Последовательный анализ динамики внешней торговли России по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций
Авторы: Минченко Лидия Викторовна, Кандратова Татьяна Александровна
Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2017)
Дата публикации: 10.01.2017
Статья просмотрена: 1151 раз
Библиографическое описание:
Минченко, Л. В. Последовательный анализ динамики внешней торговли России по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций / Л. В. Минченко, Т. А. Кандратова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 130-134. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11679/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье проведен последовательный анализ динамики внешней торговли России, структуры импорта и экспорта по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций. Рассмотрено изменение товарных отношений в данном сегменте между Россией и Украиной, вызванное политическими и экономическими факторами.
Ключевые слова: экспорт, импорт, суда, лодки, внешний товарооборот, баланс внешней торговли, сальдо внешнеторгового баланса
Исторически сложилось, что на каждом этапе развития России морской флот играет немаловажную роль как в экономической, так и в политической составляющей государства. И военный, и гражданский флот был, есть и остается одним из показателей стратегической мощи государства и обеспечивает ее экономическую автономность.
В последнее время тема замены импортной продукции на отечественную не теряет своей актуальности, а наоборот, становится все более обсуждаемой. Во всех отраслях экономики разрабатываются программы по импортозамещению, ориентиры смещаются в сторону отечественного продукта. Отрасль судостроения, также не осталась в стороне.
Впервые Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), которая объединяет более 80 % судостроительных проектов в России, получила прибыль более 1,2 миллиарда рублей в 2013 году [2]. Незадолго до итогов 2013 года с политической и экономической точки зрения правительством Российской Федерации было решено дать старт развитию отечественного судостроения как военного, так и гражданского. Как видно из таблицы 1, главным торговым партнером России в данном сегменте по итогам 2013 г. была Украина с долей в общем товарообороте более 11 %.
Таблица 1
Основные торговые партнеры России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций в 2013г.
Страна-контрагент |
Импорт |
Экспорт |
Товарооборот |
Доля вобщем товарообороте |
Страны СНГ (10) |
244063860 |
740106928 |
984170788 |
22,29 |
Страны Дз (84) |
1869484348 |
1560729017 |
3430213365 |
77,71 |
Основные торговые партнеры 2013 г. |
||||
Украина |
194322648 |
302468407 |
496791055 |
11,25 |
Туркменистан |
0 |
403662492 |
403662492 |
9,14 |
Индия |
0 |
359102211 |
359102211 |
8,13 |
Вьетнам |
0 |
342805516 |
342805516 |
7,77 |
Китай |
249831159 |
48671354 |
298502513 |
6,76 |
Финляндия |
292562640 |
1657473 |
294220113 |
6,67 |
Республика Корея |
280559111 |
3427394 |
283986505 |
6,43 |
Япония |
34336313 |
239838820 |
274175133 |
6,21 |
Турция |
198351272 |
37408325 |
235759597 |
5,34 |
Норвегия |
180158464 |
2660691 |
182819155 |
4,14 |
Португалия |
2236994 |
178423475 |
180660469 |
4,09 |
ОАЭ |
164543094 |
0 |
164543094 |
3,73 |
Эстония |
2154974 |
121431973 |
123586947 |
2,80 |
Но к концу 2014 года ситуация начала меняться. Товарооборот с Украиной снизился на 42 %. Это можно объяснить сложившейся политической обстановкой в стране, а именно — начавшийся в апреле 2014 года вооруженный конфликт на востоке Украины. Доля Украины в общем товарообороте России по данному сегменту снизилась на 2,15 %. В то же время выросли поставки судов, лодок и плавучих конструкций во Вьетнам, доля которого в общем товарообороте выросла на 11,55 %. Высокий уровень экспорта во Вьетнам обусловлен крупным заказом, контракт на который был подписан в декабре 2009 года на поставку стоимостью около 1,8 млрд. долл. для ВМС Вьетнама шести дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636.1, три из которых были отгружены в 2013–2014 гг. [1].
Таблица 2
Основные торговые партнеры России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций в 2014г.
Страна-контрагент |
Импорт |
Экспорт |
Товарооборот |
Доля вобщем товарообороте |
Страны СНГ (10) |
220 933 571 |
281 224 413 |
502 157 984 |
16,09 |
Страны Дз (84) |
1 464 435 136 |
1 153 648 514 |
2 618 083 650 |
83,91 |
Основные торговые партнеры 2014 г. |
||||
Вьетнам |
0 |
602 951 789 |
602 951 789 |
19,32 |
Украина |
220 210 956 |
63 807 473 |
284 018 429 |
9,10 |
Республика Корея |
187 119 311 |
74 483 511 |
261 602 822 |
8,38 |
Турция |
134 031 478 |
127 440 656 |
261 472 134 |
8,38 |
Норвегия |
199 808 057 |
34 159 907 |
233 967 964 |
7,50 |
Туркменистан |
0 |
192 151 538 |
192 151 538 |
6,16 |
Китай |
171 692 744 |
7 657 396 |
179 350 140 |
5,75 |
Нидерланды |
176 538 408 |
2 509 073 |
179 047 481 |
5,74 |
Германия |
130 481 260 |
36 388 486 |
166 869 746 |
5,35 |
Финляндия |
99 145 466 |
1 384 828 |
100 530 294 |
3,22 |
В 2015 году Вьетнам по прежнему является главным торговым партнером России. Четвертая подлодка (HQ-185 «Дананг») была отправлена во Вьетнам 14 мая 2015 года [1].
Доля Украины в общем товарообороте снизилась еще на 6,53 % (общее снижение с 2013 г. составляет 8,68 %). Конфликта на востоке привел к сокращению экономики Украины в 2014 году на 7–7,5 %. По итогам первого квартала 2015 года, четверть промышленности страны остановлена, десятая часть разрушена, что повлияло на внешние торговые отношения Украины как с Россией, так и с другими странами. Кроме этого, в 2015 году Украина в одностороннем порядке прекратила поставки ранее оплаченных газотурбинных двигателей (ГТД) для российских фрегатов, что снизило импорт более чем на 50 %.
Таблица 3
Основные торговые партнеры России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций в 2015г.
Страна-контрагент |
Импорт |
Экспорт |
Товарооборот |
Доля вобщем товарообороте |
Страны СНГ (10) |
103 955 438 |
9 731 693 |
113 687 131 |
2,83 |
Страны Дз (84) |
2 022 386 661 |
1 877 655 569 |
3 900 042 230 |
97,17 |
Основные торговые партнеры 2015 г. |
||||
Вьетнам |
0 |
603 056 196 |
603 056 196 |
15,02 |
Япония |
37 131 457 |
391 253 674 |
428 385 131 |
10,67 |
Германия |
399 009 044 |
9 436 853 |
408 445 897 |
10,18 |
Норвегия |
383 864 302 |
4 652 116 |
388 516 418 |
9,68 |
Испания |
303 707 485 |
2 016 496 |
305 723 981 |
7,62 |
Китай |
211 462 027 |
17 408 462 |
228 870 489 |
5,70 |
Нидерланды |
33 326 819 |
161 237 410 |
194 564 229 |
4,85 |
Финляндия |
165 121 732 |
2 268 709 |
167 390 441 |
4,17 |
Республика Корея |
4 727 434 |
140 678 481 |
145 405 915 |
3,62 |
Турция |
60 495 884 |
51 455 144 |
111 951 028 |
2,79 |
Украина |
101 654 633 |
1 316 343 |
102 970 976 |
2,57 |
За 9 месяцев 2016 года лидерами в общем товарообороте по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций стали Корея и Япония. Поставки во Вьетнам за 9месяцев 2016 года присутствовали, но не осуществлялись поставки заказанных ранее подлодок. Причиной отсутствия поставки одной из подлодок во Вьетнам стало отсутствие газотурбинных двигателей, которые должна была (отказалась) поставлять Украина [4]. Взамен украинских двигателей, на корабли «Гепард» для вьетнамского флота было принято решение поставить немецкие двигатели MTU-8000 [Таблица 5]. Украина за данный период снизила долю в общем товарообороте еще на 1,21 % [Таблица 6].
Таблица 5
Основные торговые партнеры России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций за 9 мес. 2016г.
Страна-контрагент |
Импорт |
Экспорт |
Товарооборот |
Доля вобщем товарообороте |
Страны СНГ (10) |
244 955 205 |
4 171 599 |
249 126 804 |
11,82 |
Страны Дз (84) |
1 266 166 877 |
592 946 497 |
1 859 113 374 |
88,18 |
Основные торговые партнеры за 9 мес. 2016 г. |
||||
Республика Корея |
197 827 633 |
75 429 604 |
273 257 237 |
12,96 |
Япония |
61 887 104 |
188 088 303 |
249 975 407 |
11,86 |
Туркменистан |
214 513 422 |
184 348 |
214 697 770 |
10,18 |
Норвегия |
210 723 102 |
2 370 082 |
213 093 184 |
10,11 |
Нидерланды |
140 187 647 |
42 324 |
140 229 971 |
6,65 |
ОАЭ |
132 209 459 |
58 497 |
132 267 956 |
6,27 |
Китай |
98 271 812 |
2 476 064 |
100 747 876 |
4,78 |
Таблица 6
Положение Украины как торгового партнера России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций за 9 мес. 2016г.
Страна-контрагент |
Импорт |
Экспорт |
Товарооборот |
Доля вобщем товарообороте |
Украина |
28 417 051 |
450 624 |
28 867 675 |
1,36 |
За период с 2013 г. по сентябрь 2016 г. основные торговые партнеры России по купле-продаже судов претерпевали значительные изменения. Бывший лидер партнерских отношений в данной сфере — Украина, на сегодняшний день снизила свою долю в общем товарообороте с 11,25 % до 1,36 %. В то же время повысили свои доли Республика Корея и Япония, на 6,53 и 5,65 процентов соответственно. Наиболее стабильные партнерские отношения, исходя из анализа товарооборота за 2013–2015 годы, Россия поддерживает с Финляндией, Турцией, Норвегией и Китаем.
Таблица 7
Динамика внешней торговли России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций 2013г.— сентябрь 2016г.
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
9 мес. 2016 |
Товарооборот |
4 414 384 153 |
3 120 241 634 |
4 013 729 361 |
2 108 240 178 |
Экспорт |
2 300 835 945 |
1 434 872 927 |
1 887 387 262 |
597 118 096 |
Импорт |
2 113 548 208 |
1 685 368 707 |
2 126 342 099 |
1 511 122 082 |
Сальдо |
187 287 737 |
-250 495 780 |
-238 954 837 |
-914 003 986 |
Кэфф. покрытия |
1,09 |
0,85 |
0,89 |
0,39 |
Помимо товарооборота (суммы экспорта и импорта) показателями внешней торговли являются сальдо торгового баланса и коэффициент покрытия импорта экспортом. Сальдо торгового баланса — это разница между экспортом и импортом. Положительное сальдо торгового баланса означает превышение экспортирования над импортом (страна больше продает, чем покупает). Отрицательное сальдо торгового баланса — превышение импорта над экспортированием (страна больше покупает, чем продает). Коэффициент покрытия импорта экспортом — это отношение доходов от экспорта к расходам на импорт.
В 2013 году по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций Россия имела положительное сальдо торгового баланса, и коэффициент покрытия 109 %, то есть продажи на внешнем рынке превышали покупки. В 2014 году и далее сальдо торгового баланса имеет отрицательное значение, как и коэффициент покрытия, равный в 2014 и 2015 гг. 85 и 89 процента соответственно.
Как говорилось ранее, в сфере оснащенности государства и гражданского населения судами, лодками и плавучими конструкциями был взят курс на импортозамещение. Импорт в стоимостном выражении в 2014 году по сравнению с 2013 годом действительно стал ниже, как и экспорт. Объяснить это можно резким повышением курса доллара в 3 квартале 2014 г. Покупать заграничные суда и лодки в данный период было слишком дорого в переводе на российские рубли, а продавать — слишком дешево. Любые операции на внешнем торговом рынке являлись крайне невыгодными.
К моменту стабилизации курса доллара и нахождении его на одной отметке (конец 2015 г.), импорт и экспорт показал повышение, но сальдо торгового баланса и коэффициент покрытия по прежнему были отрицательными из-за превышения импорта над экспортом.
За прошедшие 9 месяцев 2016 г. экспортные операции по продаже судов и лодок показали очень низкие значения, а сальдо торгового баланса является отрицательным на сумму почти 1 млрд. долл. США.
Низкий коэффициент покрытия (39 %) за первые 9 мес. 2016 г. можно объяснить снижением производства судов на экспорт в пользу производства судов военного назначения для собственных нужд государства. В связи с этим и произошел рост импорта в данном направлении.
Россия, на сегодняшний день, пополняет Черноморский и Балтийский флот новыми боевыми кораблями и отечественные судостроительные заводы имеют преимущественно государственные заказы, не направленные для продажи в зарубежные страны.
Для увеличения экспорта и уменьшения импорта, и, как следствие, повышения коэффициента покрытия, требуется увеличить объемы гражданского судостроения, а именно производство маломерных судов, пароходов, торговых судов, лайнеров и т. д. На сегодня, доля России на мировом рынке гражданского судостроения составляет всего лишь 0,3 %. А в общем объеме собственного производства судов всего лишь 10 % приходится на суда и лодки гражданского назначения, остальное — суда военного назначения.
Литература:
- Во Вьетнам прибыла четвертая российская подводная лодка проекта 636.1 // Мировое политическое шоу. URL: https://mpsh.ru/1333-vo-vetnam-pribyla-chetvertaya-rossiyskaya-podvodnaya-lodka-proekta-6361.html (дата обращения: 15.12.2016).
- Корабельный ренессанс России // Российская газета — Федеральный выпуск № 6288 (16). URL: https://rg.ru/2014/01/27/pribyl.html (дата обращения: 16.12.2016).
- Статистика внешней торговли России по товарной группе «Суда, лодки и плавучие конструкции» // Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/ (дата обращения: 01.12.2016).
- Украина сорвала поставку российских сторожевых кораблей класса «Гепард» в интересах Вьетнама // Военный информатор. URL: http://military-informant.com/navy/ukraina-sorvala-postavku-rossiyskih-storozhevyih-korabley-klassa-gepard-v-interesah-vetnama.html (дата обращения: 22.12.2016).
Ключевые слова
экспорт, импорт, сальдо внешнеторгового баланса, суда, лодки, внешний товарооборот, баланс внешней торговлиПохожие статьи
Направления и развитие ВЭД в Ростовской области
В статье проводится анализ существующих определений внешнеэкономической деятельности с позиций права как России, так и некоторых стран, участников СНГ. Проведен анализ динамики и структуры внешней торговли Ростовской области, изучены результаты внешн...
Анализ транспортной работы по перевозке грузов и пассажиров по территории РФ с 2009 по 2019 гг. Влияние эпидемиологической ситуации на работу транспорта и оценка экономических убытков
В статье проанализированы статистические данные по грузообороту и пассажирообороту в нашей стране по последние 11 лет и первое полугодие 2020 г. Рассмотрено влияние эпидемиологических государственных карантинных мер на работу транспорта по выполнению...
Анализ импортозамещения в России
В данной статье рассмотрена сущность импортозамещения в России, предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Дано определение понятия “импортозамещение”, ...
Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота государств-членов ЕАЭС
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты состояния внешней торговли Евразийского экономического союза. Авторами изучена методология ведения статистики внешней торговли ЕАЭС, проведен регрессионный анализ влияния курса доллара на ...
Основные торгово-экономические партнеры России
В данной статье проводится анализ основных торгово-экономических партнеров России. Автор дает обобщенную характеристику внешнеторговых связей России c ее основными партнерами: Китаем, Германией, Францией, Италией, Индией, Бразилией. Значительное вним...
Влияние геополитических процессов 2022 года на экономическую безопасность РФ
В настоящей статье проводится анализ влияния геополитических процессов на экономическую безопасность РФ. На основе исследования динамики внешней торговли России в последние 5 лет оценивается уровень влияния на нее глобализации. На основе сравнения ко...
Влияние санкций на структуру внешнеторгового оборота Российской Федерации
В России внешнеторговая деятельность в последние годы сталкивается со значительным санкционным давлением, усиление которого произошло в начале 2022 года. Взаимные межстрановые санкционные ограничения как барьеры в современной международной торговле я...
Тенденции развития внешней торговли Украины после вступления в ВТО
В статье делается анализ развития экономики Украины в первые годы после вступления в ВТО, определяются механизмы, принятые экономикой Украины, приведены показатели внешней торговли.
Россия в сфере международной торговли услугами
В данной статье рассматривается внешнеэкономическая деятельность России, а именно международная торговля услугами. Приводится общая ситуация на международном рынке услуг и положение России на этом рынке. Выделяются некоторые проблемы развития торговл...
Комплекс тенденций развития мирового рынка высокотехнологичной продукции
В данной статье рассматривается комплекс тенденций развития мирового рынка высокотехнологичной продукции, проведен анализ внешнеэкономических показателей стран-лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции. На основании анализа тенденций развития...
Похожие статьи
Направления и развитие ВЭД в Ростовской области
В статье проводится анализ существующих определений внешнеэкономической деятельности с позиций права как России, так и некоторых стран, участников СНГ. Проведен анализ динамики и структуры внешней торговли Ростовской области, изучены результаты внешн...
Анализ транспортной работы по перевозке грузов и пассажиров по территории РФ с 2009 по 2019 гг. Влияние эпидемиологической ситуации на работу транспорта и оценка экономических убытков
В статье проанализированы статистические данные по грузообороту и пассажирообороту в нашей стране по последние 11 лет и первое полугодие 2020 г. Рассмотрено влияние эпидемиологических государственных карантинных мер на работу транспорта по выполнению...
Анализ импортозамещения в России
В данной статье рассмотрена сущность импортозамещения в России, предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Дано определение понятия “импортозамещение”, ...
Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота государств-членов ЕАЭС
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты состояния внешней торговли Евразийского экономического союза. Авторами изучена методология ведения статистики внешней торговли ЕАЭС, проведен регрессионный анализ влияния курса доллара на ...
Основные торгово-экономические партнеры России
В данной статье проводится анализ основных торгово-экономических партнеров России. Автор дает обобщенную характеристику внешнеторговых связей России c ее основными партнерами: Китаем, Германией, Францией, Италией, Индией, Бразилией. Значительное вним...
Влияние геополитических процессов 2022 года на экономическую безопасность РФ
В настоящей статье проводится анализ влияния геополитических процессов на экономическую безопасность РФ. На основе исследования динамики внешней торговли России в последние 5 лет оценивается уровень влияния на нее глобализации. На основе сравнения ко...
Влияние санкций на структуру внешнеторгового оборота Российской Федерации
В России внешнеторговая деятельность в последние годы сталкивается со значительным санкционным давлением, усиление которого произошло в начале 2022 года. Взаимные межстрановые санкционные ограничения как барьеры в современной международной торговле я...
Тенденции развития внешней торговли Украины после вступления в ВТО
В статье делается анализ развития экономики Украины в первые годы после вступления в ВТО, определяются механизмы, принятые экономикой Украины, приведены показатели внешней торговли.
Россия в сфере международной торговли услугами
В данной статье рассматривается внешнеэкономическая деятельность России, а именно международная торговля услугами. Приводится общая ситуация на международном рынке услуг и положение России на этом рынке. Выделяются некоторые проблемы развития торговл...
Комплекс тенденций развития мирового рынка высокотехнологичной продукции
В данной статье рассматривается комплекс тенденций развития мирового рынка высокотехнологичной продукции, проведен анализ внешнеэкономических показателей стран-лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции. На основании анализа тенденций развития...