должен быть достаточно большим для обеспечения продаж фирмы и покрытия расходов производителя. В туризме основными признаками сегментации являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические[1] и поведенческие.

Что касается туристических сегментов, существует множество классификаций. Например, сегментирование по географическому признаку, чаще всего используется государственными и негосударственными органами статистики для характеристики международного и внутреннего въездного и выездного туризма.

Классификация ЮНВТО по демографическому признаку включает в себя 5 возрастных категорий: дети от 0 до 14 лет, которые, как правило, путешествуют с родителями; молодежь от 15 до 24 лет, которая, в отличие от первой группы, может путешествовать самостоятельно и обладает весьма ограниченными средствами на путешествие; сравнительно молодые экономически активные люди, заботящиеся о своих детях и учитывающие их интересы во время поездок — категория от 25 до 44 лет; лица среднего возраста от 45 до 64 лет, которые все еще являются экономически активным населением, но по сравнению с предыдущей группой не обременены заботой о детях; лица старшего возраста от 65 лет.

Эксперты ВТО выделяют 4 сегмента туристского рынка, основываясь на комбинации двух социально-экономических признаков: уровне дохода и уровне образования [7].

К первому сегменту относятся лица со средним или даже низким уровнем дохода. Целью их путешествия является отдых на море, а выбор места отдыха определяется уровнем цен. Для данного сегмента не характерно стремление к резкой смене впечатлений. Напротив, их привлекает обстановка с привычным для них образом жизни. Это относится как к размещению, так и питанию. Эта категория туристов не обладает значительными финансовыми возможностями, чувствительна к изменению цен на услуги, но при этом крайне требовательна к их качеству. На международном туристском рынке этот сегмент является самым многочисленным, составляющим основу массового туристического потока.

Ко второму сегменту туристского рынка относятся люди с уровнем дохода выше среднего. Эти туристы чаще всего имеют высшее образование, а путешествие для них является средством совмещения приятного с полезным, то есть средством совмещения активного отдыха с получением знаний. Причем при выборе места отдыха познавательный интерес превалирует. Поскольку у этих туристов познавательный мотив преобладает, то они могут примириться с некоторым отсутствием комфорта при посещении интересующей их страны или региона в том случае, если другой возможности посетить данное место не представится.

Третий сегмент представлен лицами с высоким уровнем дохода. Имея высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений. В данном сегменте представлены две возрастные категории: «средний» и «третий»[2] возраст. Лица «среднего» возраста предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей или знакомых. В то время как лица «третьего» возраста отдают предпочтение путешествиям в составе групп. Для этого сегмента интерес представляют дальние поездки продолжительностью 2–3 недели.

Четвертый сегмент составляют высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни местных жителей, их нравов и обычаев. В этот сегмент входят люди разных возрастных категорий и с разным уровнем дохода, но на путешествия они готовы потратить значительные суммы, часто за счет сбережений. Цели поездок могут быть совершенно разными. Главное, что объединяет путешественников — стремление к личному опыту и тяга к знаниям. Этот сегмент рынка туристических услуг весьма немногочислен, однако он в последние годы значительно вырос и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

Следующая классификация была предложена немецким исследователем Г. Ганом, который различал 6 основных типов туристов [2, c. 160–189], в зависимости от того, какому виду отдыха они отдают предпочтение, т. е. основываясь на психографических признаках.

S-тип (от нем. Sonne, Sand, See — солнце, песчаный пляж, море) — турист, предпочитающий пассивное времяпрепровождение на морском курорте, желающий насладиться спокойствием и комфортом, а также избегающий суеты во время отдыха.

F-тип (от нем. Ferne- und Flirtorientierter Erlebnisurlauber — отдыхающий, который делает выбор в пользу поездок на дальние расстояния, в том числе и с целью флирта) — турист, путешествующий на большие расстояния, получающий удовольствие от быстрой смены впечатлений. Этот тип туристов проводит свой отпуск в тех местах, где что-то происходит.

W-1-тип (от нем. Wald- und Wanderorientirt — любитель лесных прогулок и походов) — это тип туристов ставит активный отдых в виде пеших прогулок, походов, кемпинга или велосипедного туризма превыше всего.

W-2-тип — в отличие от предыдущего типа, это скорее спортсмен, нежели любитель. Данный тип предпочитает длительные, порой экстремальные нагрузки.

A-тип (от нем. Abenteur — приключение) — любитель приключений, испытаний, опасностей и неожиданных ситуаций.

B-тип (от нем. Bildung- und Besichtigung — выбирающий образование и достопримечательности) — любознательные туристы. Этот тип путешественников подразделяется на три группы: туристы-эксперты, «коллекционеры» посещаемых мест, любители культуры и истории.

Еще одна классификация была разработана американским социологом Стэнли Плогом [4], который пытался объяснить зависимость выбора места отдыха от характера человека. В своем исследовании С. Плог опирался на следующие психографические и поведенческие характеристики: склонность к переменам, готовность к приключениям и риску, степень консерватизма, требования к комфорту в поездке, интеллектуальны уровень запросов туристов [1]. Согласно Плогу существует два крайних типа туристов: психоцентрики и аллоцентрики. Новые дестинации, еще не освоенные туристами, открывают аллоцентрики, которые ведут активный образ жизни и любят общаться с местным населением, чтобы максимально включиться в новую среду. По мере выяснения местными жителями экономических преимуществ туризма, появляются новые услуги, и развивается инфраструктура, что привлекает уже другой тип туристов — психоцентриков, которые ценят домашнюю атмосферу, крайне требовательны к комфорту, малоактивны, а также избегают инокультурного влияния.

Рис. 3. Классификация дестинаций по С. Плогу. Источник: [3, с. 860]

Изучение потребителей туристских услуг заслуживает особого внимания. Благодаря подобного рода исследованиям и, главное, использованию полученных знаний на практике можно создать персонифицированное предложение не только на мировом рынке туристских услуг, но и на современном отечественном рынке, который, к величайшему сожалению, на сегодняшний день претерпевает трудности приспособления к новой экономической действительности.

Литература:

  1. Гончарова Н. А., Кирьянова Л. Г. Управление жизненным циклом дестинации // Известия Томского политехнического университета. — 2011. — № 6 (318). — С. 52–56.
  2. Дурович А. П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 384 с.
  3. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для студентов вузов. — 4-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 1071 с.
  4. Stanley C. Plog, 2001. Why destination areas rise and fall in popularity. Cornell Hotel and Restaurant Administration Quartely, 42(3). P. 13–24.
  5. Travel & Tourism Economic Impact 2012. World. London: WTTC, 2012.
  6. Travel & Tourism Economic Impact 2015. World. London: WTTC, 2015.
  7. Сегментация туристского рынка по нескольким признакам // Экономическая переводная литература. URL: http://econbooks.ru/books/part/2810 (дата обращения: 21.03.2017).

[1] Психографическая сегментация объединяет целый ряд признаков потребителей, но в целом данное понятие можно описать как «образ жизни».

[2] «Третий» возраст – период активной жизни человека, который начинается с выходом на пенсию.

Основные термины (генерируются автоматически): уровнем дохода, Вклад туризма, тип туристов, туристского рынка, места отдыха, общей занятости, Tourism Economic Impact, мировой ВВП, смене впечатлений, Доля международного туризма, общий вклад туризма, средством совмещения, туристов познавательный мотив, возрастных категорий, сегмента туристского рынка, низким уровнем дохода, сегмент рынка туристических, уровнем дохода выше, высоким уровнем дохода, резкой смене впечатлений.

Ключевые слова

туризм, сегментирование туристского рынка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос