Библиографическое описание:

Александров А. Б., Малиновская А. В. Туристическая отрасль России в условиях современной внешнеполитической и внешнеэкономической нестабильности [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 141-144.



За последние три года туристическая отрасль России претерпела ряд значительных изменений. В условиях внешнеэкономической и внешнеполитической напряжённости население вынуждено искать новые направления отдыха, всё чаще отдавая предпочтение туризму внутри страны или вовсе отказываясь от туристических поездок. Как результат, на сегодняшний день мы можем наблюдать кардинальные изменения не только в направлениях, но и в объемах туристического потока России. Данная статья посвящена анализу развития туристической отрасли России в условиях современной внешнеэкономической и внешнеполитической нестабильности. Проведённое исследование имело своей целью выявление конкретных причин произошедших в туристической отрасли изменений и оценку перспективных направлений развития отрасли.

Начало 2014 года ознаменовалось событиями, необратимо изменившими положение дел в российской экономике. Первым и основным этапом стали события на Украине, последовавшие сразу за окончанием столь ярко прошедших олимпийских игр в Сочи. Сами по себе эти игры являлись сильнейшим толчком к развитию как собственно внутреннего туризма, так и популяризаци России и российских курортов среди иностранцев. Однако украинские события, в том числе присоединение Крыма к России и экономические санкции против России, с одной стороны, добавили ещё одно крайне популярное теперь внутреннее направление — Крымский полуостров, с другой стороны, резко снизило спрос на поездки в европейские страны. В данном случае основополагающую роль сыграли санкции против крупнейших российских банков. Российским финансовым организациям был закрыт доступ к дешёвым валютным кредитам из-за рубежа. Сразу же ощутилась определённая нехватка валюты в российской экономике, вследствие чего доллар и евро сразу же начали ползти вверх по отношению к рублю. Естественно, подорожание валюты сделало менее привлекательным европейские направления для путешественников. Относительное удорожание склонило многих к выбору внутренних направлений для своего отдыха. Однако на данном этапе повышение курса валют не было настолько сильным, чтобы заставить население массово отказаться от поездок в западные страны.

В условиях ограниченного доступа финансовых институтов России к валютным кредитам, экспорт оказался, фактически, единственным источником поступления валюты в российскую экономику. Как и прежде, основным экспортным товаром в России оставалась нефть. И вот, с сентября 2014 года цены на нефть начали своё планомерное падение. Так, если в начале сентября нефть колебалась около 100$ за баррель, то к концу года цена уже была ниже 60$. Разумеется, в сложившихся условиях реакция российской валюты была ужасающей. Валюта, в частности евро, выросла в этот период по отношению к рублю в 1,4 раза — с 49 до 68 рублей за евро. В течение 2015 года стоимость евро сначала опускалась до 53 рублей, затем поднималась до 80 рублей, в среднем она колебалась в районе 70–75 рублей за евро. Это означало, что и стоимость интересующих нас услуг — туристических путёвок в европейские страны, росла примерно с теми же темпами. Большая доля российских граждан в подобных условиях оказалась просто неспособна обеспечить себе отдых за границей.

Ниже приведена статистика, как число выезжающих за границу россиян, росшее с 2009 года, начал падать начиная с 2014 года.

Таблица 1

Количество выезжающих за рубеж из РФ, млн. чел.

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Всего

20,5

24,4

28,5

29,0

34,2

36,5

34,3

39,3

43,7

47,8

54,1

45,9

34,4

туризм

5,6

6,6

6,8

7,8

9,4

11,3

9,5

12,6

14,5

15,3

18,3

17,6

-

Тем не менее, доступными направлениями для российских путешественников оставались традиционно популярные Египет и Турция. Относительна небольшая стоимость туристической поездки, отсутствие визовых преград и отлично подходящий для отдыха климат в этих странах позволили им не только сохранить свои лидирующие позиции, но и значительно укрепить их. Так, если в 2013 году доли Турции и Египта в туристических поездках россиян составляли соответственно 17 % и 10 %, то по итогам 2014 года — уже 19 % и 15 %, по итогам первых 9 месяцев 2015 года — 24 % и 16 %.

Таблица 2

Доля первых 10 стран вобщем турпотоке россиян

Страна

янв -сен 2015г.

Страны

2014г.

Страны

2013г.

Турция

24 %

Турция

19 %

Турция

17 %

Египет

16 %

Египет

15 %

Египет

10 %

Греция

5 %

Греция

6 %

Греция

6 %

Испания

5 %

Испания

6 %

Китай

6 %

Германия

4 %

Таиланд

5 %

Таиланд

6 %

Италия

4 %

Германия

5 %

Испания

6 %

Кипр

4 %

Китай

4 %

Финляндия

5 %

Болгария

3 %

Италия

4 %

Германия

5 %

Таиланд

3 %

ОАЭ

3 %

Италия

4 %

Китай

3 %

Кипр

3 %

ОАЭ

4 %

Как видно из приведённой таблицы, ещё в 2015 году туристы из России не спешили отказываться и от популярных европейских направлений, таких как Греция, Италия, и Испания. А вот от затратных с точки зрения транспорта Китая, Таиланда и дорогостоящего ОАЭ многим пришлось отказаться, в том числе в пользу Кипра и Болгарии, максимально старавшихся компенсировать в цене и нивелировать удорожание европейской валюты.

Несомненно, структуру поездок россиян нельзя рассматривать, не указав на снижение в абсолютном выражении выездов российских туристов за рубеж.

Таблица 3

Количество выехавших из РФ сцелью туризма за первые 9 месяцев, млн. чел., первые 10 стран

Страна

9 мес. 2015г.

Страна

9 мес. 2014г.

Страна

9 мес 2013г.

Турция

2,43

Турция

3,06

Турция

2,77

Египет

1,57

Египет

1,89

Египет

1,43

Греция

0,50

Греция

0,98

Греция

1,10

Испания

0,50

Испания

0,88

Испания

0,89

Германия

0,44

Таиланд

0,65

Китай

0,79

Италия

0,39

Италия

0,64

Финляндия

0,79

Кипр

0,36

Германия

0,63

Таиланд

0,68

Болгария

0,34

Китай

0,61

Германия

0,64

Таиланд

0,31

Кипр

0,49

Италия

0,61

Китай

0,29

Болгария

0,48

Кипр

0,49

ВСЕГО

10,00

ВСЕГО

14,57

ВСЕГО

14,81

Как видно из приведённой таблицы, количество выезжающих за границу туристов в 2015 году сократилось значительно, практически в 1,5 раза. Выводы сделаны на основе данных за первые 9 месяцев в году, однако поскольку на сегодняшний день нет более полных данных, и поскольку эти 9 месяцев включают в себя самые туристически-активные летние месяцы, мы имеем возможность эти выводы обобщить.

Как уже было показано, на протяжении многих лет Турция и Египет были лидерами по приёму российских туристов. Для них экономическая обстановка в России оказалась, если не благоприятной, то уж точно не критичной, как для других туристических стран. Однако и здесь в туристическую отрасль вмешалась политика.

Осенью 2015 года, 31 октября произошёл теракт на борту российского самолёта, вылетевшего из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Через несколько дней, 6 ноября, в целях безопасности было полностью прекращено авиасообщение между Россией и Египтом. Это означало, что Египет не только потеряет свои лидирующие позиции, но и вовсе практически полностью потеряет турпоток из России. Собственно, так и произошло. На сегодняшний день авиасообщение не восстановлено, и, хотя ходят разговоры о запуске порядка трёх рейсов в неделю, основные летние месяцы уже потеряны, по крайней мере в этом году значительного потока туристов не будет. Неизвестно, удастся ли египетским курортам вернуть то количество россиян, которые предпочитали их ранее, но уже, вероятно, нашли им замену.

Далее, что касается Турции, то осложнения туристической отрасли были не столь долгосрочные и не прервали деятельность полностью, но, естественно, нанесли весьма значительный ущерб туризму в обеих странах. После инцидента со сбитым российским самолётом всё в том же ноябре 2015 года, среди ответных мер России был введён запрет на чартерные перевозки между Россией и Турцией. Традиционно, чартерные рейсы были основным видом перевозок российских туристов в Турцию, как и основным средством снижения цены туристических путёвок. Итоги для туристических отраслей двух стран были следующие: была приостановлена или ограничена деятельность как российских турфирм, специализирующихся на турецком направлении, так и турецких отелей, многие из которых были проданы или закрыты.

В середине лета 2016 года отношения между Россией и Турцией были восстановлены. Соответственно, были сняты ограничения, действующие в сфере туризма. Многие россияне смогли этим летом отправиться на столь популярные турецкие курорты. Однако были потеряны нескольких наиболее жарких месяцев, как с точки зрения климата, так и с точки зрения работы туроператоров по отправке россиян на отдых. Вполне возможно, что в следующем году Турция вернёт свои позиции по потоку российских туристов. Но несомненно, часть туристов либо переключилась на другие заграничные направления, либо предпочла внутренний туризм на волне его развития в России.

Поскольку наиболее поздние данные, которые нам доступны за 2016 год, это данные по общим поездкам в зарубежные страны в первом полугодии, то сравним данные за аналогичный период в течение двух предыдущих лет [10].

Таблица 4

Первые 10 стран по поездкам россиян впервом полугодии, млн. чел.

Январь-июнь 2016г.

Январь-июнь 2015г.

Январь-июнь 2014г.

Абхазия

1,54

Абхазия

1,27

Финляндия

2,20

Финляндия

1,26

Турция

1,37

Турция

1,79

Казахстан

1,25

Казахстан

1,42

Казахстан

1,46

Украина

0,82

Финляндия

1,52

Абхазия

1,12

Китай

0,71

Египет

1,27

Египет

1,35

Эстония

0,70

Украина

0,76

Украина

1,59

Польша

0,58

Эстония

0,70

Эстония

0,88

Германия

0,47

Польша

0,65

Китай

0,80

Таиланд

0,44

Китай

0,49

Польша

0,79

Испания

0,32

Германия

0,52

Германия

0,68

Турция

0,17

Всего

13,23

Всего

15,22

Всего

20,14

С учётом статистических данных делаем вывод, что Турция и Египет, направления-лидеры, на длительное время практически исчезли из российской туристической отрасли. Число граждан, выехавших в Турцию в первом полугодии 2016 года сократилось более чем в 8 раз по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В некоторых источниках, тем не менее, сообщается, что несмотря на падение российского турпотока на 87–88 %, Турция осталась в топ-10 стран среди туристических поездок на фоне общего падения [4]. Число поездок в Египет снизилось с 1,27 миллионов человек практически до нуля и вовсе не попало в публикуемый список топ-50 стран.

Таким образом, в период сильнейшего спада в заграничном туризме, для туристов оказались недоступны два основных по доступности и популярности направления. Бесспорно, решения государства, приведшие к таким последствиям, были приняты под влиянием внешних событий в качестве мер безопасности. Однако, воспринимая ситуацию как данность, необходимо было воспользоваться предоставившимся уникальным шансом по развитию внутреннего туризма. В условиях, когда по определённым причинам большей части населения пришлось отказаться от отдыха за границей, нужно было предложить альтернативные варианты отдыха в Российской Федерации. Государство итак активно способствовало развитию внутреннего туризма, его популярность росла. Однако, рассмотрев статистические данные, следует узнать, удалось ли туристической отрасли в каком-то смысле присоединиться к отечественной программе импортозамещения.

По заявлению главы Федерального агентства по туризму (Ростуризма) Олега Сафонова, внутренний туризм в России за прошедшее лето вырос на 15 % по сравнению с летом 2015. Прогнозируется приблизительно такой же рост внутреннего турпотока и по итогам года.

Сафонов также отметил, что россияне больше не будут ездить за рубеж так много, как до кризиса, поскольку переориентировались на отдых внутри страны, в том числе, в Крыму [3].

Выводы, сделанные нами ранее на основании статистики, не противоречат выводам представителей Ростуризма, а наоборот, весьма схожи.

Среди российских направлений наиболее популярными, как и прежде, оказались курорты Крыма, Краснодарского края, Ставропольского края, Калининградской области, а также Санкт-Петербург. В последнем, по некоторым данным, с учётом иностранных туристов в этом году планировали отдохнуть около 7 миллионов человек.

Также отмечается, что новыми популярными заграничными направлений в этом году оказались Черногория, Болгария и Тунис, спрос на который вырос за год в три раза.

По сообщению большинства источников, доля внутреннего туризма в этом году превышает долю выездного туризма (соотношение соответственно 60 на 40). Это означает, что в неблагоприятных экономических условиях удалось воспользоваться ситуацией и добиться импортозамещения в такой высокорентабельной и значимой отрасли, как туризм. Организация пакетных туров на российские курорты позволила снизить цену поездок. В связи с увеличением турпотока растёт и число мест размещения. Отмечается, что растёт и качество обслуживания. Многие российские туристы уже на постоянной основе переключились с заграничных направлений на внутренние. А возвращение турецкого направления только подтолкнуло российские курорты снижать цены и улучшать свои предложения для сохранения конкурентоспособности.

Всё это служит примером того, как можно добиться бурного роста отрасли, повернув наивыгоднейшим образом сложившуюся тяжёлую экономическую и политическую ситуацию.

Литература:

  1. Названы самые популярные направления лета 2016 // http://www.euromag.ru/catalogs/stat/48544.html. URL: (дата обращения: 14.11.2016).
  2. Приостановка авиасообщения с Египтом. Хроника событий // http://tass.ru/obschestvo/2413958. URL: (дата обращения: 12.11.2016).
  3. Ростуризм: россияне больше не будут много ездить за границу // http://www.travel.ru/news/2016/09/01/255984.html. URL: (дата обращения: 14.11.2016).
  4. Самые популярные у российских туристов страны в 2016 году // http://www.nat-geo.ru/travel/890502-samye-populyarnye-u-rossiyskikh-turistov-strany-v-2016-godu/. URL: (дата обращения: 14.11.2016).
  5. Турпоток из России в Тунис вырос в 2,5 раза // http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/37090.html. URL: (дата обращения: 14.11.2016).
  6. https://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx (дата обращения: 10.11.2016)
  7. http://www.finam.ru/profile/tovary/brent/export/ (дата обращения: 10.11.2016)
  8. http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/ (дата обращения: 10.11.2016)
  9. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 10.11.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): российских туристов, туристической отрасли, внутреннего туризма, дата обращения, отрасль России, туристической отрасли России, развитию внутреннего туризма, российских туристов страны, приёму российских туристов, выездов российских туристов, Туристическая отрасль России, потоку российских туристов, туристическая отрасль России, перевозок российских туристов, туристических поездок, туристического потока России, точки зрения, туристических путёвок, туристических поездках россиян, финансовых институтов России.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос