Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности отдела камеральных проверок в налоговой службе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 1137 раз

Библиографическое описание:

Добрынина, К. С. Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности отдела камеральных проверок в налоговой службе / К. С. Добрынина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13669/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся содержания оценки эффективности деятельности отдела камеральных проверок в налоговой службе, с целью повышения качества налоговых проверок.

Ключевые слова: камеральная проверка, оценка эффективности деятельности, налоговый контроль, механизмы оценки качества, налогоплательщики.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время налоговый контроль играет первостепенную роль в общей системе осуществления финансового контроля со стороны государства, так как налоги являются главными инструментами государственного регулирования экономики, выполняющими в то же время и фискальную функцию. Налоговый контроль предусматривает также создание обратной связи налогоплательщиков с государственными органами, следовательно, его результативность напрямую влияет на экономическое благосостояние страны [1].

Налоговый контроль представляет из себя сложный механизм, системой экономических правовых мер налоговых органов, направленный на сбор сведений об исполнении обязательств со стороны налогоплательщика в части налогообложения, проведение анализа и инспектирования данной информации.

На практике главной формой реализации налогового контроля, а также наиболее эффективной, выступают налоговые проверки.

Камеральная проверка — самый распространенный вид налоговых проверок. Она осуществляется по месту нахождения налогового органа посредством рассмотрения и проверки предоставляемых налоговых деклараций.

Эффективность проведения камеральных налоговых проверок значительно снижается из-за существующих проблем в системе налогообложения, что в результате провидит к возникновению конфликта государства и общества.

В настоящее время назрела необходимость проведения комплексных унифицированных проверок эффективности деятельности налоговых органов в части камеральных налоговых проверок. Такая оценка позволит:

‒ определить резервы мобилизации налоговых доходов и прочих обязательных платежей;

‒ выявить диспропорции в организации работы налоговых органов и направления их устранения;

‒ определить мероприятия в части совершенствования налогового администрирования и выявить приоритетные направления повышения эффективности налогового контроля [2];

‒ определить состояние контрольной работы в части организации камеральных налоговых проверок.

Оценка эффективности деятельности налоговых органов в теории и на практике относится к наименее разработанным и наиболее сложным проблемам. Эффективность контрольной деятельности налоговых органов определяется при помощи системы различных показателей и критериев оценки эффективности. Проблемы определения наиболее подходящих критериев и показателей оценки является дискуссионным на сегодняшний день [2].

Непосредственными измерителями эффективности могут быть показатели, которые выражаются абсолютными, относительными и средними величинами. Среди них выделяются качественные (к примеру, количество камеральных проверок, объем выявленных нарушений, количество лиц, которые были привлечены к ответственности) и качественные (к примеру, полнота выявления нарушений и обстоятельств, которые им способствовали, результативность доначислений).

Эффективность организации налогового контроля может выражаться в следующих показателях:

‒ результативность;

‒ удельный вес доначислений в общей их сумме;

‒ сумма доначислений на одну камеральную проверку.

Среди существующих практических проблем проведения камеральных проверок выделяется отсутствие четких регламентаций порядка сбора доказательств вины. Согласно положениям п. 7 ст. 3 НК РФ, в пользу налогоплательщика подлежат толкованию неустранимые сомнения, противоречия и неясности нормативно-правовых актов. Проведению качественной камеральной проверки препятствует несогласованность действий налоговых органов с внешними источниками информации.

На основании вышесказанного, при отсутствии механизма оценки качества проведения камеральных проверок снижается эффективность налогового контроля.

Способствовать повышению результативности камеральных проверок должна модернизация форм и методов осуществления налогового контроля. В настоящее время большинство налогоплательщиков осуществляют взаимодействие с налоговыми органами посредством телекоммуникационных каналов связи. Использования современных информационных новых технологий в значительной степени упрощает работу камеральных отделов и снижает расходы на их содержание. За счет использования новых программных продуктов можно осуществлять проверку как арифметических данных, так и логической связи разнообразных показателей отчетности.

Улучшение качества системы камеральных налоговых проверок приведет к повышению эффективности работы налоговых органов, а именно повышению собираемости налоговых сборов, снижению уровня не поступления налоговых платежей в бюджет страны ввиду их сокрытия.

Несмотря на постоянное совершенствование базы нормативно-правового регулирования проведения камеральных проверок, налоговые органы, при осуществлении таких проверок, сталкиваются с проблемами как организационного, так и нормативно-правового характера, которые мешают повышению эффективности таких проверок.

Далее рассмотрим проблемы и определим возможные пути их решения при проведении камеральной налоговой проверки по НДС, так как нами уже оговаривалось ранее, что камеральная проверка по данному налогу является наиболее сложной и непредсказуемой.

При проведении камеральной проверки по НДС можно выделить следующие проблемы:

  1. Большая загруженность инспекторов. Это правило ведет к тому, что в среднем на проверку деклараций приходится всего 15–20 минут рабочего времени налогового инспектора, что исключает возможность проведения проверки качественно и всесторонне, с использованием всей информации, которая имеется в инспекции. В связи с тем необходимо расширить штат отдела камеральных проверок.
  2. Занижение суммы налога к уплате в бюджет. Если в результате камеральной проверки налоговый инспектор обнаружил сокрытие налогов, то налоговым законодательством не предусмотрено право налоговых органов использовать иные сведения о проверяемом лице для исчисления налоговой базы, кроме сведений, указанных в налоговых декларациях. Исключение составляют лишь взаимозависимые лица. Однако следует отметить, что для признания лиц взаимозависимыми они должны соответствовать условиям, указанным в НК РФ. На практике взаимозависимость лиц доказать сложно, в связи с этим необходимо в НК РФ предусмотреть методы исчисления налоговой базы, используемые в других странах [5].

За счет автоматизации камеральных проверок:

‒ повышается эффективность контроля над соответствием сумм начисленных налогов по данным налогоплательщика и налогового органа посредством их уточнения и корректировки;

‒ принимаются оперативные меры при выявлении признаков уклонения от налогообложения, таких как не предоставление отчетности или предоставление ложных сведений;

‒ повышается эффективность контроля за правильным, актуальным и достоверным предоставлением налоговой информации;

‒ формирование документов происходит автоматически;

‒ осуществляется расчет недоимок, переплат и доначислений;

‒ учитываются сведения по камеральной налоговой проверке [4].

Таким образом, оценка эффективности деятельности отдела камеральных проверок, в целях ее совершенствования, должна проходить по показателям:

‒ количества выявленных нарушений в общей сумме камеральных проверок;

‒ удельного веса доначислений в результате камеральных в общей их сумме;

‒ роста дополнительно начисленных в по результатам проверки налогов и сборов в общей сумме поступлений от налогов.

Унификация данных показателей и их периодическое исчисление позволит не только оценивать эффективности деятельности отделов налоговых проверок, но и проводить сравнение деятельности налоговых инспекций в данной области.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824

2. Задёра О. А. Совершенствование методики оценки результативности налогового контроля // Успехи современного естествознания. — 2014. — № 11. — с. 60–63.

3. Морозова Т. С., Ткачева Т. Ю. Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: http://sibac.info/archive/economy/5(32).pdf

4. Соболева Г. В. Оценка результативности налогового администрирования в Российской Федерации // Вестник Финансового университета. — 2013. — № 6. — с. 21–34.

5. Чеканова В. И. Совершенствование налоговых камеральных проверок // Инновационная наука. № 6–1. 2016. С. 281–283.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, проверка, камеральная проверка, орган, РФ, камеральная налоговая проверка, налоговая база, налоговый инспектор, налоговый орган, удельный вес.

Похожие статьи

налоговый контроль, проверка, камеральная проверка, РФ...

РФ, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, налоговый орган, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, истребование документов, налоговое законодательство, Российская...

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный...

Налоговые органы проводят два вида провероккамеральные и выездные (ч.1 ст.87 НК РФ).

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, камеральная проверка, налоговый орган, выездная налоговая проверка, выездная проверка, проверка, налоговая...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование.

Анализ выездных налоговых проверок: пути совершенствования...

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Эффективность налогового контроля | Статья в...

Оценка результативности и направления повышения...

В статье рассмотрены практические аспекты организации и проведения камеральных налоговых проверок налоговыми органами Чеченской Республики. Дана оценка их результативности как одному из наиболее эффективных методов налогового контроля...

Эффективность налогового контроля | Статья в журнале...

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Эффективность налогового контроля | Статья в...

Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового...

Ключевые слова:налоговая система, налоговый контроль, выездные налоговые проверки, налоговая политика, налогоплательщики.

Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской...

Камеральная налоговая проверка; Выездная налоговая...

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Анализ выездных налоговых проверок: пути... |

Камеральная налоговая проверка как элемент современной...

налоговый орган, проверка, камеральная проверка, налоговая система, налоговый контроль, налог, налоговая декларация, налоговая политика, общая сумма, ФНС России.

Похожие статьи

налоговый контроль, проверка, камеральная проверка, РФ...

РФ, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, налоговый орган, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, истребование документов, налоговое законодательство, Российская...

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный...

Налоговые органы проводят два вида провероккамеральные и выездные (ч.1 ст.87 НК РФ).

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, камеральная проверка, налоговый орган, выездная налоговая проверка, выездная проверка, проверка, налоговая...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование.

Анализ выездных налоговых проверок: пути совершенствования...

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Эффективность налогового контроля | Статья в...

Оценка результативности и направления повышения...

В статье рассмотрены практические аспекты организации и проведения камеральных налоговых проверок налоговыми органами Чеченской Республики. Дана оценка их результативности как одному из наиболее эффективных методов налогового контроля...

Эффективность налогового контроля | Статья в журнале...

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Эффективность налогового контроля | Статья в...

Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового...

Ключевые слова:налоговая система, налоговый контроль, выездные налоговые проверки, налоговая политика, налогоплательщики.

Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской...

Камеральная налоговая проверка; Выездная налоговая...

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Анализ выездных налоговых проверок: пути... |

Камеральная налоговая проверка как элемент современной...

налоговый орган, проверка, камеральная проверка, налоговая система, налоговый контроль, налог, налоговая декларация, налоговая политика, общая сумма, ФНС России.