Авторы: Селюжицкая Екатерина Геннадьевна, Соболь Михаил Сергеевич, Пучкова Анастасия Михайловна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 13.10.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Селюжицкая Е. Г., Соболь М. С., Пучкова А. М. Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Балтика-Транс» [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13075/ (дата обращения: 13.12.2017).



В настоящее время ООО «Балтика-Транс» осуществляет перевозки грузов, как внутри страны, так и за ее пределы. Структура выручки по направлениям перевозки представлена в таблице 1.

Таблица 1

Состав иструктура выручки ООО «Балтика-Транс» в 2016г. по направлениям грузоперевозок

Показатели

Тыс. руб.

%

Выручка от грузоперевозок

1608564

100,0

В том числе

- внутри страны

534043

33,2

- за рубежом

1074520

66,8

Таким образом, на международные перевозки грузов приходится 66,8 % от общего объема перевозок, что представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Структура перевозок по направлениям в 2016 г.

При этом, организуя перевозки за пределы страны, ООО «Балтика-Транс» предоставляет своим клиентам следующие виды услуг:

‒ перевозка автомобильным и морским собственным транспортом;

‒ организация перевозки грузов другими видами транспорта (железнодорожный, воздушный).

При этом в структуре выручки от внешнеэкономической деятельности наибольший удельный вес приходится на перевозку автомобильным транспортом (табл. 2).

Таблица 2

Состав иструктура выручки ВЭД по видам деятельности в 2016г.

Показатели

Тыс. руб.

%

Выручка от внешнеэкономической деятельности — всего

1074520

100,0

В том числе

- перевозка грузов собственным автомобильным и морским транспортом

782251

72,8

- выручка от предоставления логистических услуг

292269

27,2

На долю выручки от перевозки грузов собственным транспортом приходится 72,8 % от общего объема выручка. Доля прочих логистических услуг составляет 27,2 % (рис. 2).

Рис. 2. Структура выручки от внешнеэкономической деятельности в разрезе видов деятельности в 2016 г., %

Организуя международные перевозки грузов, ООО «Балтика-Транс» предоставляет для своих клиентов следующие виды услуг:

‒ услуги посредника в организации мультимодальных перевозок грузов;

‒ страхование грузов, в том числе сюрвейерские услуги;

‒ сопровождение и декларирование грузов.

Состав и структура выручки от предоставления логистических услуг (за исключением перевозки грузов автомобильным транспортом) при осуществлении международных перевозок грузов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Состав иструктура выручки от предоставления логистических услуг (за исключением перевозки грузов собственным транспортом) при осуществлении международных перевозок грузов в 2016г.

Показатели

Тыс. руб.

%

Выручка от предоставления логистических услуг — всего

292269

100,0

В том числе

- услуги посредника в организации мультимодальных перевозок грузов

230601

78,9

- страхование грузов

24551

8,4

- сопровождение грузов

37117

12,7

В структуре выручки от предоставления логистических услуг при осуществлении международных перевозок грузов наибольший удельный вес приходится на услуги посредника в организации мультимодальных перевозок грузов — 78,9 % в 2016 г.

Эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия оценим по показателям рентабельности в таблице 4.

Таблица 4

Эффективность внешнеэкономической деятельности ООО «Балтика-Транс» в 2014–2016гг.

Показатели

2014г.

2015г.

2016г.

Выручка от внешнеэкономической деятельности, тыс. руб.

393589

683794

1074520

Прибыль от внешнеэкономической деятельности, тыс. руб.

17711

23933

55875

Рентабельность внешнеэкономической деятельности, %

4,5

3,5

5,2

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что в динамике произошло увеличение выручки и прибыли от осуществления внешнеэкономической деятельности в 2016 г. по сравнению с 2015 г., а, следовательно, и рентабельности внешнеэкономической деятельности, несмотря на снижение объемов внешнеторговой деятельности России. Однако надо отметить, что данная тенденция является неустойчивой, поскольку в 2015 г. по сравнению с 2014 г. наблюдалась противоположная картина.

Выявив наличие связи между осуществлением внешнеэкономической деятельностью и финансовыми результатами деятельности ООО «Балтика-Транс», надо отметить, что существуют методы, которые позволяют количественно и более точно измерить влияние фактора на результат, в частности, метод корреляционно — регрессионного анализа.

В данном исследовании была поставлена следующая цель проведения корреляционно-регрессионного анализа: выявить и измерить взаимосвязь между долей международных грузоперевозок и выручкой от продажи, на основании полученных результатов спрогнозировать значение выручки от продажи и определить интервальную оценку прогнозного значения.

Проведем корреляционно-регрессионный анализ, использовав в качестве факторного признака x долю международных грузоперевозок ООО «Балтика-Транс», а в качестве результативного признака y — выручку от продажи за 2011–2016 гг. Исходные данные представлены в таблице 5.

Таблица 5

Исходные данные для проведения корреляционно-регрессионного анализа зависимости выручки от доли грузов, перевезенных за рубеж грузоперевозок ООО «Балтика-Транс» в 2011–2016гг.

Годы

Выручка от продажи, тыс. руб.

Доля грузов, перевезенных за рубеж,%

y

x

2011

21582

58,6

2012

40765

59,1

2013

330944

60,7

2014

589205

63,5

2015

1023643

64,6

2016

1074520

66,8

На первом этапе для установления направления и формы связи между анализируемыми признаками построим график, называемый полем корреляции, отображающий фактическое распределение точек. График представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Поле корреляции

По расположению точек на графике можно предположить, что между долей международных грузоперевозок и выручкой от продажи существует прямая линейная связь.

Для оценки тесноты связи рассчитаем парный коэффициент корреляции и коэффициент детерминации при помощи функции КОРРЕЛ пакета «Анализ данных» в Excel.

В результате расчетов парный коэффициент корреляции получился равен =0,967, что подтверждает наше предположение о том, что между долей международных грузоперевозок и выручкой от продажи существует прямая очень тесная связь. Коэффициент детерминации, соответственно, получился равен =0,953, что говорит о том, что вариация доли международных грузоперевозок на 95,3 % объясняет вариацию выручки от продажи.

На следующем этапе анализа рассчитаем параметры линейного уравнения связи, используя возможности графического редактора Excel. Результаты построения линейного уравнения связи представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Результаты построения линейного уравнения связи

В результате расчетов было получено следующее уравнение регрессии:

(1)

Коэффициент регрессии при х показывает, что при увеличении доли международных грузоперевозок на 1 процентный пункт выручка от продажи в среднем увеличивается на 138759,2 тыс. руб. Коэффициент аппроксимации =0,953 свидетельствует о том, что построенное уравнение регрессии очень хорошо описывает фактическую зависимость выручки от продажи от доли международных грузоперевозок ООО «Балтика-Транс» за рассматриваемый период времени.

Таким образом, нами была установлена прямая очень тесная связь между долей международных грузоперевозок и выручкой от продажи ООО «Балтика-Транс» за 2011–2016 гг.

Полученное уравнение регрессии может использоваться при прогнозировании выручки от продажи при заданном значении доли международных грузоперевозок. Предположим, что при сложившемся за 2012–2016 гг. среднегодовом темпе роста 103,3 % доля грузов, перевезенных за рубеж в 2017 г. увеличится до 69,0 % (66,8 %*1,033). Тогда можно рассчитать ожидаемое значение выручки от продажи при доле международных грузоперевозок 69 %:

Рассчитанное значение выручки от продажи является точечным прогнозом для 2017 г. и ему необходимо дать интервальную оценку ожидаемого значения.

Данные для расчета ошибки прогноза выручки от продажи представлены в таблице 6.

Таблица 6

Исходные данные для расчета ошибки прогноза выручки от продажи ООО «Балтика-Транс»

Годы

y

x

)

2011

21582

58,6

9984,74

99694964,17

-3,62

13,08

2012

40765

59,1

-40211,88

1616995384,82

-3,12

9,71

2013

330944

60,7

27952,34

781333435,58

-1,52

2,30

2014

589205

63,5

-102312,52

10467851114,41

1,28

1,65

2015

1023643

64,6

179490,32

32216776467,06

2,38

5,68

2016

1074520

66,8

-74902,99

5610458468,22

4,58

21,01

Итого

3080659

373,3

0,00

50793109834,27

0,00

53,43

Среднее

513443

62,2

-

-

-

-

Используя данные таблицы 6 произведем соответствующие расчеты:

Отсюда

Далее рассчитаем интервал прогноза:

1454693,3 2,77 160470,1

Таким образом, предположив, что в 2017 г. доля грузов, перевезенных за рубеж, достигнет прогнозной величины 69,0 % выручка от продажи с вероятностью 95 % ( составит от 1010190,9 тыс. руб. до 1809195,7 тыс. руб.

Полученные результаты руководство ООО «Балтика-Транс» может использовать при выборе направлений осуществления грузоперевозок, а именно, перераспределив структуру грузоперевозок в пользу международных грузоперевозок можно добиться дополнительного увеличения выручки от продажи, что в свою очередь должно привести к росту финансовых результатов деятельности компании при сохранении тех условий, в которых были рассчитаны параметры уравнения регрессии и показатели тесноты связи.

Вместе с тем, неустойчивая тенденция роста показателей внешнеэкономической деятельности анализируемой компании, а также ситуация в сфере грузоперевозок и внешней торговли в целом заставляет думать о необходимости разработки новых маршрутов и новых услуг.

ООО «Балтика-Транс» является динамично развивающимся современным логистическим предприятием, обладающим четко сформированной структурой, в которой каждый сотрудник и каждый отдел отвечают за качество и размер результата совместной работы. Компания является одним из лидеров российского рынка в течение долгих лет работы, непрерывно улучшая качество обслуживания и диверсифицируя свою деятельность, позволяя клиентам предприятия полностью доверять весь процесс перевозки грузов.

Литература:

  1. Сайт ГК «Балтика — Транс» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// baltica-trans.ru, свободный (Дата обращения 15.05.2017)
  2. Сайт Маркетингового агентство «РБК.research» (Департамент консалтинга РБК) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://Research.rbc.ru, свободный (Дата обращения 10.05.2017)
  3. Сайт Аналитическое бюро «Eurostatica» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// http://www.eurostatica.com (дата обращения: 03.06.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): международных грузоперевозок, внешнеэкономической деятельности, долей международных грузоперевозок, перевозки грузов, доли международных грузоперевозок, значение выручки, международных перевозок грузов, Структура выручки, иструктура выручки, Эффективность внешнеэкономической деятельности, осуществлении международных перевозок, перевозки грузов собственным, грузов собственным транспортом, исключением перевозки грузов, линейного уравнения связи, предоставления логистических услуг, долю международных грузоперевозок, доле международных грузоперевозок, долю выручки, пользу международных грузоперевозок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос