Особенности развития модели корпоративной социальной ответственности в РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 09.11.2017

Статья просмотрена: 516 раз

Библиографическое описание:

Леснова Л. П. Особенности развития модели корпоративной социальной ответственности в РФ [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 145-147. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13278/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье анализируются аспекты становления и развития модели КСО, включая выявление и анализ существующих проблем отставания российских компаний в сфере КСО.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, КСО, устойчивое развитие, ISO 26000:2010, Ассоциация менеджеров, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей, Социальная Хартия

В настоящее время всё большей популярностью пользуется концепция корпоративной социальной ответственности (КСО). Большинство современных компаний заявляют о том, что они функционируют в рамках КСО, однако, если говорить о российской действительности, то далёко не все руководители смогут дать ответ на такие вопросы, как: «Что скрывается под аббревиатурой КСО?», «Какие принципы соответствуют концепции КСО?», «Что подразумевается под устойчивым развитием?». В представленной работе мы постараемся ответить на эти и другие вопросы, относительно роли КСО в современном мире и, в частности, в РФ.

Термин «корпоративная социальная ответственность» появился в США 1953 году, его ввел в оборот американский экономист, Говард Боуэн, в своей книге «Социальная ответственность предпринимателя» («Social Responsibilities of the Businessman»). Основная идея данной работы заключалась в том, что сотня предприятий контролирует судьбы людей из разных точек земного шара. Говард Боуэн впервые в бизнес-сообществе затронул тему взаимосвязи предпринимательства и социальной ответственности, рассмотрев вопросы ответственности компаний перед обществом в целом. Спустя почти 50 лет, Арчи Кэролл, профессор и ведущий специалист в области деловой этики, назвал Г.Боуэна в своей статье «Корпоративная социальная ответственность: эволюция термина» (Corporate social responsibility: Evolution of a definitional construct) отцом КСО [1], такая оценка, несомненно, является заслуженной.

Для того, чтобы понять, почему концепция социальной ответственности зародилась именно в США и именно в 50-е годы 20 века, достаточно просто заглянуть в историю и вспомнить, какой была Америка в те годы: экономический и промышленный подъемы, укрепление политической позиции, увеличение уровня жизни, развитие потребительства, возникновение диверсифицированных конгломератов, возрастающая конкуренция. Положительно повлияло на развитие американской экономики тот факт, что Европа была разрушена и разорена после Второй мировой войны, следовательно, она нуждалась в продукции американского производства (план Маршалла) [10]. Именно в 1950-е годы бурно развивались и выходили на новые зарубежные рынки такие международные корпорации, как IBM, The Coca-Cola Company, McDonald’s Corporation, General Electric, Ford Motor Company и др. Сегодня, эти и многие другие американские компании доказывают на практике, что ведение бизнеса в рамках концепции КСО приводит, в конечном итоге, к максимизации доходов.

Далее разберем термин «социальная ответственность». Наибольшей популярностью пользуется определение, сформированное в Международном стандарте ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» [11]: «социальная ответственность — это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

– содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;

– учитывает ожидания заинтересованных сторон;

– соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

– введено во всей организации» [9]

Следовательно, корпоративная социальная ответственность — это философия бизнеса, которая предполагает выполнение добровольных обязательств перед стейкхолдерами.

Итак, какую же роль выполняет концепция КСО в РФ? — Начнём с того, что концепция корпоративной социальной ответственности, относительно, новое явление для российских компаний, ведь применение инструментов КСО стало популярным лишь с 2000-х годов. Однако предпосылки развития рассматриваемой модели в России были всегда, ведь предшественник КСО — это благотворительность. Проявление человеколюбия было актуально для российских предпринимателей во все времена. Стоит лишь вспомнить имена таких великих российских деятелей и меценатов, как Сергей Михайлович и Павел Михайлович Третьяковы, Савва Иванович Мамонтов, Козьма Терентьевич Солдатенков, Савва Тимофеевич Морозов, Александр Алексеевич Бахрушин и многие другие, благодаря которым произошел существенный прогресс в таких сферах, как наука, медицина, образование и искусство. Конечно же меценаты вкладывали свои деньги в развитие той или иной отрасли не в погоне за долгосрочными прибылями, а лишь на основе личных симпатий и увлечений. Развитие же социальной ответственности современных компаний связано с глобализацией и активным продвижением бизнеса на международной арене; с ужесточением конкуренции со стороны не только отечественных, но и иностранных компаний; с ростом гражданской активности; с усилением давления со стороны государств; с наметившейся экономической и политической стабильностью.

Дабы не потерять свои позиции российские компании просто вынуждены вести свой бизнес, выполняя не только экономические и правовые обязательства перед Правительством, обществом, акционерами и сотрудниками [9]. Но и нести этическую и филантропическую ответственности (по А.Кэроллу) перед всеми заинтересованными сторонами бизнеса. Такая стратегия развития позволяет снизить нефинансовые риски, повысить имидж компании, а также заручиться поддержкой со стороны стейкхолдеров, что в долгосрочной перспективе способствует максимизации доходов.

Однако развитие КСО в РФ идёт довольно медленными темпами, при этом практически не охватывает малый и средний бизнес. Среди причин отставания уровня КСО российских компаний (по сравнению с американскими и европейскими) можно выделить следующие: отсутствие государственного регулирования социально-ответственной деятельности компаний, что, с одной стороны, не ограничивает компании, а, с другой стороны, социальная деятельность не контролируется никак, так как является полностью добровольной; проблемы развития законодательной базы в области КСО; отсутствие в РФ однозначной трактовки КСО, что влечёт за собой непонимание российскими бизнесменами, какой бизнес, на самом деле, может считаться социально-ответственным; высокая коррумпированность государственной структуры ограничивает деятельность компаний; недостаток финансовых возможностей: применение методов КСО требует от компаний постоянных и регулярных вложений денежных средств, что, чаще всего, становится непосильной тратой для малого и среднего бизнеса; несоблюдение законодательства: до сих пор остаются актуальными такие проблемы, как «зарплаты в конвертах», «укрытие реальных доходов», «привлечение к труду нелегальных сотрудников», что говорит о социальной безответственности бизнеса.

Несмотря на то, что существуют реальные преграды для развития модели КСО среди российских компаний, стоит сказать и о положительной динамике. Как уточнялось ранее, модель КСО в РФ начала свое бурное развитие с начала 2000х г. г.

Поворотным этапом для КСО стал 2002 год, когда был образован Комитет по корпоративной социальной ответственности Ассоциации менеджеров [3], перед которым были поставлены следующие задачи: определение роли бизнеса и государства в развитии гражданского общества; методическое обеспечение проектов в области КСО и социальной отчетности; формирование и продвижение консолидированной позиции сообщества топ-менеджеров в области корпоративной социальной ответственности; создание банка данных об инициативах и проектах, требующих совместных усилий бизнеса, общества и государства [3].

За 15 лет существования Комитета была проделана огромная работа, ведь благодаря популяризации принципов корпоративной социальной ответственности среди российских компаний, в умах российских бизнесменов укрепилось понятие, что КСО — это инвестиции в будущее, это модель зрелого бизнеса, настроенного на устойчивое развитие [12].

Помимо Ассоциации менеджеров значимый вклад в продвижение идей КСО среди предпринимателей РФ вносит Российский Союз Промышленников и Предпринимателей (РСПП), организация, представляющая интересы России на международной арене.

Особое значение стоит уделить такому документу, как Социальная хартия российского бизнеса, разработанной по инициативе РСПП в 2004 году. Хартия — это свод основополагающих принципов ответственной деловой практики, в котором прописаны взаимоотношения работника с работодателем, институтами гражданского общества, властными структурами, местным сообществом, обозначены принципы, связанные с экологической безопасностью. В 2007 году было официально признано, что хартия отвечает требованиям Глобального договора ООН [7].

На сегодняшний день к Социальной Хартии присоединились 261 российских компаний, в том числе ОАО «Бритиш Американ Тобакко-Ява», ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», ОАО АКБ «РОСБАНК», ЗАО «АКБ «Газпромбанк», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», ЗАО «АКАДО», ООО «ПепсиКо Холдингс», ПАО «Ростелеком» и др. [7].

Применение на практике принципов Социальной хартии (экономическая свобода и ответственность, партнерство в бизнесе, права человека, сохранение окружающей среды, участие в развитии местного сообщества) повышает эффективность диалога между компанией и стейкхолдерами, способствует достижению устойчивого развития, продвигает идеи концепции КСО среди российских компаний и помогает в процессе подготовки нефинансовых отчетов (хартией были разработаны индикаторы результативности) [7].

Благодаря деятельности Ассоциации менеджеров и Российского союза промышленников и предпринимателей, а также популяризации международных организаций и стандартов в области КСО, концепция устойчивого развития становится с каждым годом популярнее в нашей стране. Большинство компаний российского происхождения занимаются публикацией нефинансовых отчетов и размещением их в открытом доступе. Ниже можно ознакомиться с приоритетными направлениями некоторых компаний:

– ПАО «Газпром» — проведение мероприятий и проектов в различных областях: культура и искусство, спорт, незащищенные слои население, экология, сотрудники, профсоюзная организация [6];

– АО «X5 Retail Group» — привлекательные условия работы и охрана труда, продовольственная помощь и забота о детях, сокращение негативного влияния на окружающую среду, борьба с коррупцией и взяточничеством [8];

– ПАО ВТБ24 — партнёр многих учреждений культуры федерального и регионального уровней, поддержка талантливых студентов, поддержка медицинских учреждений, осуществление благотворительной деятельности [5].

Проанализировав социально-ответственную деятельности даже нескольких организаций, можно заметить, что вне зависимости от сферы деятельности, компании стремятся к достижению баланса между получением прибыли и ведением социально-ответственного бизнеса за счёт. А это является настоящим достижением последних десятилетий и подтверждением правильности выбранной стратегии развития на уровне страны.

Литература:

1. A. B. Carroll «Corporate social responsibility: Evolution of a definitional construct». 1999.Sage Publications, Inc.

2. Библиотека Google. URL: https://books.google.ru/

3. Об Ассоциация менеджеров // Официальный сайт Ассоциации менеджеров. URL: http://www.amr.ru/about/ (дата обращения: 13.03.2017)

4. Официальный сайт Международной организации по стандартизации ISO. URL: https://www.iso.org/

5. Официальный сайт ПАО ВТБ 24. URL: https://www.vtb24.ru/

6. Официальный сайт ПАО «Газпром». URL: http://www.gazprom.ru/

7. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. URL: http://www.rspp.ru/

  1. Официальный сайт компании X5 Retail Group URL: https://www.x5.ru/

9. Учебное пособие «Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса» Внешэкономбанк. Москва, 2010.

10. Т. М. Тимошина «Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие» // Google Книги. URL: https://books.google.ru/books?id=UfG4AAAAQBAJ&pg=PT586&lpg=PT586&dq=%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C+%D0%B2+%D1%81%D1%88%D0%B0+%D0%B2+1950%D1%85+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%85+%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9&source=bl&ots=KHQhPmWojo&sig=bIkl1SfOpWFREYxXOxZQXLOiZYg&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjwqPKJgvLSAhXBNJoKHRtRBRsQ6AEIPDAG#v=onepage&q=%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D0%B2%20%D1%81%D1%88%D0%B0%20%D0%B2%201950%D1%85%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%85%20%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9&f=false (дата обращения: 25.03.2017)

11. ISO 26000:2010. Guidance on social responsibility // Официальный сайт Международной организации по стандартизации. URL: https://www.iso.org/standard/42546.html (дата обращения: 11.03.2017)

12. Новости: Комитет по КСО Ассоциации менеджеров провёл юбилейное заседание // Официальный сайт Ассоциации менеджеров РФ. URL: http://www.amr.ru/committees/kso/news/komitet-po-kso-assotsiatsii-menedzherov-provel-yubileynoe-zasedanie/ (дата обращения: 13.03.2017)

Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие, компания, социальная ответственность, Социальная хартия, ISO, РФ, окружающая среда, Ассоциация менеджеров, Российский союз промышленников.

Ключевые слова

устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность, КСО, ISO 26000:2010, Ассоциация менеджеров, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей, Социальная Хартия

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос