Особенности обеспечения денежным довольствием военнослужащих через Единый расчетный центр Министерства обороны РФ
Автор: Уразбахтин Юрий Галиевич
Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 30.03.2017
Статья просмотрена: 8920 раз
Библиографическое описание:
Уразбахтин, Ю. Г. Особенности обеспечения денежным довольствием военнослужащих через Единый расчетный центр Министерства обороны РФ / Ю. Г. Уразбахтин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12148/ (дата обращения: 16.12.2024).
С переходом ВС РФ на новый облик, перевода воинских частей на новые штаты назрела необходимость коренного изменения системы материально-технического и финансового обеспечения. Министерством обороны в 2009–2013 годах проведен комплекс мер, направленных на совершенствование финансового обеспечения Вооруженных Сил. В основу оптимизации был положен территориальный принцип.
Изменения действовавшей системы денежного довольствия военнослужащих были обусловлены необходимостью:
– приведения нормативной правовой базы, регулирующей вопросы этой сферы, в соответствие со сложившимися общественными и экономическими условиями в целях повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере оплаты труда военнослужащих;
– повышения уровня их материального обеспечения с учетом создания новой структуры выплат, основу которой должны составлять оклады денежного содержания, за счет сокращения количества многочисленных надбавок;
– приведения структуры органов, осуществляющих обеспечение денежным довольствием военнослужащих и оплату труда лиц гражданского персонала, в соответствие с новыми условиями функционирования ВС РФ. [1]
Ранее финансовое обеспечение воинских частей, в том числе выплата денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу, осуществлялось через военные округа, виды, рода войск. С 2011 года финансовые органы воинских частей ликвидированы, а исполнение этих функций передано созданным территориальным финансовым органам.
По состоянию на 1 января 2013 года функционировал 41 территориальный финорган. В целях обеспечения централизованных расчетов с личным составом с применением единых алгоритмов в соответствии с приказом министра обороны от 3 октября 2011 года № 1771 создано ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» (ЕРЦ).
В результате денежные средства военнослужащие получали от двух финансовых органов: ЕРЦ — денежное довольствие, УФО — остальные выплаты. При этом указанные финансовые органы выполняют практически аналогичные функции.
Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» является некоммерческой организацией.
Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Полномочия собственника имущества осуществляет Минобороны России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение филиалов не имеет.
Для достижения целей Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в установленном в Минобороны России порядке осуществляет следующие основные виды деятельности в интересах Минобороны России:
– определение потребности в бюджетных ассигнованиях на обеспечение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами;
– своевременное составление и представление главному распорядителю бюджетных средств финансовых плановых документов с необходимым финансово-экономическим обоснованием;
– составление, ведение и исполнение бюджетной сметы Учреждения;
– своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным в Минобороны России порядком;
– своевременное производство предусмотренных законодательством Российской Федерации удержаний из денежного довольствия, заработной платы и прочих выплат военнослужащим и лицам гражданского персонала и перечисление их по принадлежности. [3]
Учреждение обязано:
– организовать своевременное и в полном объеме обеспечение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации денежным довольствием (заработной платой) и иными выплатами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– начислять и своевременно осуществлять уплату налогов и других обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
– представлять государственным органам информацию в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обеспечивая при этом соблюдение требований законодательства Российской Федерации по режиму секретности, в установленном в Минобороны России порядке. [3]
Информационная база Единого расчетного центра формировалась силами сотрудников Главного управления кадров Министерства обороны РФ, представителей воинских частей (работников кадровых и строевых отделов), а также работников территориальных финансовых органов. При разработке концепции автоматизации деятельности кадровых органов предполагалось максимально возможная степень автоматизации процессов формирования и реализации приказов Министра обороны по строевой части и личному составу и актуализации штатов всех формирований Вооруженных Сил. [2]
Важнейшей задачей ЕРЦ является взаимодействие с Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации, Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Департаментом государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации, другими центральными органами военного управления и кадровыми органами военных округов для обеспечения предусмотренными выплатами личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, ЕРЦ осуществляет взаимодействие с территориальными финансовыми органами; управлением (отделом) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; финансово-расчетным пунктом — структурным подразделением территориального финансового органа, расположенное в месте(ах) дислокации воинской(их) части(ей), закрепленной(ых) на обслуживание за данным финансово-расчетным пунктом;
Для обеспечения расчетов с личным составом через ЕРЦ необходимо проводить работу по подготовке проектов соответствующих приказов и внесению в базу данных их содержания, а также сведений, необходимых для начисления причитающихся выплат каждому военнослужащему. Для этого в воинской части иметься кадровый орган и финансово расчетный пункт или уполномоченный сотрудник территориального финансового органа. [5]
Кадровый орган воинской части, осуществляет подготовку и направление на согласование проекта приказа уполномоченному сотруднику территориального финансового органа (финансово-расчетного пункта), наделенного правом согласования проектов приказа путем его визирования (проставления подписи, расшифровки подписи и даты). [4]
Уполномоченный сотрудник территориального финансового органа (финансово-расчетного пункта) осуществляет:
– прием от воинской части (кадрового органа) проекта приказа и другие документы по реестру передачи;
– регистрацию проекта приказа в соответствии с порядком документооборота, установленным для входящей корреспонденции и передает его в территориальный финансовый орган. [4]
После проверки в ТФО документы передаться в ЕРЦ, где вносятся в соответствующие регистры учета персональных данных военнослужащего.
Бюро по расчетамединого расчетного центра на основании персональных данных военнослужащего производит начисление денежного довольствия военнослужащим и перечисление денежных средств на их текущие счета в банках или на банковские карты в порядке и размерах, утвержденных Федеральным законом РФ. Правильность начисления денежного довольствия военнослужащий может проверить через личный кабинет введя свой личный номер.
Анализ организации работы Единого расчетного центра выявил большое количество проблемных вопросов:
– несвоевременное включение в приказ МО РФ по личному составу и строевой части военнослужащих, вновь принятых на военную службу по контракту, в результате чего задержка выплаты денежного довольствия указанным военнослужащим составляла до четырех месяцев;
– отсутствие механизма удержаний из денежного довольствия военнослужащих, привлеченных приказами командиров воинских частей к материальной ответственности;
– программный продукт «SAP» не охватывает весь спектр проблем по начислению денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу Министерства обороны;
– вопросы вызывает квалификация персонала, нуждающаяся в повышении своего уровня;
– не до конца отработаны процессы взаимодействия с кадровыми органами Министерства обороны;
– недостаточная организация внутреннего контроля;
– не разграничены полномочия с управлениями финансового обеспечения;
– не разработаны многие внутренние регламенты, описывающие порядок взаимодействия структурных подразделений центра. [2]
Несмотря на указанные ошибки и нарушения, создание Единого расчетного центра Министерства обороны РФ доказывает, что построение эффективной системы обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ является одной из главных задач нашего государства. Обеспечения денежным довольствием воинского труда через ЕРЦ МО РФ направление очень перспективное. В его работе еще немало изъянов и она нуждается в дальнейшей корректировке.
Механизм финансового обеспечения Вооруженных сил в целом, и войскового звена в частности является частью единого экономического механизма страны и выступает как его подсистема. При более широком рассмотрении механизма финансово-экономического обеспечения можно сделать вывод, что он представляет собой взаимосвязь и взаимодействие совокупности элементов финансового обеспечения, средств, условий и факторов, способствующих осуществлению и оптимизации финансовых процессов, одновременно это система финансовых отношений и форм, посредством которой реализуется совокупность интересов государства и действуют законы экономики. Узким подходом к понятию механизм финансово-экономического обеспечения является экономическая категория.
Литература:
- Воробьев В. В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения. — СПб.: ГУЭФ. — 2013. — 416 с.
- Хорев В. П., Горева О. Е. Механизм функционирования системы финансово- экономического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации [Электронный ресурс].
- Приказ министра обороны от 3 октября 2011 года № 1771 «О создании Единого расчетного центра МО РФ (ЕРЦ)».
- Указания МО от 30.12.2012 г. № 205/2/835 «Правила согласования сотрудниками управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и их структурных подразделений проектов приказов (по строевой части) командиров воинских частей ВС РФ».
- Федеральный Закон РФ от 07.11.2011 г. № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 г. № 2700 «Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ».