Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 21.03.2021

Статья просмотрена: 834 раза

Библиографическое описание:

Головань, Н. О. Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия / Н. О. Головань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 194-198. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79275/ (дата обращения: 22.12.2024).



Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выполняемых задач.

Для структуризации процесса сбора информации о работе, выделения эффективного поведения, качества достижения успеха, работы с персоналом данный подход выделяет свои методы.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, управление персоналом, методы.

A competent approach, as a way of managing personnel, provides a clear definition of the professional and behavioral requirements imposed on an employee depending on his managerial level, profession, position and tasks.

To structure the process of collecting information about work, highlighting effective behavior, quality of success, work with personnel, this approach highlights methods.

Keywords: competence-based approach, competence, competence, personnel management, methods.

В настоящее время человеческий капитал — определяющий фактор устойчивого развития и экономического роста компаний. Поэтому конкурентные преимущества достигаются за счет знаний, информации, инноваций. [1]

Так как технологии не стоят на месте, объем информации возрастает в производстве, а также в других отраслях, то возрастают квалификационные требования к работникам и мера их ответственности.

Для того чтобы предприятие развивалось успешно, руководству важно знать возможности персонала, уделять особое внимание его изучению для выявления имеющихся компетенций сотрудников.

Для их выявления был разработан компетентностный подход.

Развитие компетентностного подхода в науке связана с именем Д. МакКлелланда, который предложил в 1959 году использовать понятие «переменные компетенции» для описания качеств личности работника.

Цель его исследования заключалась в поиске поведения, необходимого для идеального выполнения определенной работы. Для этого им был сформирован перечень тестов, которые позволяли предположить с какой эффективностью будет выполнена та или иная работа. Д. МакКлелланд пытался изучить влияние качеств работника, его умений, поведения на эффективность выполнения работы сотрудником.

Одним из ранних последователей Д. МакКлелланда был Р. Бояцис, который смог связать компетенции с эффективностью труда.

Он определил компетенции как «набор характеристик, которые отделяют эффективную работу от неудовлетворительной или неэффективной». Р. Бояцис, совершенствуя результаты работы Д. МакКлелланда, стремился не просто выявить перечень компетенций, необходимых для идеальной работы, но и разграничить значимые для работы компетенции и в тоже время не влияющие на ее эффективность.

Ему это удалось в 1982 году — список состоял из 19 компетенций: 12 из них были определены как дифференцирующие компетенции (влияющие на эффективность), а 7 — как пороговые компетенции (необходимые для работы, но не влияющие на эффективность).

Так как понятие «компетенция персонала» является достаточно новым, то авторы допускают разные вариации в его трактовке.

А. Я. Кибановым: «Компетенция — это сочетание квалификации работника, т. е. его знаний, понимания, умений и навыков с предоставленными ему полномочиями, обеспечивающими эффективную реализацию его функций». [3]

Вартанян А. А. считает, что компетентность — это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». [2]

Шлендером П. Э. компетентность определяется как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность», [5] Хуторским А. В. — как «атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности». [4]

Таким образом, компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность

Рис. 1. Компетентность

Получается, что основными факторами, формирующими компетенцию, являются знания, навыки и отношение сотрудника к работе.

Выделяют следующие виды компетенций:

Классификация компетенции

Рис. 2. Классификация компетенции

Поскольку компетенцию можно считать совокупностью навыков, качеств, знаний, проявляющихся в поведение человека, то можно определить наличие той или иной компетенции посредством помещения человека в заданную ситуацию.

Роли участников в процессах использования компетентностного подхода в управлении персоналом

Рис. 3. Роли участников в процессах использования компетентностного подхода в управлении персоналом

Компетентностный подход выделяет свои методы, для структуризации процесса сбора информации о работе, выделение эффективное поведение, качества достижения успеха, работы с персоналом, путем проведения анализа работы.

Таблица 1

Методы компетентностного подхода

Метод компетентностного подхода

Содержание метода

Метод экспертных оценок

Предполагает опрос объекта изучения с разных сторон (клиенты, коллеги, подчиненные и т. д.) о методах выполнения

им работы, на основе общих характеристик профессиональной деятельности

Метод критических инцидентов

Процедура сбора информации о действиях сотрудника, которые в определенном событии (индивидуальный проект, выполнение заказа) были критическими или важными для достижения цели. Здесь рассматриваются не повседневные события, а редкие и значимые.

Опросный метод

Этот метод представляет собой анкетирование. Составляется перечень вопросов, выделяющий существенные стороны деятельности.

Метод репертуарных решеток

Этот метод основывается на структурном подходе, для отличия более эффективных сотрудников от менее эффективных. Центральная идея состоит в том, что эксперт выделяет из интервью языковые особенности. У каждого человека свои языковые особенности, которые помогают

разделить сотрудников на успешных и менее успешных.

Работая с описание личностей

Эксперт старается выделить наиболее сжатые и четкие ответы, путем наводящих вопросов. Интервью продолжается пока собеседник не исчерпает мысли и не вернется к конструкторам, которые уже повторялись. Этот прием позволяет выявить такие критерии как способы принятия решений, стиль общения, способность к убеждению, ведению переговоров и т. д.

Таким образом, компетентностный подход является одним из современных инструментов в системе управления персонала.

Он позволяет структурировать политику в области найма, оценки, обучения и развития персонала.

Компетентностный подход обеспечивает организациям новые долгосрочные конкурентные преимущества.

Основная задача компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить человека управлять собственными знаниями, навыками и умениями, то есть уметь самообучаться и саморазвиваться.

Литература:

  1. Статья О. В. Леонова, О. В. Колосова, Компетентностный подход как способ управления персоналом предприятия военно-промышленного комплекса. 2017 г.
  2. Вартанян, А. А. Управление командой и организацией в бизнес-среде. — М.: Доброе слово, 2018.
  3. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: Учебник / Государственный Университет Управления; Под ред.А. Я. Кибанова. — 6-e изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2016
  4. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2015
  5. Шлендер, П. Э. Управление персоналом организации: Учеб. пособие / Под ред.П. Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): подход, компетенция, работа, качество достижения успеха, компетентность, процесс сбора информации, управление персоналом, эффективное поведение.


Похожие статьи

Особенности школьного образования в рамках компетентностного подхода

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в школьном образовании. Этот подход нацелен на развитие личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые являются основой в системе школьного образования....

Системно-деятельностный подход к процессу формирования управленческих компетенций у социальных работников

Представлено видение сущности и структуры управленческой компетенции как целостного явления, представляющего совокупность знаниевого, технологического и личностного компонентов, а также содержания процесса ее формирования у социальных работников, вкл...

Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...

Система риск-ориентированного управления охраной труда на предприятии

В настоящее время преобладает концепция риск-менеджмента в системе охраны труда. Важно понимать, что основой риск-ориентированного подхода является оценка рисков на предприятии как неотъемлемая часть процесса менеджмента риска, представляющая собой с...

Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения учащихся

В статье рассматриваются методы и инструменты для оценивания качества результатов обучения студентов при реализации компетентностного подхода. Также рассматривается переход образовательного оценивания от традиционных методов к компетентностному подхо...

Методические подходы к оценке кадрового потенциала

В статье произведен анализ различных подходах к оценке кадрового потенциала. Исследованные методы предложено классифицировать по следующим критериям: профессиональные навыки и знания, личностные навыки, числовая оценка результатов труда, лояльность к...

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Похожие статьи

Особенности школьного образования в рамках компетентностного подхода

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в школьном образовании. Этот подход нацелен на развитие личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые являются основой в системе школьного образования....

Системно-деятельностный подход к процессу формирования управленческих компетенций у социальных работников

Представлено видение сущности и структуры управленческой компетенции как целостного явления, представляющего совокупность знаниевого, технологического и личностного компонентов, а также содержания процесса ее формирования у социальных работников, вкл...

Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...

Система риск-ориентированного управления охраной труда на предприятии

В настоящее время преобладает концепция риск-менеджмента в системе охраны труда. Важно понимать, что основой риск-ориентированного подхода является оценка рисков на предприятии как неотъемлемая часть процесса менеджмента риска, представляющая собой с...

Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения учащихся

В статье рассматриваются методы и инструменты для оценивания качества результатов обучения студентов при реализации компетентностного подхода. Также рассматривается переход образовательного оценивания от традиционных методов к компетентностному подхо...

Методические подходы к оценке кадрового потенциала

В статье произведен анализ различных подходах к оценке кадрового потенциала. Исследованные методы предложено классифицировать по следующим критериям: профессиональные навыки и знания, личностные навыки, числовая оценка результатов труда, лояльность к...

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Задать вопрос