Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.11.2015

Статья просмотрена: 1135 раз

Библиографическое описание:

Баташева Ф. А., Баташева Э. А. Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 353-355. — URL https://moluch.ru/archive/101/22949/ (дата обращения: 20.09.2018).

 

На сегодняшний день в системе государственного финансового контроля одна из главных ролей отводится налоговому контролю, поскольку налоги были и остаются основными фискальными и регулирующими инструментами рыночной экономики. Налоговый контроль гарантирует обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.

На значимость налогового контроля, поиск наиболее эффективных способов его организации и повышение результативности обращает внимание Министерство Финансов в своих официальных документах.

Государство осуществляет деятельность по контролю за своевременным и полным исполнением налогового законодательства через систему специально образованных органов. В первую очередь к ним следует отнести налоговые органы. Именно на налоговые органы НК РФ и другими законами возложены главные задачи по контролю реализацией налогового законодательства [3, c. 79].

Развития форм и методов налогового контроля неразрывно связана с существованием и функционированием Федеральной налоговой службы.

Началом организации контрольной работы налоговых органов выступает учет налогоплательщиков. Учет налогоплательщиков предусматривает комплекс мероприятий, обеспечивающий регистрацию налогоплательщиков в налоговом органе и включении их в Единые государственные реестры налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особое место среди форм налогового контроля отводится налоговым проверкам.

Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налогового органа, выражающееся в организации контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. Она осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками или налоговыми агентами в налоговые органы.

В практике налогового законодательства долгое время были предусмотрено только два вида налоговых проверок: выездные и камеральные налоговые проверки.

В соответствии со ст. 88 НКРФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа [1, c. 187].

Камеральная налоговая проверка имеет важное значение для налогового контроля. В ходе камеральной налоговой проверки не требуется значительного количества времени, чем при осуществлении выездной проверки. Выездными проверками могут быть охвачен лишь каждый четвертый — пятый налогоплательщик, в то время как камеральные проверки могут быть проведены по всем налогоплательщикам. По итогам проведения камеральных налоговых проверок может быть определен круг лиц в, в отношении которых будут проводиться выездные налоговые проверки.

В соответствии со ст.88 НК РФ можно выделить отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  1.      Проведение проверки по месту нахождения налогового органа на основе представляемых налогоплательщиком деклараций и иных документов, а также в соответствии с имеющимися у налогового органа данными о деятельности налогоплательщика.
  2.      Проверка проводится должностным лицом налогового органа без специального разрешения руководителя.

Предметом камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации или расчеты, документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Такими документами могут быть материалы ранее проведенных мероприятий налогового контроля, документы, истребованные налоговым органом у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка (ВНП) проводится на основании руководителя (заместителя) налогового органа в помещении налогоплательщика. В случае отсутствия возможности у налогоплательщика предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (например: маленькая площадь офиса, ремонт здания и т. д.). Основанием для проведения ВНП в налоговом органе может быть письменное заявление налогоплательщика или докладная записка руководителя проверки о невозможности осуществить проверку в помещении налогоплательщика [2, c. 150].

Цель выездного налогового контроля, так же как и камерального является контроль за правильностью, полнотой и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов проверяемым объектом.

В ходе выездного контроля решаются следующие задачи:

          всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

          выявление искажений и несоответствий в документах, в бухгалтерском учете и отчетности;

          анализ влияния обнаруженных нарушений на формирование налоговой базы по различным налогам;

          формирование доказательной базы и документального подтверждения выявленных правонарушений;

          доначисление налогов и сборов;

          формирование предложений об устранении нарушений и привлечение налогоплательщика к ответственности за не соблюдение налогового законодательства.

Целью проведения налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Резко обострившееся политическое положение Российской Федерации в 2014 году привело к необходимости сохранения конкурентоспособности российской налоговой системы по сравнению с налоговым системами других государств в рамках борьбы за привлечение инвестиций в экономику. Это потребовало создания системы налогового администрирования понятной и удобной для добросовестных налогоплательщиков. Это реформирование было связано с внедрением концепции «расширенного взаимодействия», одобренного Комитетом ОЭСР по налоговым вопросам. К преимуществам данной системы относится возможность решения налоговых споров в досудебном порядке, что приводит к замене приоритетов с налоговой проверки на профилактику налоговым правонарушений.

Таким образом, появилась еще одна форма налогового контроля — налоговый мониторинг. Мониторинг налогоплательщиков представляет собой пассивную форму налогового контроля, основной целью которой является получение объективной информации о налогоплательщике и на основании нее организацию контроля налоговых платежей.

Началом внедрения в налоговый контроль системы мониторинга было положено в конце 2012 года, когда ФНС подписало пилотные соглашения с четырьмя крупнейшими налогоплательщиками в целях информационного обмена. В 2013 году было подписано еще одно соглашение. Однако, отсутствие соответствующей нормативной базы привело к необходимости принятия «дорожной карты» по совершенствования налогового администрирования и внесения изменений в Налоговый кодекс, регламентирующей порядок проведения мониторинга.

В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик может добровольно заключить соглашение о проведении мониторинга, если его деятельность удовлетворяет следующим критериям:

          совокупная сумма налогов за предшествующий год составляет не менее 30 млн. руб.;

          объем доходов за предшествующий год не менее 3 млрд. руб.;

          совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего года не менее 3 млрд. руб.

В рамках мониторинга налогоплательщик обязуется предоставить налоговому органу онлайн доступ ко всей налоговой и финансовой деятельности, а также любой информации по заключенным или предполагаемым к заключению сделкам.

В качестве основных преимуществ введения данной формы контроля являются следующие:

          уменьшение издержек на налоговое администрирование за счет сокращения количества проверок;

          возможность оперативно получать рекомендации налогового органа по возникающим налоговым рискам;

          снижение управленческих расходов организации на взаимодействий с налоговыми органами.

Налоговые органы на время действия соглашения не осуществляют выездных и камеральных налоговых проверок, за исключением, проведения проверок вышестоящими налоговыми органами в рамках организации контроля за нижестоящими налоговыми органами, досрочного расторжения договора, налоговых деклараций в которых заявлено возмещение НДС или акцизов.

Однако новая система налогового контроля не лишена и некоторых недостатков:

          применяется только в отношении крупнейших налогоплательщиков;

          участники консолидированной группы налогоплательщиков могут воспользоваться таким соглашением только с 1 января 2016 года;

          в рамках налогового мониторинга налоговый орган имеет право потребовать у налогоплательщика документы и пояснения по вопросам исчисления и уплаты налогов, которые должны быть предоставлены в течение 10-ти дней. Это может создать определенные трудности для организации и быть причиной злоупотреблений со стороны налоговой службы;

          возникают проблемы в области защиты конфиденциальной информации налогоплательщиков и контрагентов.

Однако для компаний переход к налоговому мониторингу также приводит к положительным последствиям: увеличению стоимости бизнеса, инвестиционной привлекательности, так как тем самым демонстрируется добросовестность налогоплательщика.

В настоящее время количество организаций, которые могут участвовать в данной системе около 200, в то время как в налоговых органов зарегистрировано около 5 млн. налогоплательщиков. Поэтому прежние формы налогового контроля продолжают действовать и совершенствоваться. А новации носят пока экспериментальный характер, однако, в случае его эффективности в систему налогового мониторинга могут быть включены и других группы налогоплательщиков. Таким образом, происходит смена идеологии налогового контроля от осуществления контроля пост-фактум к переходу к профилактике налоговых правонарушений.

 

Литература:

 

  1.      Налоговое администрирование: Учебник/ Под ред. Н. А. Дорофеева, А. В. Брилон, Н. В. Брилон.- М.: Дашков и К, 2014.- 296с.;
  2.      Налоги и налогообложение: учеб. для бакалавров: допущено М-вом образования РФ / под ред. Г. Б. Поляка. — М.: Юрайт, 2012. — 463 с.
  3.      Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавриата/ В. Г. Пансков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайд, 2012. — 368с.- Серия: Бакалавр;
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование.


Похожие статьи

Налоговый контроль как элемент управления...

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством (рис 1)

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок: Камеральная налоговая проверка

Особенности и преимущества налогового мониторинга как...

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговая система, налоговые правоотношения.

Налоговый орган в случаях возникновения спорных вопросов по налогообложению дает разъяснения по данным вопросам.

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный...

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за это время. Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация (расчёт).

Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале...

налоговый контроль, налоговые органы, формы налогового контроля, методы налогового контроля, учет налогоплательщиков, налоговые проверки.

Ключевые слова: налоговый контроль, камеральная налоговая...

Налоговые проверки являются формой реализации налоговыми органами налогового контроля. Камеральная налоговая проверкапроверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов...

Совершенствование механизмов оценки эффективности...

налоговый контроль, проверка, камеральная проверка, РФ, орган, налоговый орган, налоговый инспектор, налоговая база, камеральная налоговая проверка, удельный вес.

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система.

Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале...

РФ, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, налоговый орган, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, истребование документов, налоговое законодательство, Российская...

Эффективность налогового контроля | Статья в журнале...

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах

В связи с этим выделяют два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

Финансы.-2001.- № 2.-С. 34. Евтингеева Е. Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Налоговый контроль как элемент управления...

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством (рис 1)

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок: Камеральная налоговая проверка

Особенности и преимущества налогового мониторинга как...

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговая система, налоговые правоотношения.

Налоговый орган в случаях возникновения спорных вопросов по налогообложению дает разъяснения по данным вопросам.

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный...

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за это время. Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация (расчёт).

Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале...

налоговый контроль, налоговые органы, формы налогового контроля, методы налогового контроля, учет налогоплательщиков, налоговые проверки.

Ключевые слова: налоговый контроль, камеральная налоговая...

Налоговые проверки являются формой реализации налоговыми органами налогового контроля. Камеральная налоговая проверкапроверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов...

Совершенствование механизмов оценки эффективности...

налоговый контроль, проверка, камеральная проверка, РФ, орган, налоговый орган, налоговый инспектор, налоговая база, камеральная налоговая проверка, удельный вес.

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система.

Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале...

РФ, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, налоговый орган, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, истребование документов, налоговое законодательство, Российская...

Эффективность налогового контроля | Статья в журнале...

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах

В связи с этим выделяют два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

Финансы.-2001.- № 2.-С. 34. Евтингеева Е. Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство.

Задать вопрос