Библиографическое описание:

Маклашина Л. Р. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 122-125.

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Туризм, как сфера услуг выступает значительным инструментом перераспределения национального дохода внутри страны, оказывает мультипликативный эффект на развитие многих отраслей экономики.

Тенденции мирового социально-экономического развития показывают, что в настоящее время в мире в сфере услуг производится более половины валового внутреннего продукта. Свыше 40% размещенных в мировой экономике прямых инвестиций приходится на торговлю, банковские и финансовые услуги, страхование и туризм. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче, переработке нефти и газа. По данным Всемирной туристской организации туристский бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка, на его долю приходится 7% общего объема инвестиций и 5% всех налоговых поступлений.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской индустрии принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. [2]. Однако по данным Росстата количество приезжающих в Россию иностранных гостей в 2010 году составляет 22,281 млн. человек, в том числе туристов 2,13 млн. человек, по служебным целям 4,43 млн. человек.[3]

По оценкам Всемирного совета путешествий и туризма (World Travel and Tourism Council,WTTC), за 2010 год объем деловых поездок во всем мире составил 819 млрд. дол. США. Это на 1,8% меньше, чем годом ранее, к 2020 году WTTC прогнозирует цифру в 1,589 трлн. дол. США, что делает ежегодный рост на 4,3% . Этот же источник оценивает рынок частных путешествий в этом году в 3,111трлн. дол. США, прогноз на 2020 год 5,793 трлн. дол. США с ежегодным ростом на 4,1%. По оценкам WTTC объем российского рынка деловых поездок в 2010 году сократился на 5% и составил 6,5 млрд. дол. США, прогноз на 2020 год 18,4 млрд. дол. США при ежегодном росте на 5,9%. Объем частных поездок оценивается в 50,5 млрд. дол. США. Это на 5,8% меньше, чем годом ранее. Прогноз на 2020 год 122,8 млрд. дол. США при ежегодном росте на 4,3%. По оценке международных экспертов общий объем российского рынка, включая деловые поездки и индустрию встреч MICE, должны составлять 13 млн. дол. США.[4]

Исторически деловой туризм и объем мировой торговли были всегда очень тесно взаимосвязаны. Сегодня рост мировой торговли составляет 9% в год, тот же уровень роста ожидается для расходов на мировой деловой туризм в 2011 году. [5]

На индустрию делового туризма приходится 60% всего мирового туризма, 55-60% мест в отелях заполняется за счет деловых поездок. Этот сектор туризма активно развивается в 150 странах, и крупные бизнес - мероприятия проходят не в столицах, а в регионах. [7]

По прогнозам совокупный годовой рост расходов на деловой туризм в Бразилии, России, Индии и Китае будет идти в два-три раза быстрее, чем в развитых странах, таких как США, Франция, Германии и Великобритания. Быстрый рост делового туризма развивающихся стран спровоцирован трудностями в области долговых обязательств, секторе недвижимости и сокращением потребительского спроса в развитых странах.

Поэтому произошли относительные изменения в формировании новых маршрутов и инновации в области индустрии начали формировать новый мировой заказ в плане форм, объемов и регионального распределения мирового делового туризма. (Таблица 1.) [5]

Таблица 1

Прогнозируемый общий годовой рост делового туризма на 2011-2015 гг.

Развивающиеся страны

% роста

Развитые страны

% роста

Китай

11,2

Великобритания

5,4

Индия

10,8

США

3,8

Россия

7,1

Франция

3,3

Бразилия

7,0

Германия

2,9


Проблема увеличения Российского туристского экспорта на сегодняшний день является одной из важнейших в современной России. И решением является развитие делового туризма. С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более тесными. Развитие национальной экономики и интеграция ее в мировой рынок также немыслимы без развития сферы делового туризма. Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через PR-акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры - все это деловой туризм, как неожиданно бы это не звучало. Деловой туризм является одним из ресурсов интеграции и развития компаний посредствам участия в выставках и конгрессах, через бизнес-образование.

Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальной экономики - содействует ее интеграции в мировой экономический рынок. Современный бизнес невозможен без активного обмена информацией, овладения новыми технологиями, участия в международных конгрессах, семинарах, выставках, без повышения квалификации на всех уровнях делового образования. Все это входит в сферу делового туризма. Благодаря этой отрасли туризма происходит приток новых инновационных идей в экономику, завоевываются новые рынки, разрабатываются инновационные продукты.

Ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста, следовательно, при увеличении свободного времени участников за счет оптимальной организации, возможно комбинировать деловую часть поездки с различными туристскими программами и дополнительными услугами. И при этом, как показывают маркетинговые исследования, в отличие от других туристских поездок, в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы.

Бизнес-туризм на сегодняшний день представляет собой высокоразвитую индустрию по обслуживанию бизнес - поездок, которые, в свою очередь, делятся на несколько видов. В свою очередь индивидуальные и групповые деловые поездки для участия в мероприятиях, проводимых промышленными и торговыми корпорациями, составляют около 68% от общего объёма деловых поездок. Посещение промышленных выставок, ярмарок и участия в их работе - 12%, участие в конференциях и семинарах под эгидой политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других организаций составляют около 14%, конгресс - поездки - 3%, инсентив - туризм - 3%. Это деление относительно условное, поскольку все виды деловых поездок могут переплетаться между собой. Особенностью современного делового туризма является устойчивый спрос на комбинированные программы, сочетающие 3-4 дня работы (деловые переговоры, установление контактов, приобретение или продажа продукции, поиск новых технологий или оборудования и т.д.) и 1-3 дня отдыха (экскурсии, активный отдых, развлекательные программы, культурные мероприятия и т.д.). [6]

На западе деловой туризм существует с 1841 года, в то время как в России он появился только в 1990-х годах. В создании инфраструктуры туризма, и прежде всего делового, в последние годы наметился определенных прогресс – в Москве и некоторых областных центрах строятся многочисленные бизнес - отели и бизнес – центры с применением инновационных форм управления, создаются конгресс бюро и выставочные организации, расширяется календарь форумов и иных деловых мероприятий.

Эта тенденция легко объяснима - за последние годы бизнес туризм превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туристской индустрии. В то время как на российском рынке деловой туризм вошел в двадцатку самых крупных отраслей экономики страны, в регионах деловой туризм развит слабо. Однако, спрос на проведение конференций, выставок и встреч неуклонно растет, а игроков работающих на рынке делового туризма, которые целенаправленно продвигали этот продукт крайне мало. Компании, которые занимаются элементами делового туризма, как правило, не подозревают об этом, а те, кто считают себя участниками данного рынка, зачастую ими не являются. Между компаниями индустрии туризма, работающих в сфере делового туризма почти не существует партнерских связей, поэтому цепочка между гостиницами, туристскими фирмами и компаниями, занимающимися организацией событий в регионах не выстроена. Объединение компаний в один цикл для полного удовлетворения потребителей рынка делового туризма, а так же создания нового конкурентоспособного продукта в сфере делового туризма очередная задача, которую можно решить с помощью создания стратегических альянсов туристских структур, государственно - частных партнерств. Это становится общепринятой мировой практикой, позволяющей быстрее реагировать на изменения рынка. Успех коммерческой деятельности на рынке туристских услуг, том числе и делового туризма, определяется, в первую очередь, привлекательным туристским продуктом.

Деловой туризм - основной сектор туристской отрасли Нижегородского региона, локомотив всей региональной туристской индустрии. В настоящее время более половины туристских прибытий в Нижегородскую область связано с деловыми целями. Деловая привлекательность Нижнего Новгорода и региона определяется транспортно-географическим положением, промышленным и научным потенциалом, а так же историко-культурным наследием.

Нижегородская область расположена в центре европейской части России, территория около 80 тыс. кв. км, население 3,6 млн. чел., уровень урбанизации 78%, по плотности населения регион входит в десятку наиболее густонаселенных регионов России. Административный центр Нижний Новгород (с 2000 года – столица Приволжского федерального округа РФ), расположен на слиянии Волги и Оки, в 400 км от г. Москвы, основан в 1221 г., входит в число 100 городов мира, включенных ЮНЕСКО в список городов, представляющих историческую и культурную ценность. Нижегородский регион известен своими историка–архитектурными ансамблями ХIIIII веков.

Нижегородская область входит в европейский проект развития транспортных коридоров. Плотность сети автомобильных дорог в 5 раз превышает средне российские показатели, железных дорог - в 3 раза. Нижний Новгород располагает международным аэропортом, речным портом, обслуживающим суда река-море, который имеет выход ко всем морям, омывающим Европейскую часть России.

В структуре экономики области сектор услуг в настоящее время составляет около 50% валового регионального продукта, более 40% ВРП приходится на производство товаров и здесь лидирующее положение занимает промышленность 38,4% и производство сельскохозяйственной продукции около 7 %. По объему промышленного производства регион занимает 12 место среди 89 регионов России. Особенностью промышленного потенциала региона является развитый машиностроительный промышленный комплекс (45% в общем объеме выпускаемой продукции) и уникальные технологии предприятий оборонно–промышленного комплекса. Научно – технический потенциал региона – это более 100 различных научных организаций от академических и отраслевых научно – исследовательских институтов до заводских конструкторских бюро. Система высшего и среднего профессионального образования Нижегородской области обеспечивает ежегодное обучение около 200 тысяч студентов.

В качестве основного сегмента развития регионального туризма правительство области рассматривает деловой туризм и в качестве основного ресурса - выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность ряда организаций, в том числе Нижегородской ярмарки. В рамках программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007 — 2011 годах» предлагается сочетать деловой туризм с событийным и культурно познавательным. Планируется проведение костюмированных балов и фестивалей таких как, «Мастеров народных братств» в городе Городце, «Золотой хохломы» в городе Семенове, Пушкинского фестиваля в селе Большое Болдино и других. Для реализации данной программы правительство области намерено аккумулировать, средства из разных источников. До конца 2011 года на программу планируется потратить: 991,2 млн. руб.- из областного бюджета, 609 млн. руб.- из федерального бюджета и 296,9 - млн. руб. из местных бюджетов. Кроме того, предполагается, что 1,7 млрд. руб. поступит от частных инвесторов. По прогнозам чиновников, в результате реализации программы до конца 2011 года поток иностранных туристов увеличится до 100 тыс. человек в год, российских – до 1,4 млн. человек. Кроме того, доля Нижегородской области на рынке въездного и внутреннего туризма в Приволжском федеральном округе должна вырасти до 20% на рынке России - до 5%.

Однако, анализ развития международного туризма в регионе показал, что дальнейшее развитие индустрии туризма сдерживается рядом факторов: неудовлетворительным состоянием инфраструктуры туризма, особенно наличием высокой степени износа гостиничной базы (лишь 22% гостиниц туристского класса соответствуют мировым стандартам, то есть могут претендовать на размещение туристов из дальнего зарубежья, отсутствием конгресс – отелей, отсутствием помещений для проведения конференций и семинаров вместимостью 500 человек и выше), неудовлетворительное состояние объектов историка - культурного и природного наследия, плохое состояние дорог и придорожного сервиса. На нижегородском рынке почти нет компаний, специализирующихся на деловом туризме. Предоставлением таких услуг занимаются и туристские фирмы, и гостиницы, и немногочисленные event- компании. Даже при наличии заказчика они редко стремятся объединить свои усилия. Объединившись компании, работающие в сфере индустрии туризма, используя инновационные продукты в сфере управления бизнесом, получат конкурентное преимущество в создании нового конкурентоспособного продукта удовлетворяющего потребности делового туриста и возможность быстрее реагировать на изменения внешней и внутренней среды туристского рынка, тем самым привлекая в регион новых инвесторов.

Таким образом, перед российскими туристскими регионами и отраслью встает проблема поиска таких инновационных методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции региональной индустрии туризма в отдельности и способствовать тем самым дальнейшему развитию туристской территории в целом.


Литература:

1 Сайт Администрации Нижегородской области www. government.nnov.ru

2.Сайт Торгово-Промышленной палаты Нижегородской области [электронный ресурс] Режим доступа: http:// tpprf.rbc/ru/ru/main/committee/komtur/turkonc/

3.Сайт Федерального агентства по туризму РФ www.russiatourism.ru

4. http://ru.wikipedia.org

5. http://www.tourprom.ru/news/14171/

6.Брыляков К. Что иностранцу хорошо в России?//Журнал National Business, Май 2008г., стр18.

7.Зайцева Г. Чем привлечь делового туриста? //Нижегородский деловой журнал Деловая неделя – “Экстра-Н “, март № 5 (104) 2007г., стр.35

Основные термины (генерируются автоматически): делового туризма, деловой туризм, индустрии туризма, Деловой туризм, регионального туризма, рост делового туризма, сфере делового туризма, Развитие регионального туризма, деловых поездок, инфраструктуры туризма, индустрию делового туризма, делового туризма развивающихся, развитие делового туризма, мирового делового туризма, сферу делового туризма, рынке делового туризма, элементами делового туризма, делового туризма очередная, сфера делового туризма, сферы делового туризма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle