Автор: Крапонина Юлия Эдуардовна

Рубрика: 8. Мировая экономика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 286 раз

Библиографическое описание:

Крапонина Ю. Э. Инвестиционная привлекательность России сегодня: точка зрения иностранных инвесторов [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 47-51. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12531/ (дата обращения: 17.12.2017).



С 2014 года в стране произошел ряд событий, повлиявших на инвестиционный климат в России и настроение присутствующих иностранных инвесторов. Наиболее важными из них стали введение санкций в отношении России, падение цен на нефть, что в свою очередь привело к существенному ухудшению макроэкономической ситуации, нестабильному курсу рубля, затруднениям в привлечении иностранных финансовых средств, высоким процентным ставкам, ограничениям во внешней торговле и сложностям в работе на отраслевых рынках.

Осложнение международных отношений и ухудшение макроэкономической ситуации в России отчетливо отразились на настроениях иностранных инвесторов, когда в 2014 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику России сократился на 70 % — до 21 млрд. долл. США, достигнув минимального уровня с 2006 года [1].

Во втором полугодии 2014 года Банк России впервые с 2005 года зафиксировал чистый отток прямых иностранных инвестиций [2]. Кризисные явления четче обозначили основные, с точки зрения инвесторов, проблемы инвестиционного климата в России. К традиционным проблемам, связанным с государственным управлением и бюрократией, добавляется неблагоприятная экономическая ситуация, снижающая привлекательность национального рынка и затрудняющая работу на нем, а также неуверенность в последовательности проводимой на национальном уровне экономической политики.

Рис. 1. Ежеквартальный приток/отток ПИИ в российские компании за 2011-2 кв. 2016 гг., млрд. руб. [4]

Данное исследование стоит рассматривать как анализ существующих проблем и препятствий для привлечения прямых иностранных инвестиций именно с точки зрения самих инвесторов, являющихся членами Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

У основной массы (77 %) беспокойство вызывают частые изменения в нормативно-правовом поле, т. е. иностранные компании желают более стабильных условий для работы в России. Иностранные компании выступают за введение моратория на разработку и вступление в силу новых законодательных инициатив, существенно меняющих условия ведения бизнеса в России. При этом 90 % респондентов, осуществляющих инвестирование в РФ, считают текущую экономическую ситуацию в стране неблагоприятной и ожидают снижения привлекательности России для иностранных компаний. Но, несмотря на это, чуть менее половины участников опроса ожидают роста активности в своей отрасли и планируют расширять присутствие в России (39 %) и около 31 % намерены сохранять объемы присутствия на российском рынке.

По большей части планы ведения деятельности в России в значительной степени связаны с локализацией производства и привлечением большего количества российских поставщиков. Более половины иностранных инвесторов готовы увеличивать использование российских компонентов и сырья в своем производстве [3]. Однако одновременно выражают свои опасения по поводу политики импортозамещения, ожидая, что основные действия в этой сфере будут сведены к ограничению конкуренции и сложностью входа компаний с иностранным капиталом на российский рынок. Наиболее привлекательными отраслями в ближайшие пару лет, по мнению инвесторов, будут такие отрасли как электроэнергетика (44 %), фармацевтическая промышленность (39 %) и телекоммуникационные услуги (28 %). Однако реальная картина несколько отличается от проведенного опроса, если посмотреть на рис. 2.

Рис. 2. Структура прямых иностранных инвестиций в экономику РФ в первом квартале 2016 г., % [4]

Качество нормативно-правового поля неоднородно, в большой степени не соответствует ожиданиям инвесторов. Так, например, сфера налогообложения вызывает наименьшие нарекания со стороны иностранных инвесторов (67 %). Отмечается приближение этой области к международному уровню, что объясняется все более широким распространением международных стандартов финансовой отчетности среди российских компаний. Негативные тенденции связаны с постоянным введением новых налогов, сборов и квазисборов, компенсирующих принимаемые послабления в налоговой нагрузке. Отмечаются значительные позитивные сдвиги в области таможенного (40 %) и финансового регулирования (37 %). Вместе с тем по-прежнему существуют значительные проблемы, связанные с административными процедурами (23 %) и техническим регулированием (10 %), что в сочетании с низкой эффективностью госаппарата и «судебной системы» серьезно затрудняет работу компаний [1].

Однако среди позитивных моментов иностранные инвесторы отмечают, что российские деловые партнеры готовы учиться и повышать уровень качества до стандартов иностранных компаний, а также происходит значительное улучшение инвестиционного климата на региональном уровне. Более половины респондентов указывают на то, что региональные органы власти прилагают больше усилий к улучшению инвестиционного климата, чем несколько лет назад, и готовы совершенствовать условия ведения бизнеса для того, чтобы привлечь инвестиции иностранных компаний на территорию своих регионов.

Итак, нормативно-правовое регулирование остается важным фактором, оказывающим значительное влияние на привлекательность инвестиционного климата в России. Исследование показывает, что иностранные компании отмечают достаточно много позитивных изменений, которые произошли в сфере нормативно-правового регулирования в последние годы [2].

Позитивные изменения:

– принятие Таможенного кодекса и технических регламентов в рамках Таможенного союза;

– внедрение принципов электронного документооборота в ряде сфер операционной деятельности;

– конкретизация правоприменения в таможенной сфере;

– внедрение Федеральной контрактной системы;

– Закон о территориях опережающего развития;

– работа по внедрению долгосрочных контрактов;

– предоставление льготы на налог на имущество при реализации инвестиционной инициативы;

– совершенствование миграционного учета высококвалифицированных специалистов;

– использование финансовых инструментов для поддержки инвесторов [1].

И хотя внедрение и реализация отдельных инициатив все еще малоэффективны и находится на низком уровне, сам факт улучшения и движения навстречу позитивным изменениям рассматривается участниками инвестиционной деятельности в положительном ключе.

Несмотря на ряд позитивных действий в настоящий момент, иностранные инвесторы отмечают наличие значительного количества проблем, среди которых:

– Закон об ограничении иностранного капитала в СМИ;

– Закон о нежелательных организациях;

– Закон о запрете заемного руда;

– ужесточение регулирования оборота алкогольной продукции;

– резкие изменения учетной ставки;

– запрет импорта продовольствия в Россию;

– ограничение доступа иностранных компаний к участию в системе госзакупок [1].

Для значительного улучшения инвестиционного климата в России, по мнению представителей иностранного бизнеса, важно совершенствовать нормативно-правовую среду по следующим направлениям:

– активизация усилий по снижению административной нагрузки за счет сокращения бюрократических процедур. Респонденты признают, что Правительство РФ осознает важность указанных задач и реализует отдельные инициативы, однако уровень бюрократии остается высоким. Необходимо дальнейшее упрощение процедур вывода продукции на рынок без ущерба для ее качества, а также уменьшение сроков взаимодействия бизнеса с государством;

– принятие мер по повышению прозрачности и эффективности законодательства за счет устранения избирательности правовой системы, создания предсказуемых правил игры для всех участников рынка. Для повышения прозрачности инвестиционного процесса необходимо исключить скрытые требования к инвесторам;

– дальнейшая либерализация миграционного законодательства, которая позволяет привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов — носителей международного опыта;

– снижение уровня государственного контроля экономической деятельности компаний-инвесторов: отказ от устаревших норм промышленной безопасности, сокращение избыточных требований к сырью и продукции, гармонизация отечественных и международных стандартов сырья и продукции [3].

Также, по мнению иностранных инвесторов, основным препятствием для нормального функционирования своей деятельности на территории РФ является низкая эффективность эффективности взаимодействия с органами власти. Они отмечают следующие особенности коммуникации с исполнительными органами власти:

– сложность в установлении контактов;

– закрытость;

– нежелание некоторых федеральных органов исполнительной власти вовлекаться в решение вопросов иностранных инвесторов;

– недостаточность обратной связи на запросы;

– непоследовательность и избирательность в вопросах правоприменения;

– непрозрачность процедур принятия решений.

Среди наиболее эффективных инструментов отмечается работа Консультативного совета по иностранным инвестициям, которая удовлетворяет и даже превосходит ожидания по работе с органами государственной власти, решению проблем инвесторов и совершенствованию инвестиционного климата.

Кроме того, у иностранных компаний вызывает сомнение целесообразность чрезмерного количества проверок и аудитов (дублирование контрольно-надзорных функций), превышение проверяющими органами своих полномочий, а также наличие большого объема бюрократических требований. По мнению иностранных инвесторов, по-прежнему требует серьезного внимания проблема высокого уровня коррупции.

Для снижения негативного влияния указанных факторов представители иностранных компаний при выстраивании коммуникаций с властями делают ставку на личные контакты (29 %). Вторым по эффективности является участие в составе постоянно действующих консультативных совещательных органах (24 %), в бизнес-ассоциациях и отраслевых объединениях (20 %), а также участие в проекте по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов (17 %) [1].

Отдельно стоит отметить взаимодействие иностранных компаний с российскими бизнес партнерами. Одним из наиболее значимых факторов, определяющих результативность коммуникаций, является уровень доверия к иностранным компаниям. С одной стороны, 48 % респондентов отметили, что иногда возникают ситуации, в которых по отношению к ним проявляется недостаточный уровень доверия, но более половины опрошенных отметили, что такие ситуации возникают редко. С другой стороны, именно низкий уровень доверия (и связанный с этим рост временных затрат на решение вопросов) в наибольшей мере вызывает беспокойство инвесторов при обсуждении вопросов ведения бизнеса на территории РФ. В целом респонденты отмечают, что предпринимательская среда в России за последние несколько лет существенно улучшилась и сейчас воспринимается инвесторами как умеренно комфортная не оказывающая неблагоприятное воздействие на инвестиционный климат страны. В ряде отраслей это происходит благодаря готовности партнеров адаптироваться к требованиям корпоративных стандартов крупных иностранных компаний. Со своей стороны, инвесторы содействуют такой адаптации через внедрение систем обучения партнеров, сертификации, систем проверки, мониторинга исполнения обязательств, служб внешних контролеров. В то же время стоит отметить, что данный подход иностранных компаний распространяется на все страны, включая Россию [2].

Отдельно стоит обратить внимание, что коммуникации с внутренними сотрудниками вызывают наименьшие сложности у иностранных компаний, работающих на территории России. Другая особенность в работе с людьми является адаптация менталитета российского персонала к корпоративным стандартам и культуре работодателя. Для этого в компаниях используются системы адаптации и обучения, после которых сотрудники понимают преимущества соответствия требованиям, предъявляемым работодателем. Также система универсальных корпоративных ценностей, не привязанных к культурным особенностям, которые являются ядром корпоративной культуры компаний, оказывают сильную поддержку, формируя вовлеченность и доверие со стороны персонала. Наибольшие сложности на начальном этапе у некоторых компаний вызывал уровень профессиональной подготовки кадров. Однако система обучения, разработанная под отраслевую специализацию компаний, позволяет преодолеть влияние этого фактора. Стоит отметить, что иностранные работодатели на территории России воспринимают работу с персоналом как важный вклад в развитие потенциала сотрудников. Большинство опрошенных позиционируют свою деятельность как миссию по развитию профессионального уровня россиян, улучшению инфраструктуры, повышению количества рабочих мест в регионах, укреплению тем самым экономики страны. В целом, иностранные компании являются привлекательным работодателем для российских сотрудников, что обеспечивается хорошими условиями труда, а также открытостью и прозрачностью политики компании в сфере развития персонала.

Что касается работы в регионах, то иностранные компании, отмечают, что инвестиционный климат в регионах значительно улучшился в последние годы. Большую роль в этом процессе играет внедрение Регионального инвестиционного стандарта, разработанного Агентством стратегических инициатив (документ определяет требования к органам власти по работе с инвесторами), дорожных карт по улучшению инвестиционного климата, и набора показателей эффективности деятельности в этой области, включаемых в оценку деятельности губернаторов. Вторым фактором, повышающим интерес регионов к иностранным инвестициям, является усиление региональной конкуренции за инвестиции на фоне ухудшения макроэкономической ситуации. Все чаще региональные власти готовы серьезно бороться за инвесторов, подтверждать заинтересованность конкретными действиями, и количество таких регионов увеличивается. Эти факторы привели к тому, что региональные власти начали уделять больше внимания как аспектам, связанным с инвестиционным климатом, так и взаимоотношениям с инвесторами. Повышение интереса регионов к иностранным инвестициям все еще ограничивается чрезмерной централизацией власти, а также особенностями бюджетной системы (в части распределения налогов). Среди наиболее частых проблем, возникающих при работе в регионах, инвесторы указывают на бюрократию и административные барьеры, 34 % респондентов отметили эту проблему как наиболее острую [1]. По-прежнему требуют внимания вопросы качества транспортной инфраструктуры (22 %) и доступности кадров с необходимой квалификацией (16 %).

Таким образом, с точки зрения иностранных инвесторов, в российской экономике все еще много проблем, что делает ее не самой привлекательной страной для вложения инвестиций, но также есть огромной потенциал, чтобы переступить все барьеры и сложности.

Литература:

  1. Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов // EY. Совершенствую бизнес, улучшаем мир. URL: http://www.ey.com/ru/ru/services/strategic-growth-markets/ey-investment-climate-in-russia-foreign-investor-perception
  2. Как изменились инвестиции в Россию // Издательский дом Коммерсант.ru . URL: http://www.kommersant.ru/doc/3118747
  3. Проблемы привлечения иностранного капитала в качестве инвестиций в экономику России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XL студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 11(40) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf
  4. Статистика внешнего сектора // Центральный Банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs
Основные термины (генерируются автоматически): иностранных инвесторов, иностранных компаний, прямых иностранных инвестиций, инвестиционного климата, зрения иностранных инвесторов, мнению иностранных инвесторов, иностранным инвестициям, иностранные компании, иностранных инвесторов готовы, настроениях иностранных инвесторов, стороны иностранных инвесторов, вопросов иностранных инвесторов, экономику России, стандартов иностранных компаний, улучшению инвестиционного климата, инвестиции иностранных компаний, отток прямых иностранных, макроэкономической ситуации, объем прямых иностранных, подход иностранных компаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос