Системное управление качеством образования
Автор: Райцева Евгения Владимировна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
Дата публикации: 07.10.2015
Статья просмотрена: 809 раз
Библиографическое описание:
Райцева, Е. В. Системное управление качеством образования / Е. В. Райцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/8932/ (дата обращения: 17.12.2024).
Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов школ и образовательных программ. Положительные процессы в развитии образования нашли свое отражение в децентрализации управления общеобразовательными учреждениями и предоставления им значительной автономии, новом содержании и технологиях общего образования; предоставлении учащимся, их родителям возможности выбора образовательных предметов, учреждений; формировании рынка образовательных услуг; возможности многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений.
Современная общеобразовательная школа превратилась из замкнутой системы в развивающуюся открытую систему, которая создается обществом для выполнения социально задаваемых функций и не может существовать независимо от общества. Закон РФ «Об образовании» ставит перед школой конечные цели, регламентирует ее деятельность, но способы достижения этих целей школа выбирает самостоятельно на основании всестороннего анализа государственного и социального заказа на образовательные услуги, готовности педагогического коллектива решать эти задачи, способности администрации управлять саморазвитием школы в современных условиях, наличием материальной и технической базы.
Совершенствование образовательной системы во многом определяется организацией ее управления. От того, как будет решаться проблема управления, зависит судьба образования и развития российского общества в целом.
Главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
На сегодняшний день существуют различные направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении. К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, внутришкольный контроль и др. В данной работе мы хотели более подробно остановиться на системе внутришкольного контроля, как одном из способов системного управления качеством образования.
Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по мнению Ю. А. Конаржевского данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать. [1, с.56]
«Современное представление о внутришкольном контроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путем изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом» [2, с.124].
Поскольку современная общеобразовательная школа — это сложное, высокоорганизованное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен быть:
1) Многоцелевой — то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);
2) Многосторонний — означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т. д.);
3) Многоступенчатый — контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т. д.).
Сущность и назначение внутришкольного контроля состоят в следующем:
1) оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;
2) взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;
3) система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;
4) вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.
Структура внутришкольного контроля образовательным процессом в школе состоит из следующих элементов:
1) Цели контроля:
компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования и нормативных документов;
сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений;
умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;
совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков;
выявление и обобщение передового педагогического опыта.
2) Задачи контроля:
создать благоприятные условия развития образовательного учреждения;
обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;
создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности, развития учащихся;
побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей;
мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.
Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Исходя из выше сказанного, структуру процессов контроля (рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3) можно представить следующим образом [3,с.45]:
Рис. 1. Классификация контроля по видам
Рис. 2. Классификация контроля по методам
Рис. 3. Классификация контроля по периодам
Все виды контроля завершаются разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти предложения должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности, и соответствовать реальным возможностям образовательного учреждения.
3) Итоги контроля могут быть подведены:
на совещании при директоре или его заместителях;
на заседании методического объединения учителей;
на педагогическом совете.
Способы подведения итогов: справка, справка-отчет, собеседование, накопление методического материала и т. д. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел:
4) Объектами внутришкольного контроля являются следующие виды образовательной деятельности (рис. 4) [3, с.25]:
учебный, воспитательный процесс;
методическая работа, экспериментальная и инновационная деятельность;
психологическое состояние учащихся и учителей;
обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями (соблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиенического состояния, обеспеченность учебной и методической литературой, учебно-техническим оборудованием).
Рис. 4. Объекты внутришкольного контроля
Успешной реализации внутришкольного контроля в школе способствует создание стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление учителю возможности апробировать их на практике, а также распространение передового опыта и творческих находок, изюминок учителей.
Таким образом, функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий. Поэтому необходимо выяснить какое влияние оказывает внутришкольный контроль на процесс управления образовательным учреждением.
Литература:
- Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: 2008г.
- Крахмалев А. Л. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001. С.15–16
- Макарова Т. Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль / Т. Н. Макарова. — М.: Глобус, 2001. — 160 с.
- Татьянченко В. С. Планирование внутришкольного контроля / В. С. Татьянченко. — Волгоград: Учитель, 2002. — 169 с.