В данной статье определяется роль бюджетирования, рассматривается процесс составления, согласования и утверждения бюджета в судоремонтных организациях, рассмотрены особенности составления бюджета затрат на оплату труда.
Ключевые слова: бюджетирование, фонд оплаты труда, судоремонтные организации, государственный оборонный заказ, военное представительство.
Роль бюджетирования в управлении компанией состоит в обеспечении информацией о направлениях расходования денежных средств и системе финансовых показателей необходимых ТОП-менеджерам компании для принятия управленческих решений. Чтобы система управления затратами функционировала через механизм бюджетирования, необходимо создать бюджетную модель [2]. На судоремонтных предприятиях необходимо в первую очередь разрабатывать бюджеты по производственным подразделениям, а затем на их основе формировать сводный бюджет предприятия в целом.
При линейно-функциональной системе управления в судоремонтных организациях процесс бюджетирования затрат осуществляется методом встречного планирования (комбинированный метод). Он представляет собой сочетания ретроградного и прогрессивного методов планирования. Комбинированное планирование начинается централизованным движением сверху-вниз и заканчивается обратным децентрализованным направлением. Процесс планирования считается законченным, когда децентрализованное планирование приведет к детализированному общему плану и точному определению поставленных целей.
Схема процесса бюджетирования представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема процесса бюджетирования [6]
На начальном этапе проекты бюджетов разрабатываются в структурных подразделениях организации с последующей корректировкой экономической службой организации, а затем после согласования бюджетным комитетом выносятся на утверждение генеральному директору предприятия, либо военному представительству в случае осуществлении деятельности предприятием в рамках Федерального закона 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 года. При этом бюджет фонда оплаты труда для судоремонтных организаций необходимо разрабатывать как минимум на двух уровнях:
– сводный бюджет расходов на оплату оплаты труда в целом по предприятию по категориям работников;
– бюджет фондов оплаты труда по цехам производства.
Корпоративное бюджетирование подразумевает выполнение ряда процессов: формирование бюджетов, согласование, утверждение и контроль исполнения бюджетов. Преимущества бюджетного планирования очевидны, оно позволяет:
– определить оптимальный объем загрузки производственных цехов;
– осуществлять режим строгой экономии всех видов ресурсов;
– более корректно отражать структуру и величину затрат [3].
Современное внутрифирменное планирование должно охватывать все бизнес-процессы и ресурсы предприятия. Максимально точное бюджетирование может гарантировать принятие верных управленческих решений [3].
Наиболее точный расчет затрат на оплату труда работников предприятия являются важной составляющей при разработке бюджета. Удельный вес этих затрат в стоимости реализованной продукции колеблется от 40 до 75 %.
В связи с этим, процесс бюджетирования в области планирования оплаты труда включает в себя подготовку методической базы в виде нормативно-локальных документов организации, правовые законодательные акты и проведение план-факторного анализа.
Бюджет затрат на оплату труда включает в себя бюджет прямых и косвенных затрат труда. Так как прямые затраты на оплату труда — это оплата труда основных производственных рабочих, то при расчете этих затрат за основу берутся тарифные ставки, нормы выработки и процент выполнения плана основных производственных рабочих. При расчете бюджета косвенных затрат на оплату труда эти затраты собираются по статьям общепроизводственных и общехозяйственных расходов [3].
В современных условиях управление затратами на оплату труда должно осуществляться на основе положений, разработанных в бизнес-плане, составной частью которой является разделы, содержащие информацию об организационной структуре предприятия, об организации управления, о мотивации трудовой деятельности, об организации и оплате труда, а так же отражены планируемые в краткосрочной перспективе виды деятельности и учтены влияния внешних факторов маркетинговой макросреды, на которые предприятие не может воздействовать [4].
В судоремонтных предприятиях, осуществляющих свою деятельность в рамках Федерального закона 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 года сначала необходимо разработать бюджеты затрат структурным единицам (производственным цехам), далее сформировать сводный бюджет для предприятия в целом. При этом важным и ответственным этапом является разработка годового бюджета с поквартальной и помесячной разбивкой средств на оплату труда [1].
Бюджет фонда оплаты труда входит в сквозную систему операционных бюджетов, которая состоит из нескольких функциональных бюджетов: бюджет материальных затрат, бюджет общепроизводственных накладных расходов, прочих расходов и других бюджетов. Эта система бюджетов представляет базу для финансовых бюджетов, отражающих движение денежных средств и прогнозного баланса. С фондом оплаты труда неотъемлемо связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионного, социального и медицинского страхования) и налоговые отчисления (налог на доходы физических лиц) [4].
Технология бюджетирования зависит от принятой в учетной политике метода учета затрат. Если в учетной практике применяется традиционный метод учета затрат и калькулирования полной себестоимости, то в этом случае может составляться бюджет прямых затрат труда производственных рабочих и бюджет косвенных затрат труда специалистов и руководителей, отраженных в конкретных статьях по бюджету «Общепроизводственные расходы» и бюджету «Общехозяйственные расходы» [4].
Если в учетной политике закрепляется принцип деления затрат на условно-постоянные и условно-переменные, то в этом случае необходимо составлять бюджеты по видам и формам заработной платы [1].
Процесс согласования и утверждения сводного бюджета судоремонтных предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках Федерального закона 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 года, может проходить по-разному. Военное представительство может:
– утверждать представленный проект бюджета без изменений.
– корректировать представленный проект бюджета и после этой процедуры его утверждать.
– направлять бюджет на доработку с указанием новых сроков представления его проекта [1].
Специалисты военного представительства проверяют расчеты и выявляют факты существенного изменения планируемой величины расходов по сравнению с аналогичной величиной расходов отчетного периода. Если отклонения установлены, то специалисты направляют руководителям судоремонтных предприятий предложения по устранению указанных несоответствий. Руководители либо предоставляют скорректированные в бюджетах показатели, либо указывают причину превышения этого лимита и предоставляют военному представительству подробную расшифровку предстоящих расходов по указанной статье затрат.
Скорректированный сводный бюджет утверждает генеральный директор предприятия и главный специалист военного представительства. После окончательного утверждения бюджета экономическая служба производит:
– калькуляцию по видам продукции (услуг) по номенклатурным группам;
– распределение накладных расходов между структурными подразделениями.
Таким образом, система бюджетирования на предприятии выполняет не только планово-аналитическую и контрольную функцию, но и мотивационную. Необходимо, чтобы руководители структурных подразделений были объективно заинтересованы в экономии текущих затрат [5]. В составе операционных бюджетов особое место занимает сводный бюджет затрат на оплату труда, так как он дает возможность управлять этими затратами, выбирать оптимальные формы ее организации как одного из основных факторов производства.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.201 г. № 275-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О государственном оборонном заказе» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/;
- Данилов И. А. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии: учебное пособие / И. А. Данилов. — Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2020. — 223 с.: ил. — Терминол. слов.: с. 202–215. — Библиогр.: с. 216–223. — ISBN 978–5–7271–1637–1.;
- Либерман, И. А. Планирование на предприятии [Текст]: учебное пособие / И. А. Либерман. — 3-е изд. — Москва: ИНФРА-М: РИОР, [2010]. — 204 с.: ил. — (Только лучшие книги). — ISBN 978–5–369–00587–3 ((РИОР)). — ISBN 978–5–16–003768–4 ((ИНФРА-М));
- Мухаметгалиев С. И., Пирогова С. В. Бюджетирование затрат труда в агрохолдинговых организациях // Инновационная наука. 2017. № 2–1/2017 ISSN 2410–6070. С. 214–216;
- Нестулаева Д. Р., Шлычков В. В. Современные концепции оценки эффективности управления промышленным предприятием // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. № 2 (2). С. 41–50;
- Носкова Н. Ю. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в различных отраслях производственной деятельности: учебное пособие / Н. Ю. Носкова. — Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного технического университета, 2009. — 124 с.: — URL: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2010/Noskova.pdf.