Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Лебедева С. А. Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 178-184. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13625/ (дата обращения: 14.08.2018).



Переход от экономики услуг к экономике впечатлений и ощущений в западных странах, а также все большая вовлеченность в новую экономику различных отраслей мировой хозяйственной системы заставляют задуматься над созданием предложения, которое бы в полной мере удовлетворило искушенных российских и иностранных потребителей туристских услуг на территории нашей страны. В данной статье было приведено сравнение главной аттракции Камчатки с аналогичной достопримечательностью Исландии, выявлены сильные и слабые стороны развития туризма в Камчатском крае, а также предложены некоторые варианты развития туриндустрии в рамках экономики впечатлений на территории данного региона.

Ключевые слова: туризм, новая экономика, экономика впечатлений, экономика ощущений, конкурентное преимущество, Камчатский край, вулканы Камчатки, вулканы Исландии.

Стремительный рост различных инноваций, а также очень быстрый процесс обогащения и насыщения сформировал экономику интеллектуального потребления, когда потребитель является не менее креативным, чем производитель. Производитель, в свою очередь, должен создать такое предложение, которое бы в полной мере удовлетворило искушенных потребителей. Этот круг создал новую экономику, которая носит название экономика впечатлений.

Основоположниками концепции «экономика впечатлений» считаются Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор, которые в 1999 году рассмотрели новую экономику как подход к производству и продвижению товара или услуги, основанный на создании положительного впечатления как от производства и продвижения, так и от получения товара или услуги, а также от последующих за этим ощущений, получаемых потребителем данного товара или услуги [4]. В рамках экономики впечатлений «компании-производители впечатлений» не просто предлагают товары или услуги, а затрагивают человека на эмоциональном, физическом, интеллектуальном и духовном уровнях таким образом, что человек уже является не просто «зрителем», а участником «представления».

Нийс и Питерс в 2002 году также внесли свой вклад в развитие данной концепции. Они рассматривали экономику впечатлений с точки зрения инсценирования, т. е. создания некоторой искусственной «сцены» для получения различных впечатлений и ощущений [2]. «Установить сцену» означает включить в поле зрения определенное место, пространство, а также различные средства и медийные инструменты, которые эффективно координируются друг с другом и находятся в некой связи, вызывая тем самым у зрителя целостные переживания [1, с. 277].

Несмотря на то, что впечатления всегда были ядром индустрии развлечений, туристская отрасль также является ярким примером сферы, относящейся к экономике впечатлений и ощущений, так как включает в себя не только гостиницы, транспорт, обслуживание, но и смежные с туризмом отрасли, впечатления от услуг и товаров которых остаются у путешествующих. Туризм затрагивает и использует природные, культурно-познавательные и культурно-развлекательные объекты, такие как тематические развлекательные парки, аквапарки, театры, музеи и прочие заведения, в качестве объектов туристского показа, которые предлагают потребителю не просто услугу, а впечатления и переживания, происходящие из аутентичных объектов природы, науки или искусства [3, с. 3–9]. Исходя из всего выше сказанного, туристский продукт — это все впечатления и переживания, которые получает и испытывает путешественник, начиная с того момента, как он вышел за порог своего дома, и до тех пор, пока турист не вернулся обратно [5, с. 584]. Таким образом, можно сказать, что все впечатления создаются на базе определенного контекста, включающего пять основных элементов:

– сцена или пространство: территория, здания, архитектура — интерьер и экстерьер;

– объекты: коллекции, выставки;

– материалы для интерпретации: доски информации, таблички, указатели, карты, путеводители;

– программы: развлекательные и образовательные программы, экскурсии;

– дополнительные услуги: кафе, рестораны, сувенирные магазины [1, с. 225];

а также несколько вспомогательных, но не менее важных элементов, таких как транспорт (поездка от дома до аэропорта, непосредственно перелет, трансфер от аэропорта до гостиницы, поездка до объекта туристского показа — основного объекта получения впечатления и обратно), питание и другие.

Несмотря на то, что большинство впечатлений и ощущений чаще всего относятся только к одной из представленных ниже областей впечатления, для успешной продажи ощущений они должны выходить за границы основной области. В идеале впечатления и переживания должны сочетать в себе элементы всех областей. Согласно Пайну и Гилмору, таких областей впечатлений всего четыре, зависимых, с одной стороны, от степени участия потребителя впечатлений в процессе «представления», с другой — от типа связи между потребителем и «представлением»: развлечение, обучение, уход от реальности и эстетика (Рисунок 1) [4].

Рис. 1. Области впечатления. Источник: [4]

Прежде, чем рассматривать возможные направления развития туризма на территории Камчатского края, дадим краткое описание региона, а также сравнительную характеристику вулканов Камчатки и их основного конкурента — вулканов Исландии.

Камчатский край входит в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации и занимает полуостров Камчатка с прилегающей к нему материковой частью, а также Командорские и Карагинский острова. Вулканы Камчатки — одна из главных достопримечательностей полуострова, однако, в мире большей популярностью пользуются вулканы Исландии.

Как Камчатка, так и Исландия удивляют своей неповторимой природой. Регионы идентичны по населению, которое, по большей мере, сконцентрировано в региональном центре и нескольких относительно крупных прилегающих к нему поселениях. Население Исландии на 2016 год составляет 334 тысячи человек, абсолютное большинство которых находится в Рейкьявике — столице Исландии. Население Камчатского края — 316 тысяч человек на тот же год. Больше половины населения края живет в административном центре региона — Петропавловске-Камчатском.

При этом площадь Исландии составляет 103 000 км2. В то время как площадь Камчатского края — 472 300 км2. В Исландии насчитывается более сотни вулканов, а на Камчатке ученые насчитывают около трехсот огнедышащих гор, которые занимают около 40 % полуострова (Рисунок 2, Рисунок 3).

Рис. 2. Карта вулканов Камчатки. Источник: [11]

Рис. 3. Карта вулканов Исландии. Источник: [11]

Так почему же турпоток в Исландии в 2016 году составил 1,8 млн. туристов [6], а Камчатку посетили только 198,6 тысяч туристов, из которых иностранные туристы составляю только 7,5 % [10]? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, рассмотрим сильные и слабые стороны развития туризма в Камчатском крае (Таблица 1, Таблица 2).

Таблица 1

Сильные стороны развития туризма в Камчатском крае. Источник: составлено автором на основании [7], [8]

  1. Значительный туристско-рекреационный потенциал района
  1. Близость к странам азиатско-тихоокеанского региона, которые можно рассматривать как один из целевых рынков
  1. Наличие значительных лесных массивов (95,3 % общей земельной площади Камчатского края)
  1. Широкие возможности для развития экологического туризма
  1. Многообразие биологических ресурсов (в том числе 5 видов тихоокеанского лосося, 45 видов наземных млекопитающих, 224 вида птиц)
  1. Широкие возможности для развития рыболовного и охотничьего туризма (агротуризма) — 21 охотничий вид наземных млекопитающих, 39 охотничьих видов птиц
  1. Широкие возможности для развития гастрономического туризма
  1. Всемирно известные природные объекты (Долина гейзеров, Паланские геотермальные источники, кальдера вулкана Узон, Командорские острова)
  1. Большое количество природных парков и заповедников на территории края (5 природных парков, 3 государственных природных заповедника, 19 заказников, 169 уникальных природных объектов)
  1. Шесть особо охраняемых территорий включены ЮНЕСКО в Список Всемирного Культурного и Природного наследия — «Вулканы Камчатки»
  1. Широкие возможности для развития этнографического туризма (134 национальности, проживающие на территории края)
  1. Широкие возможности для развития круизного туризма (с востока Камчатка омывается водами Тихого океана, с северо-востока — воды Берингова моря, с запада — воды Охотского моря)
  1. Широкие возможности для развития спортивного и экстремального туризма (7 действующих горнолыжных баз)
  1. Наличие термальных и минеральных источников
  1. Широкие возможности для развития оздоровительного туризма
  1. Наличие туристского информационного интернет портала

Таблица 2

Слабые стороны развития туризма вКамчатском крае. Источник: составлено автором на основании [7], [8]

  1. Моноотраслевая структура экономики Камчатского края, завязанная преимущественно на рыболовстве и рыбоводстве
  1. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры (незавершенный характер и неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, отсутствие железнодорожного сообщения в крае, один старый и маленький аэропорт федерального значения и один аналогичный морской порт, самая крупная судоходная компания имеет в своем составе только 5 морских судов)
  1. Точечное и недостаточное развитие туристской инфраструктуры (отсутствие средств размещения туристов разного вида, уровня и звездности, низкий уровень обслуживания, недостаточный уровень развития сферы общественного питания)
  1. Недостаточное маркетинговое продвижение туристских продуктов Камчатского края в других регионах России и за рубежом
  1. Отсутствие международных туроператоров и туристических компаний в крае
  1. Недостаток инвестиционных ресурсов в развитие туристской инфраструктуры
  1. Некруглогодичный период работы предлагаемых туристских маршрутов
  1. Отсутствие единого бренда территории
  1. Недостаток квалифицированных кадров
  1. Высокий уровень износа, как объектов туристского показа, так и городской инфраструктуры в целом

Представленные выше сильные и слабые стороны дают четкий ответ на заданный ранее вопрос — несмотря на удивительную природу, край создает отрицательное впечатление у туристов — разбитые дороги, старая и неухоженная городская инфраструктура, отсутствие заведений общественного питания с квалифицированным персоналом, владеющим иностранными языками. Помимо устранения перечисленных слабых сторон (ремонта дорог, ремонта и реставрации зданий, обучение персонала), необходимо создание уникального предложения (не завязанного на природных объектах), которое бы привлекло российский и мировой туристский поток. Исходя из выявленных сильных сторон, в данном регионе существует возможность для реализации нескольких направлений. В любом из предложенных ниже вариантов тема будет ведущим инструментом восприятия окружающего мира и создания определенных рамок для ощущений и переживаний посетителей, так как именно выбор четко определенной темы является первым шагом к созданию качественного впечатления.

В первую очередь, Камчатский край обладает ресурсами для создания нескольких моделей тематических парков. Тематические парки — это искусственно созданные познавательно-развлекательные парки, все структуры которых объединены одной общей или сопряженными темами [1, с. 212]. В качестве примера рассмотрим создание аборигенного тематического парка.

Главная тема парка — коренные народы Камчатского края. Предлагаемый парк может состоять из несколько зон. Зонирование может быть произведено по некоторым малочисленным народам Камчатки: ительмены, коряки, алеуты, айны, эвены, камчадалы. Цель — знакомство гостей с культурой, обычаями, традиционными блюдами и развлечениями коренных народов таким образом, чтобы посетители почувствовали себя непосредственными участниками событий и на некоторое время окунулись в быт и атмосферу представленных в тематическом парке народов. В данном случае продуманные элементы впечатления предоставят возможность затронуть все четыре области впечатления: территория тематического парка, а также традиционные наряды коренных народов должны сделать туриста частью получаемого впечатления (т. е. погрузить его в созданную атмосферу); правильно составленные развлекательные и образовательные программы будут способствовать поглощению внимания, а также позволят контролировать степень участия туриста в «представлении».

Так как Камчатка, как уже отмечалось ранее, прежде всего, ассоциируется с вулканами, то еще одним направлением для развития туризма на данной территории может быть музей вулканов, не такой как уже существует в Петропавловске-Камчатском, а предполагающий путешествие к кратеру вулкана на подобии существующего музея человеческого тела Corpus в Нидерландах (Рисунок 4, Рисунок 5).

Рис. 4. Музей человеческого тела CORPUS в Лейдене (Нидерланды)

Рис. 5. Музей человеческого тела CORPUS в Лейдене (Нидерланды)

Как и в существующем Вулканариуме, у посетителей должна быть возможность увидеть лавовую пещеру и образование лавового потока [9]. Однако в отличие от уже имеющегося в городе музея гости постоянно должны чувствовать, что находятся внутри вулкана. Тема очевидна — «Я внутри вулкана». При реализации подобного проекта его уникальность создаст неоспоримое конкурентное преимущество перед обычными музеями и другими различными средствами развлечения. Так же как и вариант с тематическим парком подобный музей сможет сочетать все четыре области предоставляемых впечатлений.

Предложенные варианты тем в полной мере соответствуют пяти основополагающим принципам впечатлений [4]. Во-первых, и тематический парк, и предложенный музей изменяют восприятие реальности, тем самым создавая другую реальность для туриста. Во-вторых, оба объекта полностью изменяют восприятие пространства. Вдобавок предложенный тематический парк меняет восприятие времени, а музей — восприятие материи. При этом оба объекта остаются логичным целым, хотя тематический парк и поделен на несколько зон, которые, тем не менее, связаны между собой.

Реализация подобных предложенным выше проектов (не только в Камчатском крае, но и в других регионах России), маркетинговое продвижение существующих конкурентоспособных туристских предложений, привлечение известных международных туристических компаний в различные регионы страны, а главное переход к экономике впечатлений и ощущений в деятельности российских туристических компаний будут способствовать всестороннему развитию регионов и, в частности, развитию туриндустрии в отдаленных и малоразвитых регионах Российской Федерации, а также их становлению частью общероссийского и макрорегионального, а в перспективе и глобального туристского рынка.

Литература:

  1. Колодий Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте: учебное пособие для магистратуры. М.: Издательство ЮРАЙТ, 2017. 326 с.
  2. Morgan M. J. (2006). Making space for experiences. Journal of Retail and Leisure Property, 5(4). P. 305–313.
  3. Neil G. Kotler, Philip Kotler, Wendy I. Kotler (2008). Museum Marketing & Strategy: designing, missions, building audiences, generating revenue and resources: 2nd Ed. San Francisco: Jossey-Bass.
  4. Pine J. B., Gilmore J. H. (1999). The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Boston: Harvard Business School Press.
  5. Stephen L. J. Smith (1994) The Tourism Product. Annals of Tourism Research, 21(3). P. 582–595.
  6. Tourism Highlights. 2017 Edition. Madrid: UNWTO, 2017.
  7. Официальный сайт Камчатского края [Электронный ресурс] // Камчатский край: [сайт]. URL: https://www.kamgov.ru (Дата обращения: 11.01.2018)
  8. Сайт Камчатского туристического портала [Электронный ресурс] // Visit Kamchatka: [сайт]. URL: http://www.visitkamchatka.ru (Дата обращения: 11.01.2018)
  9. Сайт Музея вулканов на Камчатке [Электронный ресурс] // Вулканариум: [сайт]. URL: http://vulcanarium.com (Дата обращения: 11.01.2018)
  10. Сайт новостного портала о туризме Интерфакс-Туризм [Электронный ресурс] // Камчатку в 2016 году посетили почти 200 тысяч туристов: [сайт]. URL: http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/39831/ (Дата обращения: 13.01.2018)
  11. Сайт туристической социальной сети [Электронный ресурс] // Туристер.Ру: [сайт]. URL: https://www.tourister.ru (Дата обращения: 12.01.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): Камчатский край, экономика впечатлений, Камчатка, CORPUS, Нидерланды, Исландия, слабая сторона развития туризма, туристский показ, человеческое тело, полная мера.

Ключевые слова

туризм, конкурентное преимущество, новая экономика, экономика впечатлений, экономика ощущений, Камчатский край, вулканы Камчатки, вулканы Исландии

Похожие статьи

К вопросу о туристской привлекательности территории

Ключевые слова: сфера туризма, туристская привлекательность территории, туристский

сфер экономики, финансовые ресурсы и др.); социальные (развитие сферы образования и культуры

Но не всегда туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере.

Разработка тура для китайских туристов на основе туристской...

Развитие туризма и увеличение туристского потока становится актуальной задачей в современных условиях и является одним из приоритетных направлений в экономике Приморского края.

Слабые стороны.

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

Слабая правовая база и регулирование субъектов туризма. 10.

туристическая отрасль, экономика страны, массовая информация, развитие, туристическая индустрия, туристическая инфраструктура

Ключевые слова: внутренний туризм, конкуренция, туристский спрос.

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...

Изучение состояния туристской индустрии и перспектив ее развития представляются весьма важным.

- целенаправленная подготовка специалистов по туризму в нескольких высших и средних учебных заведениях. Слабые стороны

Развитие внутреннего туризма России в условиях экономических...

Ключевые слова: экономические санкции, развития туризма, российский туристский рынок, вклад туризма в мировой ВВП, внутренний туризм, тенденции развития

Положительные изменения происходят также на территориях Алтайского края, Казани, Камчатки и Приморья.

Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края

Перспективы развития делового туризма на Дальнем Востоке. Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края. Многие авторы [5, 9] отмечают высокое влияние сезонности как одну из ключевых особенностей организации туристской деятельности в Приморском крае.

Безопасность в сфере туризма на примере ряда стран мира

Туризм позволяет развивать экономику того или иного государства.

Согласно решениям Гаагской межпарламентской конференции по туризму 1989г.: “безопасность, защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма” [1].

Турист — один из основных элементов системы менеджмента...

Турист рассматривается с двух сторон: один из основных элементов системы менеджмента туризма; как туристический продукт.

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Система таймшер как перспективное направление развития...

Туризм. Опубликовано в. IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016).

Библиографическое описание: Авджы Э. Система таймшер как перспективное направление развития туризма в Турции [Текст]...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу о туристской привлекательности территории

Ключевые слова: сфера туризма, туристская привлекательность территории, туристский

сфер экономики, финансовые ресурсы и др.); социальные (развитие сферы образования и культуры

Но не всегда туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере.

Разработка тура для китайских туристов на основе туристской...

Развитие туризма и увеличение туристского потока становится актуальной задачей в современных условиях и является одним из приоритетных направлений в экономике Приморского края.

Слабые стороны.

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

Слабая правовая база и регулирование субъектов туризма. 10.

туристическая отрасль, экономика страны, массовая информация, развитие, туристическая индустрия, туристическая инфраструктура

Ключевые слова: внутренний туризм, конкуренция, туристский спрос.

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...

Изучение состояния туристской индустрии и перспектив ее развития представляются весьма важным.

- целенаправленная подготовка специалистов по туризму в нескольких высших и средних учебных заведениях. Слабые стороны

Развитие внутреннего туризма России в условиях экономических...

Ключевые слова: экономические санкции, развития туризма, российский туристский рынок, вклад туризма в мировой ВВП, внутренний туризм, тенденции развития

Положительные изменения происходят также на территориях Алтайского края, Казани, Камчатки и Приморья.

Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края

Перспективы развития делового туризма на Дальнем Востоке. Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края. Многие авторы [5, 9] отмечают высокое влияние сезонности как одну из ключевых особенностей организации туристской деятельности в Приморском крае.

Безопасность в сфере туризма на примере ряда стран мира

Туризм позволяет развивать экономику того или иного государства.

Согласно решениям Гаагской межпарламентской конференции по туризму 1989г.: “безопасность, защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма” [1].

Турист — один из основных элементов системы менеджмента...

Турист рассматривается с двух сторон: один из основных элементов системы менеджмента туризма; как туристический продукт.

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Система таймшер как перспективное направление развития...

Туризм. Опубликовано в. IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016).

Библиографическое описание: Авджы Э. Система таймшер как перспективное направление развития туризма в Турции [Текст]...

Задать вопрос