Основные проблемы участников внешнеэкономической деятельности в сфере валютно-кредитной политики
Практически каждый из участников внешнеэкономической деятельности сталкивается с проблемами при осуществлении той или иной операции на внешнем рынке. Рассмотрим проблемы валютно-кредитной политики Вьетнама. Финансовый рынок Вьетнама еще требует некоторого развития до мирового уровня, что тормозится по некоторым причинам. Для роста рынка до мирового уровня требуется провести ряд эффективных решений в сфере денежно-кредитной политики, в частности, необходимо развивать финансовые институты:
Денежный рынок. Данный рынок включает в себя межбанковский рынок национальной валюты, межбанковский рынок иностранной валюты, рынок казначейских векселей.
Рынок ценных бумаг. Рынок ценных бумаг являлся одним из источников привлечения средств в госбюджет. Сегодня данный рынок включает в себя 2 биржи, расположенные в разных городах [5].
Также для развития денежно-кредитной политики Вьетнаму необходимо бороться с долларизацией экономики. Такое явление означает широкое применение доллара США при платежных и расчетных операциях внутри страны. Чтобы Вьетнаму поддержать стабильность покупательной способности национальной денежной единицы необходимо взять под контроль предложение денег, чему и мешает присутствие доллара внутри страны [7].
Для определения уровня долларизации Вьетнама необходимо узнать объем иностранной валюты в обращении и соотнести его с объемом вкладов в национальной валюте — вьетнамском донге. Фактически, это очень сложно рассчитать по причине отсутствия данных в открытых источниках, но Вьетнам признан страной с неофициальной долларизацией.
Существуют также проблемы платежного баланса Вьетнама. Его дефицит является объектом пристального внимания. Данная ситуация сложилась из-за роста отрицательного внешнеторгового сальдо, ограниченных резервов страны и неумелого управления макроэкономикой властями Вьетнама. Однако в последнее время наблюдаются положительные тенденции, так как увеличились денежные переводы во Вьетнам.
Также можно рассмотреть влияние бюджетной политики на денежно-кредитную. Рассматривая бюджетную политику в долговременном периоде, то можно с уверенностью сказать, что она оказывает влияние на стабильность денежно-кредитной политики.
При некорректных расчетах в бюджетной политике могут возникнуть пробелы в разработке стратегических целей денежно-кредитной политики. Если ожидать высокого и стабильного дефицита бюджета при больших долговых потребностях правительства, можно существенно снизить уровень доверия к экономике и это может спровоцировать появление рисков, оказывающих влияние на устойчивость финансового рынка. В отсутствии доверия к финансовой стабильности правительства может спровоцировать появлению факторов, которые могут вызвать дисбаланс на рынке ценных бумаг, рынке иностранной валюты и даже разрушение денежного механизма. Также бюджетная политика воздействует на потоки капиталов других государств и способность центрального банка исполнять контрольную функцию за инвалютными потоками. Нерациональный приходно-расходный бюджет негативно отразится на эффективности распределения ресурсов и умножит риски, связанные с международными потоками капиталов.
В условиях Вьетнама очень сложно проанализировать краткосрочную перспективу влияния бюджетной политики на передаточные каналы денежно-кредитной политики. Исходя из этого, эту ситуацию можно понять только на основе экономической теории.
Что касается России, можно отметить, что в 2014 году контекст экономического сотрудничества России с рядом стран резко изменился. Отрицательная реакция западных стран и их союзников на военно-политическую ситуацию в Украине и оценка этих событий российским руководством обусловили принятие последовательных решений, оказавших влияние напрямую на внешнеэкономическую деятельность РФ, введение серьёзных санкций, ограничение участия российских компаний и организаций в торгово-инвестиционном и технологическом сотрудничестве.
Однако, введенные против России санкции не так однозначны.
Во-первых, санкции усиливают тенденцию к импортозамещению в РФ, особенно это касается сфер, особо зависимых от иностранных технологий (энергетика, биотехнологии, фармацевтика, сельское хозяйство и т. д.). Говоря о реализации потенциала импортозамещения, следует отметить, что предприятия, занимающиеся импортными закупками, не могут «покупать российские», так как необходимы средства, сырье, комплектующие, машины и оборудование для их производства на территории России.
В связи со сложившейся ситуацией Правительство России в лице Минэкономразвития приняло меры, ориентированные на развитие импортозамещения внутри страны. Это подтверждается фактом создания комплекса наиболее приоритетных инвестиционных проектов, содействующих импортозамещению, положительной динамике экспорта, а также развитию в области технологий.
Во-вторых, санкции ограничивали взаимоотношения и выход компаний на зарубежные рынки. Барометром изменений во внешнеэкономическом сотрудничестве России с мировыми державами является внешнеторговая деятельность, действенность которой можно оценить по внешнеторговому обороту.
Принимая во внимание убеждения российского руководства в отношении внешнеторговой политики с ключевыми странами-партнерами, планов по сокращению экспорта нет. Из-за ответных санкций против ряда развитых стран, с одной стороны, а также из-за ослабления рубля и снижения спроса на внутреннем рынке из-за роста цен — с другой стороны, российский импорт будет иметь тенденцию снижаться. Однако это снижение не будет значительным для стран-контрагентов: торговый баланс планируется быть в плюсе.
Современное состояние экономики РФ неукоснительно нуждается в разработке системы эффективных решений в ключевых областях развития, отвечающих вызовам международной экономической среды, что, в свою очередь, позволит стране занять свое законное место в международной экономической деятельности.
Таким образом, в настоящее время влияние санкционных мер против России сложно предсказать, но нельзя недооценивать их совокупный эффект.
Необходимо понимать, что если они задержатся во времени, они могут очень негативно сказаться на экономике в дальнейшем. Но стоит отметить тот факт, что санкции, ухудшающие ситуацию в российской экономике, не являются коренной причиной ее нынешнего состояния.
Что касается перспектив во внешнеэкономической деятельности, то для России сегодня имеется благополучная обстановка для развития взаимоотношений как с развитыми, так и с развивающимися государствами. Причиной этого послужила невозможность отнесения экономики России ни к одной из вышеуказанных категорий. Ожидается, что роль России на международном рынке будет расти. Но улучшение экономической ситуации может привести Россию к ряду трудностей. Например, слаборазвитые инновационные технологии.
Для других участников внешнеэкономической деятельности экономические санкции относятся к инструментам, опасным со всех сторон, так как в данном случае страдает не только государство, против которого введены санкции, но и сама страна, которая ввела их. В качестве примера можно привести санкции против России, введенные США и Европой. По факту выходит, что страны Европы и США тоже многое потеряли от этих санкций, так как были крупным экспортёром для них. В частности, продажи сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров резко упали. Более того, влияние санкций не может быть оценено только через призму негатива. Санкции, введенные против России, стимулировали наше производство и дали толчок развитию сельского хозяйства, промышленности и логистики.
Пути совершенствования валютно-кредитных механизмов в условиях глобализации
Роль международных учреждений в регулировании вопросов, касающихся проблем в валютно-кредитной системе мировой экономики очень важна. Так, Международный валютный фонд несет в себе важнейшую роль в валютно-финансовой системе мира. Так как МВФ функционирует очень давно, то как и любая крупная международная компания, отвечающая за глобальные процессы, протекающие в мире, периодически требует пересмотра своей структуры, направлений деятельности, финансовых составляющих.
Международный валютный фонд существует уже более 75 лет и за это время проводилось немало реформ для улучшения его деятельности.
Так, в 2005 г. была принята «Среднесрочная стратегия», которая меняла структуру МВФ с помощью реформы квот и голосов. Также были усилены надзорные функции Фонда и приняты меры по минимизации наступления кризисных ситуаций в экономической и финансовых сферах.
2008 г. ознаменовался для МВФ проведением более строгой реформы в отношении структуры квот и голосов. Была внесена новая формула расчета квот, пересмотрена система базовых голосов.
В 2010 г. был принят новый пакет реформ относительно управления и квот. Данные реформы обеспечивали усиление Фонда, повышение его значимости в глазах других стран, обеспечивали его легитимность и надежность. Также было затронуто льготное и нельготное кредитование. Были усовершенствованы гибкие кредитные линии, что позволяло странам-участникам осуществлять быстрый доступ к ресурсам МВФ в критических ситуациях.
В 2011 г. был утвержден План действий, согласно которому директор-распределитель усовершенствовал надзор МВФ, а в 2012 г. на саммите «Большой двадцатки» был предложен ряд мер, согласно которым была расширена надзорная деятельность Фонда, также было принято решение осуществлять интегрированный надзор, который включал в себя многосторонний и двусторонний надзор [4].
Сегодня в условиях циклического развития мировой экономики Международный валютный фонд требует дополнительных реформ по части изменений в нескольких секторах своей деятельности. Чтобы предупредить опасности, необходимо усовершенствовать функционирование Фонда, что очень важно для большинства стран, экономика которых зависит от уровня свободы торговли и экспорта. Стоит отметить, что страны с большим населением, территорией и значительной ролью в мировом спросе и предложении могут существенно повлиять на процессы координации финансовых и торговых условий на мировой арене. К таким странам можно отнести Россию, Китай, Индию.
Фактически, любые решения в МВФ принимаются 85 % голосов. При чем, 17 % из них приходится на США. Это значит, что Америка может воспользоваться своим право вето и приостановить любую инициативу. Иными словами, нарушается принцип многополярности, более того, Россия обладает 2,7 % голосов, а влияние нашей страны на мировую экономику значительнее, чем Штатов. Также США часто пользуется поддержкой Евросоюза, и если отсутствует договорённость хотя бы с кем-либо из них, то все инициативы будут напрасны. Хотя альянс РИК имеет перевес в населении планеты, а это довольно значимый пункт. Поэтому справедливое распределение голосов в Международном валютном фонде является одним из возможных видов реформирования.
Также политика распределения кредитов и условий, на которых они предоставляются, требует пересмотра. Многие страны, взяв займ у МВФ, соглашаются на обязательства, возлагаемые на них при этом. Не всегда ведение предложенной Фондом политики ведет страну к улучшению экономического положения, более того, у политиков фактически связываются руки, когда они полностью зависимы от кредитования МВФ. Постоянное кредитование страны у Фонда может привести к еще худшим последствиям, как, например, ситуация на Украине.
Таким образом, деятельность МВФ в связи со своей неоднозначностью, следует реформировать, согласно желаниям и требованиям участников Фонда. Также, анализируя деятельность Валютного фонда за предыдущие годы, можно выявить основные нюансы и проблемы и постараться устранить их либо свести к минимуму. Во всяком случае, любая крупная система требует постоянных преобразований в связи с постоянно меняющимися условиями в международной финансово-экономической сфере.
Литература:
- П. С. Раджабова Роль ТНК в развитии мировой экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4–3.
- Распоряжение Государственного банка Вьетнама № 19/2014/TT-NHNN от 11.08.2014 г. «О валютном регулировании в области прямых иностранных инвестиций»
- Распоряжение Государственного банка Вьетнама № 15/2011/TT-NHNN от 12.08.2011г. «О перевозе физическими лицами наличных денежных средств в иностранной валюте, вьетнамских донгов при пересечении границы»
- Реформирование Международного валютного фонда в XXI веке: основные направления и приоритеты [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.sovremennoepravo.ru/
- Фам Чунг Нгиа Развитие фондового рынка Вьетнама на современном этапе // Вестник евразийской науки. 2018. № 2.
- Фискальная политика: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика / сост. Котар О. К. // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». — Саратов, 2016.
- Долларизация экономики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.banki.ru/wikibank/dollarizatsiya/
- Глаголева, С. В. Внешнеэкономическая деятельность России: проблемы и тенденции развития / С. В. Глаголева. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-rossii-problemy-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 11.01.2021).