Подходы к измерению трудового потенциала региона
Автор: Карпов Артем Валерьевич
Рубрика: 13. Экономика труда
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2018)
Дата публикации: 04.04.2018
Статья просмотрена: 615 раз
Библиографическое описание:
Карпов, А. В. Подходы к измерению трудового потенциала региона / А. В. Карпов. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14098/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье предлагаются подходы к измерению трудового потенциала, представляющего собой совокупные способности занятого населения региона к труду, реализованные или нереализованные в сложившихся природно-географических, социально-экономических, организационно-технических и иных условиях. Предложено определять компоненты структуры трудового потенциала, выраженные психическим и физическим здоровьем, умственным потенциалом, способностью к коммуникациям, уровнем культуры и нравственности и др.
Ключевые слова: подход, трудовой потенциал, измерение, население, структура, компоненты.
The article suggests approaches to the measurement of labor potential, which is the aggregate capacity of the employed population of the region to work, realized or unrealized in the prevailing natural-geographical, socio-economic, organizational, technical and other conditions. It is suggested to determine the components of the labor potential structure, expressed by mental and physical health, mental potential, communication ability, level of culture and morality, etc.
Keywords: approach, labor potential, measurement, population, structure, components.
Экономическая категория «трудовой потенциал региона» представляет собой совокупные способности занятого населения региона к труду, реализованные или нереализованные в сложившихся природно-географических, социально-экономических, организационно-технических и иных условиях. Эти способности могут развиваться и достигать целей регионального и личного развития, в том числе благодаря региональной политике управления трудовым потенциалом. С точки зрения управления на уровне региона трудовой потенциал выступает сложной, открытой, динамичной и воспроизводимой системой, состоящей из шести подсистем: демографической, социальной, экономической, психологической, пространственной и институциональной. Для эффективного регионального управления воспроизводством трудового потенциала необходимо определение его характеристик и методов их измерения.
Несмотря на многолетний интерес к трудовому потенциалу как научной категории интегральная оценка, которая позволяла его характеризовать и проводить сравнения, не сложилась. По аналогии с ИРЧП С. П. Горисов [1] разработал индекс развития трудового потенциала, который является средним значением пяти показателей. Это уровень занятости, трудовая активность населения; оснащенность труда; величина заработной платы; уровень образования, переподготовки, профессиональной подготовки; доля трудоспособного населения в общей численности населения. Однако широкого применения этот индекс не получил.
Исследование трудового потенциала на уровне региона предполагает изучение того, как совокупность способностей и возможностей населения, обладающего определенными количественными и качественными характеристиками, обеспечивает эффективность региональной экономики в условиях достигнутых уровня развития производительных сил, научно-технического прогресса и системы социально-экономических отношений. В свою очередь, как достигнутый уровень развития производительных сил и система социально-экономических отношений определяют воспроизводство трудового потенциала. Вместе с тем, характер использования и воспроизводства трудового потенциала региона являются индикатором эффективности функционирования региона как социально-экономической системы.
Автор согласен с целесообразностью рассмотрения трудового потенциала как трех подсистем, предложенных С. И. Пирожковым [2]: демографической подсистемы трудового потенциала населения, представляющей собой увеличение количественных показателей и выступающей основой для развития качественных характеристик; социально-экономической подсистемы трудового потенциала, отражающей социально-трудовые отношения, сложившиеся в обществе, в том числе степень гражданских свобод; и социально-психологической подсистемы, отражающей особенности формирования личности, как субъекта трудовой деятельности.
Согласно Прохоровой Н. В. [3] формирование трудового потенциала региона зависит от следующих факторов: географических, включающих собственно географическое положение региона, климатические условия, состояние окружающей среды, природно-ресурсный потенциал; социальных и демографических, включая убыль и прирост населения, его возрастную и гендерную структуру, а также организацию здравоохранения; социально-экономических, в том числе состояние экономики региона, неравенство населения по доходам, структуру потребления, распределение занятости населения по отраслям экономики, структуру рынка труда, развитость структуры отраслевой экономики.
Таким образом, измерение и оценка трудового потенциала региона включает в себя как количественные, так и качественные показатели. Качественные показатели трудового потенциала характеризуются состоянием здоровья, развитием трудоспособности и мотивации к труду, уровнем образования и квалификации, их соответствием структуре рабочих мест, морально-нравственными показателями общества, а также корпоративной культурой, в том числе распределением в коллективе ответственности и полномочий, системой вознаграждения труда, возможностями к самореализации работников в труде. По мнению А. Э. Котляра, возрастно-половая структура оказывает существенное влияние на значение качественных характеристик [4].
Показателями, характеризующими элементы демографической подсистемы трудового потенциала, являются численность и возрастной состав населения, его половая структура, рождаемость, смертность, продолжительность активной трудовой жизни, состояние здоровья различных социальных категорий и возрастных групп, миграционная активность населения.
К показателям социально-экономической подсистемы трудового потенциала относятся численность экономически активного населения, численность экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте, численность безработных, количественная и качественная сбалансированность рынка труда, соответствие рынка труда и рынка образовательных услуг, условия поиска и приема на работу, условия труда, показатели социальной мобильности населения, образовательного и профессионально-квалификационного уровня.
Показатели социально-психологической подсистемы трудового потенциала включают показатели мотивации к трудовой деятельности и корпоративной культуры, а также личностные качества работников.
Помимо трех подсистем для характеристики трудового потенциала на уровне региона важны пространственные показатели трудового потенциала, то есть показатели его размещения в территориальном разрезе, а также региональной специфики процесса его воспроизводства.
Источником данных для анализа трудовой потенциала трудового потенциал служит как статистика Росстата, так и результаты регулярных и разовых социологических обследований. В частности, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН предложена методика мониторинга трудового потенциала на основе анкетирования населения. Мониторинг позволяет определить компоненты структуры трудового потенциала, выраженные психическим и физическим здоровьем; умственным потенциалом; способностью к коммуникациям; уровнем культуры и нравственности и др.
Литература:
- Горисов С. П. О региональных различиях качества рабочей силы // Рекрутинг. — 2005. — № 3. — С.41–43.
- Пирожков С. И. Избранные научные труды: В 2 т. — Т.1. Демографический и трудовой потенциал. — Киев: Нац. торг.-экон. ун-т, 2008. — С. 396, 400–402.
- Прохорова Н. В. Совершенствование управления региональными социально-экономическими комплексами на основе трудового потенциала (на примере Алтайского края): автореф. дис.... канд. экон. наук. — 2004. — С.10.
- Котляр А. Э. Трудовой потенциал // Население и трудовые ресурсы / Справочник. — М.: Мысль, 1990. — С. 318–321.
- Хлопова Т. В., Дьякович М. П. К оценке трудового потенциала предприятия // Социологические исследования. — 2003. — № 3. — С. 67–74.
Похожие статьи
Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников
В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...
Особенности понятия и принципов формирования кадровой политики организации
В статье рассматриваются ведущие подходы к определению понятия кадровой политики организации, ее обусловленность стратегическими приоритетами организационного развития, внешними социально-экономическими факторами и внутренним характером межличностных...
Образовательная среда вуза: типология, функции, структура
В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический, технологический и субъек...
Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы
Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...
Особенности взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов инвестирования в сферу туризма
В статье рассмотрены проблемы эффективности инвестирования в сферу туризма с позиций взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов, формирующих устойчивое развитие. Представлены основные группы факторов, влияющие на эффективность ...
Социально-психологический климат организации
В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...
Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия
Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выпо...
Формирование социально-психологической компетентности сотрудников
Среди основных условий деятельности сотрудников, оказывающих существенное влияние на формирование их социально-психологической компетентности, выделяют две их группы: внутренние (жесткие, временные и ресурсные ограничения при принятии решений и т. д....
Методы формирования функциональной грамотности на уроках в школе
В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности на уроках в школе. Выделены компоненты функциональной грамотности. Отмечено, что функциональная грамотность представляет собой совокупность приобретенных знаний, навыков, направл...
Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин
В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...
Похожие статьи
Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников
В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...
Особенности понятия и принципов формирования кадровой политики организации
В статье рассматриваются ведущие подходы к определению понятия кадровой политики организации, ее обусловленность стратегическими приоритетами организационного развития, внешними социально-экономическими факторами и внутренним характером межличностных...
Образовательная среда вуза: типология, функции, структура
В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический, технологический и субъек...
Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы
Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...
Особенности взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов инвестирования в сферу туризма
В статье рассмотрены проблемы эффективности инвестирования в сферу туризма с позиций взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов, формирующих устойчивое развитие. Представлены основные группы факторов, влияющие на эффективность ...
Социально-психологический климат организации
В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...
Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия
Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выпо...
Формирование социально-психологической компетентности сотрудников
Среди основных условий деятельности сотрудников, оказывающих существенное влияние на формирование их социально-психологической компетентности, выделяют две их группы: внутренние (жесткие, временные и ресурсные ограничения при принятии решений и т. д....
Методы формирования функциональной грамотности на уроках в школе
В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности на уроках в школе. Выделены компоненты функциональной грамотности. Отмечено, что функциональная грамотность представляет собой совокупность приобретенных знаний, навыков, направл...
Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин
В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...