Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края
Автор: Лебедева Светлана Алексеевна
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)
Дата публикации: 17.01.2018
Статья просмотрена: 4039 раз
Библиографическое описание:
Лебедева, С. А. Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края / С. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 178-184. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13625/ (дата обращения: 20.09.2024).
Переход от экономики услуг к экономике впечатлений и ощущений в западных странах, а также все большая вовлеченность в новую экономику различных отраслей мировой хозяйственной системы заставляют задуматься над созданием предложения, которое бы в полной мере удовлетворило искушенных российских и иностранных потребителей туристских услуг на территории нашей страны. В данной статье было приведено сравнение главной аттракции Камчатки с аналогичной достопримечательностью Исландии, выявлены сильные и слабые стороны развития туризма в Камчатском крае, а также предложены некоторые варианты развития туриндустрии в рамках экономики впечатлений на территории данного региона.
Ключевые слова: туризм, новая экономика, экономика впечатлений, экономика ощущений, конкурентное преимущество, Камчатский край, вулканы Камчатки, вулканы Исландии.
Стремительный рост различных инноваций, а также очень быстрый процесс обогащения и насыщения сформировал экономику интеллектуального потребления, когда потребитель является не менее креативным, чем производитель. Производитель, в свою очередь, должен создать такое предложение, которое бы в полной мере удовлетворило искушенных потребителей. Этот круг создал новую экономику, которая носит название экономика впечатлений.
Основоположниками концепции «экономика впечатлений» считаются Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор, которые в 1999 году рассмотрели новую экономику как подход к производству и продвижению товара или услуги, основанный на создании положительного впечатления как от производства и продвижения, так и от получения товара или услуги, а также от последующих за этим ощущений, получаемых потребителем данного товара или услуги [4]. В рамках экономики впечатлений «компании-производители впечатлений» не просто предлагают товары или услуги, а затрагивают человека на эмоциональном, физическом, интеллектуальном и духовном уровнях таким образом, что человек уже является не просто «зрителем», а участником «представления».
Нийс и Питерс в 2002 году также внесли свой вклад в развитие данной концепции. Они рассматривали экономику впечатлений с точки зрения инсценирования, т. е. создания некоторой искусственной «сцены» для получения различных впечатлений и ощущений [2]. «Установить сцену» означает включить в поле зрения определенное место, пространство, а также различные средства и медийные инструменты, которые эффективно координируются друг с другом и находятся в некой связи, вызывая тем самым у зрителя целостные переживания [1, с. 277].
Несмотря на то, что впечатления всегда были ядром индустрии развлечений, туристская отрасль также является ярким примером сферы, относящейся к экономике впечатлений и ощущений, так как включает в себя не только гостиницы, транспорт, обслуживание, но и смежные с туризмом отрасли, впечатления от услуг и товаров которых остаются у путешествующих. Туризм затрагивает и использует природные, культурно-познавательные и культурно-развлекательные объекты, такие как тематические развлекательные парки, аквапарки, театры, музеи и прочие заведения, в качестве объектов туристского показа, которые предлагают потребителю не просто услугу, а впечатления и переживания, происходящие из аутентичных объектов природы, науки или искусства [3, с. 3–9]. Исходя из всего выше сказанного, туристский продукт — это все впечатления и переживания, которые получает и испытывает путешественник, начиная с того момента, как он вышел за порог своего дома, и до тех пор, пока турист не вернулся обратно [5, с. 584]. Таким образом, можно сказать, что все впечатления создаются на базе определенного контекста, включающего пять основных элементов:
– сцена или пространство: территория, здания, архитектура — интерьер и экстерьер;
– объекты: коллекции, выставки;
– материалы для интерпретации: доски информации, таблички, указатели, карты, путеводители;
– программы: развлекательные и образовательные программы, экскурсии;
– дополнительные услуги: кафе, рестораны, сувенирные магазины [1, с. 225];
а также несколько вспомогательных, но не менее важных элементов, таких как транспорт (поездка от дома до аэропорта, непосредственно перелет, трансфер от аэропорта до гостиницы, поездка до объекта туристского показа — основного объекта получения впечатления и обратно), питание и другие.
Несмотря на то, что большинство впечатлений и ощущений чаще всего относятся только к одной из представленных ниже областей впечатления, для успешной продажи ощущений они должны выходить за границы основной области. В идеале впечатления и переживания должны сочетать в себе элементы всех областей. Согласно Пайну и Гилмору, таких областей впечатлений всего четыре, зависимых, с одной стороны, от степени участия потребителя впечатлений в процессе «представления», с другой — от типа связи между потребителем и «представлением»: развлечение, обучение, уход от реальности и эстетика (Рисунок 1) [4].
Рис. 1. Области впечатления. Источник: [4]
Прежде, чем рассматривать возможные направления развития туризма на территории Камчатского края, дадим краткое описание региона, а также сравнительную характеристику вулканов Камчатки и их основного конкурента — вулканов Исландии.
Камчатский край входит в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации и занимает полуостров Камчатка с прилегающей к нему материковой частью, а также Командорские и Карагинский острова. Вулканы Камчатки — одна из главных достопримечательностей полуострова, однако, в мире большей популярностью пользуются вулканы Исландии.
Как Камчатка, так и Исландия удивляют своей неповторимой природой. Регионы идентичны по населению, которое, по большей мере, сконцентрировано в региональном центре и нескольких относительно крупных прилегающих к нему поселениях. Население Исландии на 2016 год составляет 334 тысячи человек, абсолютное большинство которых находится в Рейкьявике — столице Исландии. Население Камчатского края — 316 тысяч человек на тот же год. Больше половины населения края живет в административном центре региона — Петропавловске-Камчатском.
При этом площадь Исландии составляет 103 000 км2. В то время как площадь Камчатского края — 472 300 км2. В Исландии насчитывается более сотни вулканов, а на Камчатке ученые насчитывают около трехсот огнедышащих гор, которые занимают около 40 % полуострова (Рисунок 2, Рисунок 3).
Рис. 2. Карта вулканов Камчатки. Источник: [11]
Рис. 3. Карта вулканов Исландии. Источник: [11]
Так почему же турпоток в Исландии в 2016 году составил 1,8 млн. туристов [6], а Камчатку посетили только 198,6 тысяч туристов, из которых иностранные туристы составляю только 7,5 % [10]? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, рассмотрим сильные и слабые стороны развития туризма в Камчатском крае (Таблица 1, Таблица 2).
Таблица 1
Сильные стороны развития туризма в Камчатском крае. Источник: составлено автором на основании [7], [8]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Слабые стороны развития туризма вКамчатском крае. Источник: составлено автором на основании [7], [8]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представленные выше сильные и слабые стороны дают четкий ответ на заданный ранее вопрос — несмотря на удивительную природу, край создает отрицательное впечатление у туристов — разбитые дороги, старая и неухоженная городская инфраструктура, отсутствие заведений общественного питания с квалифицированным персоналом, владеющим иностранными языками. Помимо устранения перечисленных слабых сторон (ремонта дорог, ремонта и реставрации зданий, обучение персонала), необходимо создание уникального предложения (не завязанного на природных объектах), которое бы привлекло российский и мировой туристский поток. Исходя из выявленных сильных сторон, в данном регионе существует возможность для реализации нескольких направлений. В любом из предложенных ниже вариантов тема будет ведущим инструментом восприятия окружающего мира и создания определенных рамок для ощущений и переживаний посетителей, так как именно выбор четко определенной темы является первым шагом к созданию качественного впечатления.
В первую очередь, Камчатский край обладает ресурсами для создания нескольких моделей тематических парков. Тематические парки — это искусственно созданные познавательно-развлекательные парки, все структуры которых объединены одной общей или сопряженными темами [1, с. 212]. В качестве примера рассмотрим создание аборигенного тематического парка.
Главная тема парка — коренные народы Камчатского края. Предлагаемый парк может состоять из несколько зон. Зонирование может быть произведено по некоторым малочисленным народам Камчатки: ительмены, коряки, алеуты, айны, эвены, камчадалы. Цель — знакомство гостей с культурой, обычаями, традиционными блюдами и развлечениями коренных народов таким образом, чтобы посетители почувствовали себя непосредственными участниками событий и на некоторое время окунулись в быт и атмосферу представленных в тематическом парке народов. В данном случае продуманные элементы впечатления предоставят возможность затронуть все четыре области впечатления: территория тематического парка, а также традиционные наряды коренных народов должны сделать туриста частью получаемого впечатления (т. е. погрузить его в созданную атмосферу); правильно составленные развлекательные и образовательные программы будут способствовать поглощению внимания, а также позволят контролировать степень участия туриста в «представлении».
Так как Камчатка, как уже отмечалось ранее, прежде всего, ассоциируется с вулканами, то еще одним направлением для развития туризма на данной территории может быть музей вулканов, не такой как уже существует в Петропавловске-Камчатском, а предполагающий путешествие к кратеру вулкана на подобии существующего музея человеческого тела Corpus в Нидерландах (Рисунок 4, Рисунок 5).
Рис. 4. Музей человеческого тела CORPUS в Лейдене (Нидерланды)
Рис. 5. Музей человеческого тела CORPUS в Лейдене (Нидерланды)
Как и в существующем Вулканариуме, у посетителей должна быть возможность увидеть лавовую пещеру и образование лавового потока [9]. Однако в отличие от уже имеющегося в городе музея гости постоянно должны чувствовать, что находятся внутри вулкана. Тема очевидна — «Я внутри вулкана». При реализации подобного проекта его уникальность создаст неоспоримое конкурентное преимущество перед обычными музеями и другими различными средствами развлечения. Так же как и вариант с тематическим парком подобный музей сможет сочетать все четыре области предоставляемых впечатлений.
Предложенные варианты тем в полной мере соответствуют пяти основополагающим принципам впечатлений [4]. Во-первых, и тематический парк, и предложенный музей изменяют восприятие реальности, тем самым создавая другую реальность для туриста. Во-вторых, оба объекта полностью изменяют восприятие пространства. Вдобавок предложенный тематический парк меняет восприятие времени, а музей — восприятие материи. При этом оба объекта остаются логичным целым, хотя тематический парк и поделен на несколько зон, которые, тем не менее, связаны между собой.
Реализация подобных предложенным выше проектов (не только в Камчатском крае, но и в других регионах России), маркетинговое продвижение существующих конкурентоспособных туристских предложений, привлечение известных международных туристических компаний в различные регионы страны, а главное переход к экономике впечатлений и ощущений в деятельности российских туристических компаний будут способствовать всестороннему развитию регионов и, в частности, развитию туриндустрии в отдаленных и малоразвитых регионах Российской Федерации, а также их становлению частью общероссийского и макрорегионального, а в перспективе и глобального туристского рынка.
Литература:
- Колодий Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте: учебное пособие для магистратуры. М.: Издательство ЮРАЙТ, 2017. 326 с.
- Morgan M. J. (2006). Making space for experiences. Journal of Retail and Leisure Property, 5(4). P. 305–313.
- Neil G. Kotler, Philip Kotler, Wendy I. Kotler (2008). Museum Marketing & Strategy: designing, missions, building audiences, generating revenue and resources: 2nd Ed. San Francisco: Jossey-Bass.
- Pine J. B., Gilmore J. H. (1999). The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Boston: Harvard Business School Press.
- Stephen L. J. Smith (1994) The Tourism Product. Annals of Tourism Research, 21(3). P. 582–595.
- Tourism Highlights. 2017 Edition. Madrid: UNWTO, 2017.
- Официальный сайт Камчатского края [Электронный ресурс] // Камчатский край: [сайт]. URL: https://www.kamgov.ru (Дата обращения: 11.01.2018)
- Сайт Камчатского туристического портала [Электронный ресурс] // Visit Kamchatka: [сайт]. URL: http://www.visitkamchatka.ru (Дата обращения: 11.01.2018)
- Сайт Музея вулканов на Камчатке [Электронный ресурс] // Вулканариум: [сайт]. URL: http://vulcanarium.com (Дата обращения: 11.01.2018)
- Сайт новостного портала о туризме Интерфакс-Туризм [Электронный ресурс] // Камчатку в 2016 году посетили почти 200 тысяч туристов: [сайт]. URL: http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/39831/ (Дата обращения: 13.01.2018)
- Сайт туристической социальной сети [Электронный ресурс] // Туристер.Ру: [сайт]. URL: https://www.tourister.ru (Дата обращения: 12.01.2018)
Ключевые слова
туризм, конкурентное преимущество, новая экономика, экономика впечатлений, экономика ощущений, Камчатский край, вулканы Камчатки, вулканы ИсландииПохожие статьи
К вопросу о туристской привлекательности территории
Ключевые слова: сфера туризма, туристская привлекательность территории, туристский
сфер экономики, финансовые ресурсы и др.); социальные (развитие сферы образования и культуры
Но не всегда туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере.
Разработка тура для китайских туристов на основе туристской...
Развитие туризма и увеличение туристского потока становится актуальной задачей в современных условиях и является одним из приоритетных направлений в экономике Приморского края.
Слабые стороны.
Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...
Слабая правовая база и регулирование субъектов туризма. 10.
туристическая отрасль, экономика страны, массовая информация, развитие, туристическая индустрия, туристическая инфраструктура
Ключевые слова: внутренний туризм, конкуренция, туристский спрос.
Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...
Изучение состояния туристской индустрии и перспектив ее развития представляются весьма важным.
- целенаправленная подготовка специалистов по туризму в нескольких высших и средних учебных заведениях. Слабые стороны
Развитие внутреннего туризма России в условиях экономических...
Ключевые слова: экономические санкции, развития туризма, российский туристский рынок, вклад туризма в мировой ВВП, внутренний туризм, тенденции развития
Положительные изменения происходят также на территориях Алтайского края, Казани, Камчатки и Приморья.
Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края
Перспективы развития делового туризма на Дальнем Востоке. Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края. Многие авторы [5, 9] отмечают высокое влияние сезонности как одну из ключевых особенностей организации туристской деятельности в Приморском крае.
Безопасность в сфере туризма на примере ряда стран мира
Туризм позволяет развивать экономику того или иного государства.
Согласно решениям Гаагской межпарламентской конференции по туризму 1989г.: “безопасность, защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма” [1].
Турист — один из основных элементов системы менеджмента...
Турист рассматривается с двух сторон: один из основных элементов системы менеджмента туризма; как туристический продукт.
Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.
Система таймшер как перспективное направление развития...
Туризм. Опубликовано в. IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016).
Библиографическое описание: Авджы Э. Система таймшер как перспективное направление развития туризма в Турции [Текст]...
Похожие статьи
К вопросу о туристской привлекательности территории
Ключевые слова: сфера туризма, туристская привлекательность территории, туристский
сфер экономики, финансовые ресурсы и др.); социальные (развитие сферы образования и культуры
Но не всегда туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере.
Разработка тура для китайских туристов на основе туристской...
Развитие туризма и увеличение туристского потока становится актуальной задачей в современных условиях и является одним из приоритетных направлений в экономике Приморского края.
Слабые стороны.
Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...
Слабая правовая база и регулирование субъектов туризма. 10.
туристическая отрасль, экономика страны, массовая информация, развитие, туристическая индустрия, туристическая инфраструктура
Ключевые слова: внутренний туризм, конкуренция, туристский спрос.
Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...
Изучение состояния туристской индустрии и перспектив ее развития представляются весьма важным.
- целенаправленная подготовка специалистов по туризму в нескольких высших и средних учебных заведениях. Слабые стороны
Развитие внутреннего туризма России в условиях экономических...
Ключевые слова: экономические санкции, развития туризма, российский туристский рынок, вклад туризма в мировой ВВП, внутренний туризм, тенденции развития
Положительные изменения происходят также на территориях Алтайского края, Казани, Камчатки и Приморья.
Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края
Перспективы развития делового туризма на Дальнем Востоке. Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края. Многие авторы [5, 9] отмечают высокое влияние сезонности как одну из ключевых особенностей организации туристской деятельности в Приморском крае.
Безопасность в сфере туризма на примере ряда стран мира
Туризм позволяет развивать экономику того или иного государства.
Согласно решениям Гаагской межпарламентской конференции по туризму 1989г.: “безопасность, защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма” [1].
Турист — один из основных элементов системы менеджмента...
Турист рассматривается с двух сторон: один из основных элементов системы менеджмента туризма; как туристический продукт.
Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.
Система таймшер как перспективное направление развития...
Туризм. Опубликовано в. IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016).
Библиографическое описание: Авджы Э. Система таймшер как перспективное направление развития туризма в Турции [Текст]...