Анализ и перспективы развития креативной экономики в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 18.12.2016

Статья просмотрена: 578 раз

Библиографическое описание:

Макарова А. Д. Анализ и перспективы развития креативной экономики в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 481-484. — URL https://moluch.ru/archive/132/36933/ (дата обращения: 25.05.2018).



Понятие креативной экономики нам известно еще с 2000 года, когда в специальном номере британского журнала BusinessWeek определили данный вид экономики как тот, что в будущем придет на смену индустриальной [4]. В настоящее время креативная экономика во всем мире развивается быстрыми темпами, такие определения как креативные индустрии, креативный класс и креативный город часто встречаются в стратегиях социально-экономического развития стран [5]. На данном этапе, для Российской Федерации становится необходимым идти в ногу со временем и обратить внимание на развитие креативной экономики внутри страны. В данном исследовании мы проанализировали уровень развития креативной экономики в РФ по сравнению со странами большой двадцатки, включая страны БРИКС, а также определили возможные перспективы и вывели необходимые рекомендации по развитию.

В 2015 году Мартинским институтом благосостояния, расположенном в Ротманской школе менеджмента в Университете Торонто было проведено исследование уровня развития креативной экономики в странах мира, основанное на индексе 3Т, который изначально был предложен Ричардом Флоридой [1]. Индекс 3Т включает в себя технологию, талант и толерантность, как основные индикаторы развития креативности в экономике. В исследовании «Глобальный индекс креативности 2015» данные индикаторы были оценены двумя способами и в последующем был выведен обобщённый показатель. Данные исследования покрывают 139 стран и период в 2010–2014 гг [6].

В нашем исследовании, для объективнооценки уровня развития креативной экономики в РФ мы выбрали страны большой двадцатки (G20), за исключением Европейского союза. Таким образом мы надеемся сравнить уровень РФ среди крупнейших национальных экономик. ЕС был исключен из данного сравнения, так как в статистике он представлен в виде отдельных стран.

Таблица 1

Глобальный индекс креативности стран G20

Рейтинг

Страна

Технология

Талант

Толерантность

Глобальный индекс креативности

1

Австралия

7

1

4

0.970

2

США

4

3

11

0.950

4

Канада

13

14

1

0.920

12

Великобритания

15

20

5

0.881

14

Германия

7

28

18

0.837

16

Франция

16

26

16

0.822

21

Италия

25

31

38

0.715

24

Япония

2

58

39

0.708

27

Аргентина

48

35

19

0.681

29

Бразилия

27

68

15

0.667

31

Южная Корея

1

50

70

0.660

38

Российская Федерация

22

15

123

0.579

39

ЮАР

30

62

57

0.564

62

Китай

14

87

96

0.462

73

Мексика

54

94

56

0.407

83

Саудовская Аравия

50

59

122

0.362

88

Турция

58

53

123

0.348

99

Индия

52

92

108

0.292

115

Индонезия

67

108

115

0.202

Индекс технологии был оценен путем измерения двух показателей: инвестиций в исследования и разработки и уровня инноваций, для определения которого учитывалось количество патентов выданных в стране. По уровню развития технологии РФ находится на довольно высокой позиции среди стран мира — 22-ое место из 112-ти. Россия занимает десятое место в большой двадцатке и второе после КНР среди стран БРИКС. Количество патентов на душу населения является наиболее развитым показателем РФ — 18-ое место в мире, 9-ое место в G20 и 2-ое в БРИКС. По инвестициям в исследования и разработки Россия находится на 29-ой позиции в мире, 12-ой позиции в G20 и 3-ей в БРИКС [6].

Второй индекс- креативный класс/глобальный талант измеряется путем изучения доли рабочей силы в креативном классе и доле граждан в высшем образовании. Креативный класс, по версии данного исследования, включает в себя работников в сфере науки и технологий; искусства, культуры, развлечений и телевидения; бизнеса и менеджмента; и образования, здравоохранения и права. Измерение уровня образования основано на доле населения, которое участвует в высшем образовании, включая университеты, колледжи, технические учебные заведения. Данный показатель измеряется долей участников высшего образования в сравнении с общим числом людей в их возрастной группе (пять лет с окончания среднего учебного заведения). По таблице 1 видно, что Россия находится на достаточно высоком месте по индексу таланта — 15-ая в мире (из 134), 4-ая среди стран G20 и 1-ое место среди стран БРИКС. Данные позиции определяются высокими показателями доли рабочей силы в креативном классе (39,41 % населения) — 19-ое место в мире, и уровня образования — 15-ое место в мире [6].

Третья составляющая индекса креативности это индекс толерантности. Данный индекс составлен на основе измерения отношения населения к этническим и расовым меньшинствам и представителям ЛГБТ сообщества (людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией). Данные по толерантности по отношению к этническим и расовым меньшинствам основаны на опросе, проведенном GallupOrganizationWorldPoll в 2014 году. Респондентам был задан вопрос: «Является ли ваш город или регион хорошим местом для этнических и расовых меньшинств?» Таким образом, показатель отражает долю респондентов, которые посчитали свой город или регион хорошим местом для данных категорий людей. В опросе приняли участие более 1000 человек из каждой страны. Аналогичный опрос был проведен для выявления показателя толерантности по отношению к сексуальным меньшинствам в 2012 году. На основании рейтинга стран по данным показателям составляется индекс толерантности.

Исходя из таблицы 1 можно сделать вывод о том, что наименее развитым компонентом индекса 3Т в России является индекс толерантности. По данному индексу Россия находится на последнем месте как среди стран БРИКС, так и среди стран G20 и лишь на 123-ем месте из 136-ти в мире. Таким образом, индекс толерантности РФ оказывает негативное влияние на рейтинг страны по глобальному индексу креативности.

Наконец, индекс креативности является составным индексом трех Т. Он основан на рейтинге индексов каждого из трех Т: таланта, технологии и толерантности. Таблица 1 позволяет сделать следующие выводы. Глобальный индекс креативности Российской Федерации равняется 0,579, что ставит ее на 38-ое место в мире, 12-ое место среди стран большой двадцатки и 2-ое среди стран БРИКС. Среди стран БРИКС Россию опережает лишь Бразилия с индексом в 0,667 и 29-ым местом в мире. После России идет ЮАР с индексом креативности — 0,564 и 39-ым местом, далее — Китай с 0,462 и 62-ым местом и наконец Индия с 0,292 и 99-ым местом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие креативной экономики стран БРИКС находится на среднем уровне и нуждается в дальнейшем росте. Лидерами по значению индекса креативности, а следовательно, и по уровню развития креативной экономики среди стран большой двадцатки оказались Австралия, США и Канада, со значениями 0,970, 0, 950 и 0,920 соответственно. Слабее всего креативная экономика развита в Индии и Индонезии — 0,292 и 0,202 соответственно [6].

Таким образом, по уровню развития креативной экономики Российская Федерация находится на 38 месте из 139 стран. Это означает, что России необходимо поработать над улучшением своих показателей. В первую очередь, необходимо значительно повысить уровень толерантности населения, затем заняться привлечением инвестиций в научные исследования и разработки и наконец увеличить долю креативного класса в рабочей силе.

Необходимо отметить, что данный индекс может не совсем объективно оценивать уровень развития креативной экономики в России в связи с отсутствием данных по креативным индустриям и объему выпуска креативной продукции. То есть, данное исследование необходимо рассматривать в рамках оцененных параметров.

Креативная экономика в Российской Федерации существует уже давно, однако ученые начали выделять креативные индустрии и учитывать их вклад в ВВП относительно недавно. Несмотря на то, что у нас в стране в настоящее время ведется сырьевая политика, креативные сферы экономики ведут активное развитие. Создаются креативные пространства, ИТ парки, бизнес инкубаторы и др., которые вносят вклад в развитие творческого мышления у населения.

Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что Россия имеет достаточную культурную и научную базы для успешного развития креативной экономики. И можно надеяться, что в будущем на смену сырьевой экономике придет креативная.

Основными проблемами развития креативной экономики РФ на данный момент являются:

  1. Ориентирование на сырьевой и индустриальный сектора экономики. На данный момент в Российской Федерации имеются сложности с ориентацией на креативный сектор [3]. Во-первых, имеется необходимость в определении его границ. Профессиональные сообщества в сфере творческих индустрий раздроблены и слабо взаимодействуют, что затрудняет их объединение. Во-вторых, классификация официальной статистики усложняет сбор информации по творческим секторам. Следовательно, для получения необходимых для анализа и исследования данных необходимо обращаться в специальные ведомства и обрабатывать большой объем информации.
  2. Отсутствие единой, заданной правительством стратегии развития креативной экономики РФ. Развитие креативной экономики в основном исследуется учеными-экономистами, рекомендации которых не воплощаются в жизнь.
  3. Отсутствие больших объемов инвестиций в творческие индустрии и поддержки креативного предпринимательства (дизайн, ремесла, разработка игр).
  4. Отсутствие картирования (мэппинга) креативных индустрий РФ.

Для повышения уровня развития креативной экономики в РФ необходимо принять следующие меры:

  1. Понять тот факт, что кроме экономических выгод, креативная экономика также создает нематериальные ценности, которые оказывают значительное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие страны.
  2. Способствовать становлению культуры драйвером социально-экономического развития, так как креативное развитие возможно лишь для стран с устоявшимися культурными ценностями.
  3. Адаптировать статистику под удобный сбор и представление информации по креативному сектору.
  4. Провести анализ возможностей и проблем местной креативной экономики методом картирования (мэппинга).
  5. Подготовить стратегию креативного развития страны и ее регионов, основываясь на вышеуказанном анализе.
  6. Инвестировать в креативное предпринимательство, создавать творческие бизнес-инкубаторы и креативные площадки.
  7. Поддерживать и модернизировать образование в сфере творческих индустрий и инновационную деятельность, без которых не будет креативного класса и новых идей.

Литература:

  1. Ричард Флорида, Креативный класс: люди, которые меняют будущее, М., Издательский дом «Классика-XXI», 2007 г., с.12, 23, 355.
  2. Хокинс, Д. Креативная экономика М.: Классика-XXI-2011. С.107–137
  3. Савина М. В., Степанов А. А. Креативная экономика: сущность и проблемы развития// Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» — № 12(60) — 2013, код доступа: http://uecs.ru/marketing/item/2667–2013–12–26–08–35–52
  4. Креативнаяэкономика // журнал Business Week (Special double issue: The 21st century corporation), спец. Издание- 2000. — с. 1–5.
  5. Публикация «Креативная экономика: вводный курс»// серия публикаций Британского Совета о креативной и культурной экономике — 2010 г.
  6. Публикация Martin Prosperity institute «The global creativity index 2015»- 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): креативная экономика, Россия, креативный класс, Российская Федерация, уровень развития, глобальный индекс креативности, высшее образование, рабочая сила, РФ, индекс креативности.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос