В статье проанализирована система социальной защиты военнослужащих и членов их семей, об основных элементах этой системы. Сформулирован вывод о наличии качественной нормативно-правовой базе существующей системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Ключевые слова: военная служба, военнослужащий, выплата, денежное довольствие, контракт, призыв, обязательное государственное страхование, оклад, пенсия, резерв, социальная защита, социальная гарантии и компенсация, социальные права, член семьи.
Вооруженные силы предоставляют военнослужащим, как контрактникам, так и призывникам, ряд финансовых и социальных преимуществ, включая денежное содержание, основанное на их звании и должности, а также дополнительные выплаты и надбавки. В рамках обязательного государственного страхования, военные получают защиту на случай травм или увечий, полученных во время службы. После увольнения с военной службы, они имеют право на получение пенсии, с учетом отслуженного времени [1]. Важно подчеркнуть, что для военнослужащих существует единая система социальной защиты, материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе, в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации имеют право устанавливать дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, российским гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Социальные выплаты и гарантии полагаются:
– военнослужащим;
– гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ;
– Лицам, освобожденным от выполнения обязанностей в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях. [5]
Социальные гарантии и компенсационные выплаты охватывают семьи военнослужащих. К членам семьи относятся:
– супруга, супруг;
– несовершеннолетние дети;
– дети, достигшие 18 лет, имеющие статус инвалидов с периода до наступления совершеннолетия;
– студенты до 23 лет, получающие очное образование.
– лица, находящиеся на содержании у военнослужащих.
Указами Президента социальные гарантии и компенсации могут распространяться на лиц, участвующих в добровольческих объединениях, способствующих реализации задач, порученных Вооруженным Силам РФ, а также на их семьи. Эти меры поддержки активизируются во время мобилизации, при введении военного положения, в период военных действий, в случае возникновения вооруженных конфликтов, в ходе выполнения контртеррористических миссий или когда Вооруженные Силы РФ задействованы за пределами страны. [5]
Участникам вооруженных сил, включая вышедших на пенсию, участникам боевых действий на территориях других государств, а также тем, кто служил в экстремальных условиях или во время вооруженных конфликтов, предоставляются расширенные социальные льготы и выплаты. Военнослужащие, попавшие в плен или взятые в заложники, а также интернированные в нейтральных территориях, продолжают получать финансовую и прочую поддержку. Эти выплаты перечисляются членам их семей, с которыми они проживают, пока не будет выяснена полная картина их удержания в плену или заложниках, интернирования, освобождения, или пока они официально не будут признаны пропавшими без вести или объявлены умершими. [6]
Важно подчеркнуть, что что военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей обладают полным спектром социальных прав и льгот, закрепленных для граждан Российской Федерации. В случае если они имеют законное основание для получения аналогичных социальных преференций или денежных выплат по нескольким основаниям, они вправе выборочно воспользоваться одним из предложенных вариантов.
Система социальной защиты, включающая в себя льготы и гарантии для активного военного состава, лиц, отставших от военной службы, а также для их семейных членов, охватывает:
– осуществление социальных прав, обеспечение социальных гарантий и выплату компенсаций государственными органами, федеральными структурами, органами военного управления, органами местного самоуправления;
– усовершенствование механизмов и институтов социальной защиты;
– охрану жизни и здоровья, иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Реализация мер социальной защиты является обязанностью командиров. В осуществлении социальных гарантий могут принимать участие общественные организации. К социальным гарантиям относятся:
– право на труд;
– отдых;
– денежное довольствие;
– отдельные выплаты;
– финансовая поддержка для лиц, мобилизованных на военные учения, и для лиц, пребывающих в резерве;
– на охрану здоровья и медицинскую помощь;
– на образование;
– на культуру.
В структуре социального обеспечения ключевую роль играет денежное довольствие военнослужащего. [6] Для призывников денежное довольствие включает в себя базовый оклад, определяемый занимаемой воинской должностью, и серию дополнительных компенсаций. К таковым относятся ежемесячные доплаты за выполнение функций командования, управление воинским подразделением, участие в операциях, связанных с повышенным риском для жизни или здоровья в условиях мирного времени, а также за обработку информации, которая относится к категории государственной тайны.
Оплата труда военнослужащих-контрактников включает начисления по двум основным составляющим: размеру оклада, зависящему от звания, и окладу, определяемому занимаемой должностью. Эти два параметра формируют основу денежного довольствия. К ним добавляются различные виды дополнений и премий. Среди них выделяются надбавки за выслугу лет, которые рассчитываются как процент от общего оклада и увеличиваются с продолжительностью военной службы: 10 % за срок от двух до пяти лет; 15 % за период от пяти до десяти лет; 20 % за десять-пятнадцать лет службы; 25 % после пятнадцати лет, до двадцати; 30 % за двадцать-двадцать пять лет; и 40 % для тех, кто служит свыше двадцати пяти лет. К окладу по воинской должности выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию, квалификационную категорию, квалификационный класс в размере 5 % за третий класс, квалификационную категорию; 10 % — за второй; 20 % — за первый; 30 % — за класс мастера. [6]
Выплачивается ежемесячная надбавка к окладу по воинской должности в размере до 65 % за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; до 100 % за особые условия военной службы; за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время; за особые достижения в службе.
Осуществляется ежегодная материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания. Военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами российской территории, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных российских территориях, устанавливаются повышающие коэффициенты и надбавки к денежному довольствию.
Контрактникам, служащим в регионах Крайнего Севера, а также в зонах схожих условий, в локациях, где преобладают экстремальные климатические и экологические условия — отдаленные уголки, горные вершины, пустыри и аридные территории — выплаты производятся с применением специальных корректирующих коэффициентов и дополнительных процентных надбавок. В расчет финансового вознаграждения, к которому применяются данные повышающие коэффициенты и надбавки, включаются: вознаграждение по званию и должности, компенсации за стаж службы, за профессиональную категорию и класс, за работу с секретными данными, а также за службу в условиях повышенной сложности. Контрактникам, служащим за пределами России, выплаты осуществляются как в иностранной валюте, так и в рублях.
Контрактнику с менее чем 20-летним стажем военной службы при уходе предоставляется разовая выплата, равная двум месячным зарплатам, если же служба превысила 20 лет — выплата увеличивается до семи месячных окладов. Тем, кто награжден государственными наградами и почетными званиями СССР или РФ за время службы, выплата увеличивается на сумму одного месячного оклада. Солдатам-срочникам при демобилизации полагается выплата в размере одного оклада по их воинской должности, а сиротам и детям без родительского попечения — пять окладов.
Военнослужащие подлежат обязательному государственному страхованию жизни и здоровья [3]. Страховыми случаями являются: гибель, смерть застрахованного человека в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; смерть до истечения одного года после увольнения вследствие полученных увечья, ранения, травмы, контузии, заболевания; установление инвалидности в этот период и инвалидности до истечения одного года после увольнения или отчисления; получение увечья, ранения, травмы, контузии; увольнение военнослужащего в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
Страховые выплаты осуществляются в случаях: гибели или смерти застрахованного — на сумму 2 миллиона рублей; при определении степени инвалидности: для лиц с инвалидностью первой группы — 1,5 миллиона рублей, второй группы — 1 миллион рублей, третьей группы — 500 тысяч рублей; за получение серьезного увечья — включая ранения, травмы, контузии — 200 тысяч рублей, за получение менее серьезного увечья — 50 тысяч рублей; при увольнении военнослужащего — 50 тысяч рублей. В случае если при повторном освидетельствовании в инстанции федеральной медико-социальной экспертизы будет выявлена инвалидность, подразумевающая право на большую сумму страховой выплаты, следует доплата до соответствующей суммы.
Военнослужащие получают пенсионное обеспечение, предусматривающее различные категории выплат. Существуют виды пенсий: за выслугу лет; по инвалидности [4]. В случае их гибели или смерти, члены семей становятся получателями пенсии по потере кормильца. Пенсия за выслугу лет начисляется при наличии минимум 20 лет службы, составляя 50 % от денежного содержания, а каждый дополнительный год сверх двадцати повышает пенсию на 3 %, до предела в 85 %. Если военный обладает общим стажем работы не менее 25 лет, из которых более половины времени приходится на военную службу, пенсия также начинается от 50 % за 25 лет с добавлением 1 % за каждый последующий год. Пенсионные выплаты за выслугу лет увеличиваются для военных, получивших инвалидность из-за службы, с дифференциацией в зависимости от группы инвалидности, а также для тех, кто стал инвалидом вследствие иных обстоятельств, включая общие заболевания. К этим выплатам также применяются дополнительные надбавки для лиц с первой группой инвалидности или возрастом свыше 80 лет, и для пенсионеров, имеющих на иждивении нетрудоспособных родственников, с учетом их количества, но только если эти члены семьи не получают других видов пенсии.
Важно подчеркнуть, что государство обеспечивает социальную защиту родственников умерших или исчезнувших без вести военнослужащих, включая выплату пенсий по потере кормильца. Это право актуально в случаях гибели, кончины или признания безвестно отсутствующим военнослужащего по контракту. Помимо прямых родственников, право на материальную поддержку распространяется и на лиц, осуществляющих уход за несовершеннолетними детьми-инвалидами. Рассматриваются компенсации за невыплаченные средства, в том числе замена продовольственного пайка на денежные выплаты. Закон защищает семьи военнослужащих от выселения, предусматривая предоставление альтернативного благоустроенного жилья, а также компенсацию коммунальных расходов и поддержку в улучшении жилищных условий. Предусмотрены существенные социальные гарантии, включая половину оплаты за санаторно-курортное лечение и возможность бесплатного проезда до места лечения и обратно различными видами транспорта один раз в год.
Таким образом, статья дает целостное представление, в целом, о системе социальной защиты военнослужащих и членов их семей, об основных элементах этой системы. Сформулирован вывод о наличии качественной нормативно-правовой базе существующей системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Вместе с тем, следует совершенствовать законодательство, регулирующее социальную защиту военнослужащих и членов их семей, особенно в условиях проведения боевых военных действий.
Литература:
- Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998, № 22. Ст. 2331.
- Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 30.09.2024) «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 45. Ст. 6336
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2024) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1474
- Закон РФ от 12.02.1993 № 4468–1 (ред. от 13.07.2024) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 328
- Антипьева, Н. В. Понятие и виды социального обеспечения военнослужащих//Российский юридический журнал. 2023. № 1. С 164–174.
- Шеншин В. М., Шеншина Л. А. Некоторые особенности социальной защиты военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2021. № 3. С. 13–20.
- Мананников, Д. Ю. О праве граждан, уволенных с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2019. № 11. С. 30–35.