Автор: Борзунов Антон Андреевич

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 27.07.2017

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Борзунов А. А. Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 94-97.



В условиях цифровой экономики достижение конкурентных преимуществ смещается в нематериальную сферу — по мере того как все элементы социально-экономической деятельности связываются в формате единого цифрового пространства, ответом на глобальные вызовы «диджитализации» становится непрерывное развитие человеческих ресурсов. В данной статье аргументирована целесообразность выделения развития сотрудников в качестве ключевого фактора обеспечения экономической безопасности компании и рассмотрена практика управления карьерой и развитием в Госкорпорации «Росатом».

Ключевые слова: цифровая экономика; экономическая безопасность; развитие человеческих ресурсов; профессиональное обучение

Смена технологического уклада, связанная с массовым внедрением информационных и программных технологий, созданием интеллектуальных машин и робототехнических комплексов, развитием использования интернета вещей («IoT») и анализа больших данных, является следствием переломного этапа, начавшегося в последние десятилетия XX века — перехода к постиндустриальному обществу. Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, отметил, что «цифровая экономика — это не отдельная отрасль, по сути — это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. И конечно, формирование цифровой экономики — это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути на десятилетия вперед» [1].

Особенность цифровой экономики в том, что ее главным ресурсом являются знания, которые в отличие от всех остальных ресурсов не производятся и не потребляются в обычном понимании, а также не оцениваются с позиции редкости и истощаемости, так как «условием доступа к этому ресурсу являются специфические качества самого человека — его интеллектуальная активность, способность осваивать знания и генерировать новые» [4]. В условиях, когда достижение конкурентных преимуществ смещается в нематериальную сферу, а все элементы социально-экономической деятельности связываются в формате единого цифрового пространства, ответом на глобальные вызовы цифровой экономики становится развитие человеческих ресурсов.

Ю. Г. Одегов подчеркивает, что развитие человеческих ресурсов — это «качественное изменение, которое выражается в новом состоянии с новыми целями, функциями, профессионально-квалифицированными и коммуникационными параметрами и способствует раскрытию личного потенциала каждого работника, росту его способности приносить большую отдачу организации и обществу» [6, с. 259]. Вместе с тем, необходима трансформация классического представления об управлении, которое предполагает наличие двух основных составляющих: субъекта управления, вырабатывающего управляющее воздействие и объекта управления, на который направлено данное воздействие. В условиях «диджитализации» управление должно представлять собой субъектно-субъектные отношения, определяемые как сбалансированное взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, ориентированное на двунаправленное обоюдное развитие.

В цифровой экономике существует прямая зависимость между уровнем экономической безопасности компании и ее способностью привлекать сотрудников, управлять их эффективностью и удерживать в компании. В связи с ускоренным устареванием профессиональных знаний, руководство компаний должно обеспечивать процесс непрерывного развития посредством обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, приобретения новых компетенций и повышения квалификации сотрудников. Данный процесс должен быть ориентирован на совершенствование исполнительских качеств и активизацию творческих способностей, предоставляя широкие возможности для самореализации личности.[1] Применение современных информационно-телекоммуникационных технологий позволяет реализовывать новые направления обучения и модернизировать традиционные (например, прохождение дистанционных курсов, интерактивных деловых игр, бизнес-симуляций с помощью мобильных приложений).

Приумножив советский опыт работы с профильными ВУЗами, в настоящее время многие компании создают свои корпоративные университеты и специализированные учебные центры, которые позволяют сократить издержки на подготовку сотрудников по профильным направлениям. В их числе можно выделить прежде всего учебные структуры таких компаний как: «Росатом», «Газпром», «Сбербанк», «Ростелеком», «МТС», «Вымпелком», «Норильский никель», «Росгосстрах», «Вимм-Билль-Данн», «ВТБ» и др. При этом постоянно открываются новые «университеты», «институты», «академии», или «бизнес-школы», разрабатывающие образовательные программы, адаптированные к специфике деятельности материнских компаний на основе системной консолидации их знаний и опыта.

Разработка собственных учебных программ обучения позволяет не только обеспечить соответствие уровня подготовки сотрудников потребностям развития конкретной компании, но и выполняет идеологическую и стратегическую задачу. Образовательные программы и тренинги способствуют формированию вовлеченности в бизнес-процессы и упрощают процесс ассимиляции в корпоративную культуру. Следствием этого является осознанное выполнение сотрудниками своей работы в соответствии с целями и задачами компании, приверженность ее ценностям, а также соблюдение установленных порядков и правил (включая неформальные). Инвестиции в обучение также позволяют повысить уровень привлекательности компании на рынке труда, формируя имидж инновационно- и социально-ориентированного работодателя.

Интересен опыт Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»[2], объединяющей более 400 предприятий в различных регионах России, в числе которых все гражданские компании атомной отрасли, предприятия ядерного оружейного комплекса, организации, обеспечивающие ядерную и радиационную безопасность, научно-исследовательские организации и единственный в мире атомный ледокольный флот. Госкорпорация «Росатом» является крупнейшей в России генерирующей компанией и одним из лидеров глобального рынка ядерных технологий — 1 место в мире по величине портфеля зарубежных проектов (34 энергоблока в 12 странах), 2 место в мире по запасам урана и 4 место по объему его добычи [7].

Одной из основных задач инновационного развития Госкорпорации «Росатом» является повышение конкурентоспособности продукции и услуг на атомных энергетических рынках посредством регулярной модернизации и совершенствования системы управления, а также внедрения перспективных материалов и новейших технологий. При этом наряду с развитием традиционных направлений деятельности Госкорпорация «Росатом» активно развивает новые виды бизнеса, наращивая портфель заказов по новым продуктам и услугам на существующих и перспективных рынках. Так, Госкорпорация «Росатом» в 2017 году выходит на новый для себя рынок ветроэнергетики [5].

При этом основной акцент делается на развитие за счет собственных технологий и компетенций, что обуславливает предъявление повышенных требований к системе обучения, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки работников атомной отрасли.[3] В связи с этим в 2011 году была создана АНО «Корпоративная Академия Росатома» — «отраслевой образовательный центр, аккумулирующий лучшие практики в области развития управленческих, бизнес-компетенций, оценки персонала и нормативного регулирования, реализующий крупные проекты, направленные на развитие кадрового потенциала отрасли и привлечение молодых специалистов» [3].

Академия организует учебные курсы и программы по различным направлениям, от управленческого («Школа руководителей», «Управление корпоративной культурой», «Обучение управленческим навыкам») и функционального обучения («HR-школа Госкорпорации «Росатом», «Правовые и юридические вопросы», «Экономика и финансы», «Обучение закупкам», «Обучение IT», «Управление проектами» и др.) до специализированных программ, таких как «Технологии управления знаниями в Госкорпорации «Росатом», которая направлена на изучение и практическую отработку инструментов по менеджменту знаний. Также разработан целый ряд программ по повышению личной эффективности: «Эффективная коммуникация», «Навыки публичных выступлений», «Управление конфликтом», «Проведение переговоров», «Системное мышление», «Бизнес аргументация и защита идей» и др. [3].

Первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, председатель Наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко подчеркивает, что «для такой отрасли, как атомная, основной потенциал — человеческий. Важны технологии, здания, оборудование, но все это в инновационных отраслях меняется крайне быстро, и ничего более важного, чем человеческий потенциал у нас нет» [2]. Система управления карьерой и развитием Госкорпорации «Росатом» (Рис. 1), позиционируемой как «Корпорация знаний», удостоена престижной награды II-го Всероссийского конкурса лучших практик работодателей по развитию человеческого капитала «Создавая будущее».

E:\Snimok.jpg

Рис. 1. Система управления карьерой и развитием Госкорпорации «Росатом» [8]

Для каждого уровня системы разработана индивидуальная программа развития, направленная на приобретение новых компетенций и повышение квалификации работников атомной отрасли для обеспечения ее безопасного устойчивого развития и конкурентоспособности на мировом рынке ядерных технологий. Так, программа развития «Энергия лидерства» для трудоустроенных выпускников с высоким потенциалом, направлена на развитие профессиональных компетенций. В рамках программы развития «Таланты Росатома» ключевой акцент сделан на развитие лидерского потенциала и включает в себя последовательное обучение модулям: «Лидерство и управление проектами», «Продвинутые навыки руководителя» и «Культура постоянных улучшений», а также точечную подготовку на дополнительных программах в соответствии с приоритетами отрасли [8].

Программа развития «Капитал Росатома» предназначена для руководителей среднего управленческого звена отрасли. В рамках данной программы ключевой акцент сделан на формирование лидерских компетенций и «продвинутых» навыков управления различными категориями подчиненных. Программы развития «Достояние Росатома. Базовый уровень» и «Достояние Росатома» направлены на формирование компетенций, необходимых для реализации стратегических приоритетов атомной отрасли и включают в себя изучение лучших международных и российских практик по управлению глобальными высокотехнологичными компаниями [8].

В условиях, когда информация становится основной движущей силой экономики, от того, насколько успешно компания управляет знаниями, зависит не только ее способность максимизировать прибыль, но и само существование. Сложность технологий и систем с каждым годом будет увеличиваться, следовательно, будет увеличиваться и количество знаний, вовлекаемых в деятельность хозяйствующих субъектов, добавляя все новые параметры, которые должны учитываться при принятии управленческих решений. Ключевым фактором обеспечения экономической безопасности в высококонкурентной и трансграничной цифровой экономике становится обеспечение постоянного развития сотрудников.

Литература:

  1. Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам — Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/54983 (дата обращения 17.07.2017)
  2. Карьера — Официальный сайт Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosatom.ru/career/(дата обращения 08.07.2017)
  3. Корпоративная Академия Росатома — Официальный сайт Корпоративной Академии Росатома [Электронный ресурс]. URL: http://rosatom-academy.ru (дата обращения 09.07.2017)
  4. Новая экономика и человеческий капитал [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.su/14_114025_novaya-ekonomika-i-chelovecheskiy-kapital.html (дата обращения 10.07.2017)
  5. Новые направления бизнеса — Официальный сайт Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosatom.ru/production/prochie-uslugi-i-produktsii/ (дата обращения 08.07.2017)
  6. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Федченко А. А. Экономика персонала, Часть II. Практика: Учебник. — М.: Альфа — Пресс, 2009. — 1312 с.
  7. О Росатоме — Официальный сайт Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosatom.ru/about/ (дата обращения 08.07.2017)
  8. Развитие лидерского потенциала — Официальный сайт Корпоративной Академии Росатома [Электронный ресурс]. URL: http://rosatom-academy.ru/the-development-of-leadership-potential (дата обращения 09.07.2017)

[1] В таких крупных международных компаниях как «Apple», «Google», «IBM» и «Intel» является нормой предоставление длительных учебных отпусков (до года) для сотрудников высшего звена.

[2] Источником информации о Госкорпорации «Росатом» является официальный сайт в сети Интернет - www.rosatom.ru. Информация, представленная в настоящей статье, не содержит сведений ограниченного пользования, является открытой и общедоступной.

[3] В контексте настоящей статьи не рассматривается обширная научно-исследовательская деятельность институтов и научных центров Госкорпорации «Росатом».

Основные термины (генерируются автоматически): Госкорпорации «Росатом», развитие человеческих ресурсов, цифровой экономики, экономической безопасности компании, обеспечения экономической безопасности, условиях цифровой экономики, атомной отрасли, управления карьерой, достижение конкурентных преимуществ, элементы социально-экономической деятельности, единого цифрового пространства, формате единого цифрового, Система управления карьерой, развития Госкорпорации «Росатом», новых компетенций, развития сотрудников, развитием Госкорпорации, цифровой экономики достижение, формирование цифровой экономики, развитие профессиональных компетенций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос