В статье рассматриваются особенности развития GR в Российской Федерации, а также описываются тенденции электронного обеспечения GR-взаимодействия. Кроме того, внимание уделяется перспективам и главным проблемам GR в Российской Федерации.
Ключевые слова: GR-менеджмент в РФ, государственная поддержка, цифровое развитие, государственные программы, электронное правительство.
В РФ GR не оформлен законодательным образом, этим обуславливаются определенного рода трудности в проведении контроля и мониторинга легальности функционирования групп интересов, по причине чего продвижение групповых запросов базируется на связях неформального характера, личных контактах и практиках коррупции. К сожалению, все попытки принять закон, который регламентирует сферу политического представительства интересов, отвергались Государственной Думой с начала 90-х гг. XX в.
Данного рода сфера должна быть регламентирована, иначе она выступает в качестве источника довольно широкого распространения в РФ политической и административной коррупции, причины принятия управленческих решений неэффективного характера. Развитие политической конкуренции не представляется возможным без принятия данного закона. При всем этом нужно четким образом установить, какого рода модель нормативно-правового регулирования рынка политических услуг — жесткого (как в США) либо опосредованного (как в ФРГ) — нужно избрать. Однако может быть и гибридная модель, которая сочетает важнейшие достоинства англо-саксонской и евро-континентальной систем представительства интересов, которая адаптирована к реалиям нашего общества и его культурных традиций [1, с. 195].
В качестве особенности развития GR-менеджмента в современной России могут быть представлены следующие:
— отсутствие институционального механизма по регулированию GR-деятельности, несоответствие нормативно-правового аспекта развитию технологий информационного характера;
— слабая вовлеченность структур общества в надзор над функционированием органов власти;
— недоверие российских граждан к деятельности чиновников;
— чрезмерное вмешательство государства во все сферы экономики и пр.
Практика осуществления взаимодействия бизнеса и власти в данном векторе сегодня еще не приобрела определенной устойчивой тенденции и находится еще на стадии своего образования.
Данного рода процесс является сложным по той причине, что важнейшая форма взаимодействия государства и частных бизнес-структур –государственно-частное партнерство (ГЧП) — имеет большое количество противоречивых моментов. В качестве основного из них выступает проблема соотношения ролей, согласно которой нагрузка (в значительной степени финансовая) в ведении совместных проектов должна распределяться в соотношении долей между его участниками. Согласно результатам совместной деятельности, каждая сторона несет обязанность получения результата, который удовлетворял бы ее интересы и пропорционально соответствовал заявленной степени участия в процессе разработки и реализации проекта.
В качестве одной из важнейших проблем стратегии GR-менеджмента в условиях российской цифровой экономики выступает отсутствие четкого регламента действий для экономических систем отдельно взятых регионов (либо муниципалитетов) по наличию располагаемых возможностей и потенциала по внедрению элементов информационных технологий в современных условиях, а значит этим проблемам уделяют меньше внимания. В данной связи является необходимым обеспечение существующего экономико-технологического потенциала отдельно взятых территорий в системе освоения и применения в дальнейшем элементов цифровой экономики.
Современные рыночные отношения способствуют тому, что довольно широко внедряются в жизнь технологии «электронного правительства» (к примеру, функционирование сайта gosuslugi.ru). Можно наблюдать довольно широкое использование элементов так называемого «электронного правительства», это выступает в качестве оптимальной среды для реализации сегодня методов GR-менеджмента на уровне регионов. Всему этому способствует правильная организация GR-партнерства в режиме открытых данных, этим обеспечивается расширение коммуникаций информационного характера в структуре сферы публичного управления, а вместе с тем укрепляется данного рода партнерство при ведении разработки единой и обоснованной инициативы по отношению к управлению в регионах.
Электронные услуги, которые оказывают в рамках «электронного правительства», в большинстве своем обеспечивают уменьшение уровня затрат GR-менеджмента и обеспечивают так называемый режим транспарентного существования органов публичной власти [2, с. 128].
Проводя анализ зарубежного опыта организации GR-менеджмента в условиях цифровизации экономики, представляется необходимым отметить присутствие довольно широкого спектра направлений взаимодействия на электронной основе между органами публичной власти и частными лицами. К примеру, в Индии был представлен вариант Национального портала, важнейшие структурные элементы которого являются ориентированными на разного рода общественные группы и предназначены для оказания поддержки субъектов бизнеса в информационном плане. В разделах портала содержатся сведения по проблемам функционирования агропромышленного комплекса.
В Германии федеральным правительством оказывается всесторонняя поддержка разработке, тестированию и использованию новых образовательных услуг при помощи медиа-средств цифрового характера. Данного рода средства могут быть методами расширения GR-взаимодействия по вопросам обучения специализированного характера персонала бизнес-структур. При всем этом идет мобильное обучение без отрыва от работы, которое направлено на объединение методов дидактики с электронно-техническими средствами инновационного характера [3, с. 44].
Проанализировав GR-менеджмент в России и за рубежом, можно сделать вывод, что необходимо совершенствование GR-менеджмента согласно ряду закономерностей цифрового обеспечения контактов всех субъектов бизнеса со сферой публичного управления. Данного рода закономерностями являются такие, как:
— взаимодействие пользователей системного характера, что выражается в тесном обмене информационными сведениями и совмещении возможностей в экономической, финансовой, технологической и профессионально-образовательной сфере в решении проблем по модернизации бизнеса;
— рост уровня практического удобства применения информационных технологий передового характера посредством развития мобильных средств передачи информационных сведений и их обработки;
— рост уровня эффективности использования информационных ресурсов на базе инноваций непрерывного характера в обеспечении GR-взаимодействия;
— расширение круга принимаемых во внимание факторов и условий в разработке решений совместного характера в структуре GR-согласования посредством получения разносторонних информационных сведений о специфичности деловых процессов внутри бизнес-субъектов экономической, организационной и социальной сферы и процессов взаимодействия субъектов бизнеса вместе с органами публичной власти.
В современности развитие цифровых технологий демонстрирует такие тенденции электронного обеспечения GR-взаимодействия, как:
— более сложные информационные продукты при совмещении результатов расчетно-аналитической работы и специфического характера услуги, которая предоставляется индивидуальным пользователям;
— взаимодействие параллельного характера логических элементов информационных технологий, совмещение всех типов информационных сведений при их использовании отдельно взятыми людьми, субъектами бизнеса — юридическими лицами, а также органами публичной власти;
— ликвидация звеньев промежуточного характера между источником информационных сведений и их потребителем посредством современных средств ускоренной передачи и обработки всех сведений.
Представленные тенденции и закономерности в развитии цифрового обеспечения GR-менеджмента демонстрируют перспективы его усложнения в дальнейшем и трансформации в естественных условиях. Процесс развития цифровых технологий в GR-менеджменте выступает в качестве эффективной основы укрепления реализации инициатив предпринимателей в системе публичного управления согласно вопросам регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Таким образом, в современных условиях экономики РФ GR-менеджмент является эффективным инструментом по реализации национальных проектов вместе с бизнесом, который имеет довольно хорошие перспективы своего развития.
Литература:
- Кургаева Ж. Ю. Government Relations как технология взаимодействия с органами власти: сущность, инструменты и основные направления деятельности // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей. — Пенза: Наука и просвещение, 2022. — С.194–197.
- Мосейко В. О., Коробов С. А. Условия самопродуцирования предпринимательской деятельности в экономических системах // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: сб. науч. тр. материалы VII междунар. науч.-практ. конф. по экономике. — Майкоп: Изд-во «ЭлИТ», 2019. — С. 123–130.
- Кайль Я. Я., Ламзин Р. М., Епинина В. С. Закономерности и принципы реализации GR-менеджмента в условиях развития цифровизации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2019. — № 3. — С.40–45.