Автор: Донюш Елена Владимировна

Рубрика: 8. Мировая экономика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 08.06.2015

Статья просмотрена: 460 раз

Библиографическое описание:

Донюш Е. В. Становление и развитие мирового рынка потребительских товаров [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 30-34. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8290/ (дата обращения: 14.12.2017).

Ключевые слова: эволюция, тенденции, потребительские товары, мировой рынок, глобализация

 

Современный мировой рынок потребительских товаров претерпел значительные изменения по сравнению со своими предшественниками. На это повлияла главным образом трансформация спроса, потребительских предпочтений и предложения.

Мировой потребительский рынок играет важную роль в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности спроса и предложения. Потребительский рынок — самый чувствительный и объективный инструмент оценки состояния экономики, социальной сферы, да и всего общества.

На современном этапе развития мировой экономики важнейшим условием для выживания и получения прибыли является максимальная ориентация на глобального потребителя, его предпочтения, спрос и ожидания. Для этого необходимо создать непрерывную международную цепь поставок, наладить каналы прямых поставок, выйти на виртуальный рынок, увеличить объемы инвестиций, особенно в инновации для более эффективного удовлетворения будущих потребностей.

Все это определяет актуальность исследования мирового рынка потребительских товаров.

Значение мирохозяйственных связей, возникших еще в древности, непрерывно растет и в настоящее время. Однако, если в древности предпосылкой мировой торговли была неравномерность распределения ресурсов, то в настоящее время на первый план выходят технологии и знания, обеспечивающие эффективное использование этих ресурсов.

Значение потребительских товаров в мировой торговле сложно переоценить. Этот вид товаров всегда являлся одним из важнейших.

Уже при первобытно-общинном строе племена обменивались средствами труда, благодаря чему изделия перемещались на далекие расстояния.

Систематическая мировая торговля возникает с зарождением первых государств, благодаря деятельности купцов и чиновников. Еще 5 тысяч лет назад первое в мире государство Египет покупал у соседних племен древесину, скот, различные металлы, в обмен на продукты ремесла и земледелия.

В добуржуазном обществе торгуют уже не только предметами первой необходимости, но и роскоши. К примеру, во II тыс. до н. э., финикийские купцы регулярно закупали олово на «Оловянных островах» (современная Великобритания) и перевозили его в Египет и на Ближний Восток для получения бронзы. Международная система торговых путей, связывающих основные цивилизации Старого Света, сформировалась уже в Средневековье: караванные пути, Великий шелковый путь, «путь из варяг в греки» и т. д. В это время появляются купеческие союзы (средневековая Ганза) и международные торговые города-государства (средневековые Генуя и Венеция, финикийские города).

Таким образом, мировая торговля возникла еще в древности, однако мировой рынок формируется в раннее новое время под воздействием мировой экспансии Западной Европы и развитием товарно-денежных отношений.

В XVI—XVIII веках, в эпоху первоначального накопления капитала, локальные центры торговли перерастают в единый мировой рынок. Британские технологические изобретения XVII—XVIII вв. позволили повысить производительность труда в области сельского хозяйства и промышленности. Внедрение нового оборудования привело к массовому производству (фабрики по производству дешевых тканей, выплавке стали), что повлекло рост объема международных перевозок, требующих усовершенствования. Вслед за Британией занялись промышленным развитием Франция и Бельгия. Османская империя в XVIII веке активно торговала как с соседними странами Азии и Африки, так и с европейскими странами. В Османскую империю завозили по морю и по суше шерсть, хлопковые и шелковые ткани отменного качества, шелк-сырец, фарфор, пряности, сахар, кофе, ладан из государств Средней и Юго-Восточной Азии, Ирана, Китая, Индии и Аравии. Судан и Эфиопия привозили натуральную кожу, золотой песок, слоновую кость в Египет, откуда частично реэкспортировались в Европу. В Эфиопию и другие южные страны доставлялись льняные и шерстяные ткани, зерно из Египта, товары из Европы. Восточная торговля приносила, как правило, наибольшую прибыль.

Экспедиции Колумба, Магеллана, Васко да Гамы расширили границы мирового рынка. В XIX в. началось массовое производство дешевых потребительских товаров, перевозимых посредством железнодорожного транспорта и пароходов. Технический прогресс в Англии и Голландии позволил увеличить объем мировой торговли в сотню раз за период XIX в. до 1914 г. Благодаря развитию машинного производства импорт сырья из стран Африки, Азии и Латинской Америки и экспорт потребительских товаров стали носить регулярный характер.

Начало эпохи свободной торговли положила отмена ограничений на ввоз и вывоз товаров и услуг в 1850–1860-е гг., за исключением тарифа на импорт пшеницы в Великобританию. Однако, тот факт, что ни одна из стран не могла ввозить нужные объемы пшеницы в Великобританию, зафиксировал цену на высокой отметке.

В 1860–1880 гг. появляются минимальные торговые барьеры. Развитие перевозок по океану в 1870 г. столкнуло Великобританию с серьезной конкуренцией.

После экономического кризиса в Европе обостряется национализм, страны активно закупают вооружение вследствие политической нестабильности, происходит возврат к политике протекционизма и защите молодых отраслей промышленности.

Динамику развития мирового потребления XX в. можно проследить по этапам развития мировой экономики в целом. Первая мировая война (1910–1930-е гг.) открывает первый этап, характеризующийся милитаризацией экономик стран, разграблением, сложностями конверсии военной экономики. В капиталистических странах в целях получения прибыли от военных поставок промышленные предприятия значительно сокращают производство потребительских товаров в пользу военной продукции.

После 1917 г. Россия выпала из мирового товарооборота. Кризисы в мировой экономике 1929–1933 гг. и 1938–1939 гг. сократили вывоз товаров и капитала, роль национальных экономик возросла. Война, требуя больших затрат, которые покрывались за счет введения новых налогов и эмиссии дополнительных объемов бумажных денег, не имеющих золотого обеспечения, повлекла за собой инфляцию. Производство потребительских товаров резко сократилось ввиду перевода предприятий на производство военной продукции. В результате потребление населения резко упало. Большая часть государственного бюджета направлялась на военное производство. Созданные в 1915 г. военно-промышленные комитеты мобилизовали средние и мелкие промышленные предприятия для обеспечения армии вооружением. Благодаря этому недостаток вооружения значительно сократился. Однако это негативно отразилось на важных отраслях: текстильной, спичечной, стекольной и прочих.

Сокращение производства потребительских товаров до минимума, выкачивание из населения денег путем налогов и денежной эмиссии привело к спекуляции, росту цен (особенно на товары первой необходимости), снижению уровня жизни населения и глубочайшему кризису экономики в целом. Потребление продовольствия населением России в военные годы сократилось почти на 53 % по сравнению с довоенным уровнем потреблением.

При отступлении в 1915 г. на железную дорогу пришлась неподъемная нагрузка эвакуации военных складов и населения. Нехватка рельсов и подвижных составов привела к разборке и переброске рельсов в нужных направлениях. Многие деревни и районы остались без жизненно необходимых потребительских товаров и продуктов питания.

В Англии потребление продовольствия сократилось в среднем на 1/3 (потребление хлеба сократилось на 22 %, масла — на 62 %, яиц — на 74 %, мяса — на 29 %).

Больше всего сокращение потребления продуктов питания наблюдалось в Германии. Потребление хлеба упало на 55 %, мяса и жиров — еще существеннее. Так, в 1916 г. мяса потреблялось 1кг на человека в месяц по сравнению с 4,2 кг в 1913 г.

С 1916 г. в Австро-Венгрии нехватка продовольствия, транспортные проблемы, рост цен и спекуляции значительно понизили уровень жизни населения.

За годы войны мирохозяйственные связи, обеспечивающие международный обмен сырьем, товарами и продовольствием между капиталистическими странами, обрываются. Возникшая изоляция приводит к истощению национальных экономик.

В период с 1940 по 1950 гг. происходит ограничение потребления и повышение интенсивности труда. Все ресурсы направлялись военные нужды. Начался второй этап развития мировой экономики.

В период войны в СССР произошло падение благосостояния населения сильнее, чем в остальных странах. Продовольствие и промтовары использовались в качестве поощрения работы трудящихся. Благодаря лояльному отношению властей СССР в военные годы к ведению личных хозяйств колхозников и продаже их товара на свободном рынке, обеспечивающем 50 % потребления горожан продуктами питания, удалось избежать массового голода.

В конце 1940-х гг. американская экономика обретает еще большее могущество за счет модернизации производства, технической базы сельского хозяйства, внедрению научных разработок, военным заказам, а также разорения экономик остальных воюющих стран. Так, в период с 1937 по 1947 гг. доля США в мировом производстве возросла с 35 до 56 %, в мировом товарном экспорте — с 14 до 33 %, что обеспечило огромный приток золота в США. Увеличившейся объем производства за счет роста экспорта товаров, отложенного спроса на товары народного потребления, распространения потребительского кредита — привел к кризису перепроизводства в 1948 г. Большие финансовые вливания США дали развитие прогрессивным отраслям: производство электроники, пластмасс, синтетики и прочее.

В 1942–1943 гг. доля тяжёлой промышленности превысила 72 % в общем объеме производства Японии. Объемы производства хлопковой промышленности снизились в 25 раз. Война принесла Японии дефицит государственного бюджета, растущую инфляцию, потерю колоний и иностранных капиталовложений. Японские товары исчезли с мировых рынков.

В Великобритании данный период характеризовался значительным спадом производства продукции угольной отрасли (на 15 %), хлопчатобумажной (более чем вдвое), обувной (на 13 %), нехваткой продовольствия, ростом налогов, жёсткой карточной системой, спекуляцией, инфляцией и ухудшением условий жизни населения. Наряду с негативными последствиями для населения война помогла укрепить власть монополий, и обогатить их за счет военных поставок.

Вторая мировая война привела к образованию новой мировой системы. Возросла роль транснациональных корпораций (ТНК). Противоборство двух мировых систем укрепляло экономические связи между несоциалистическими странами. В данный период уровень развития экономики США сравнивается с уровнем остальных развитых стран, образуется три конкурирующие мировые центры: США — Западная Европа — Япония.

В период с 1970 по 1990-е гг. (третий этап) благодаря достижениям научно-технической революции (НТР) происходит рост интернационализации производства, переход развитых стран к постиндустриализации, а стран бывшего социалистического лагеря — к рыночной системе экономики. Восстанавливается целостность мира, стремительно растут мировые рынки, усиливается взаимосвязь и взаимозависимость стран. Международный обмен второй половины ХХ века развивается быстрыми темпами.

В 70–80-е гг. развитые страны внедрили в промышленность энерго- и ресурсосберегающие технологии, что ускорило темпы роста производства.

Дешевый и качественный импорт наводнил рынок США и привел к росту дефицита торгового баланса страны.

В 70-е гг. СССР значительно отстает от промышленно развитых стран в технологическом развитии. Растущая инфляция и розничные цены даже на потребительские товары значительно ухудшают уровень жизни населения СССР. Дефицит товаров массового спроса создавал скрытую инфляцию и неудовлетворенный спрос (накопление денег в сберкассах). Ощутимый дефицит население испытывало в продуктах питания: молочные, мясные и прочие.

Несмотря на опережающие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) темпы роста производства в странах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) (СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия), качество производимой продукции и обеспеченность потребительскими товарами были гораздо ниже западных. Причиной тому — внешняя изоляция рынка и отсутствие конкуренции. СССР поставлял в западные страны энергоносители и сырье, а импортировал продовольствие, потребительские товары, оборудование. В конце 70-х гг. с переходом Запада на энерго- и ресурсосбережение интерес к партнерству с СССР спал, темпы роста экономики стали замедляться.

В 1970–1980 гг. производство потребительских товаров в Беларуси сократилось вдвое, что по сравнению с остальными республиками СССР было, однако, положительной динамикой. Объем товарооборота БССР за этот период вырос в 1,9 раз (9,9 млрд. руб. в 1980 г). Также в период с 1970 по 1980 гг. доля товарооборота непродовольственной группы товаров по отношению к продовольственной продолжала расти: так, в 1970 г. доля непродовольственной группы составляла 45,8 %, а уже в 1980 г. — 50,4 %. Внутри непродовольственной группы упали продажи шерстяных, хлопчатобумажных, льняных тканей, но в тоже время выросла продажа шелковых тканей, трикотажа, кожаной обуви, парфюмерно-косметических товаров, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. В итоге обеспеченность населения телевизорами, пылесосами, холодильниками и другой сложнобытовой техникой выросла примерно в два раза. Однако потребительский спрос на сложнобытовую технику удовлетворялся лишь на 70 %. Продажи автомобилей населению выросли в 10 раз (39,9 тыс.шт. в 1980 г). Увеличилось потребление мясной продукции, яиц, овощей, а картофеля и хлебобулочных изделий — сократилось. [4, с.230–250]

Развитие промышленности привело к появлению блока новых индустриальных стран (НИС), чьи темпы роста и развития экономики опережали даже развитые страны. Основной отраслью их экономического развития выступала обрабатывающая промышленность. В этот период образуются ТНК, особенно много их в Сингапуре, Южной Корее, Бразилии, Тайване, Аргентине. Латиноамериканские НИС специализировались на производстве массовой потребительской продукции. В 80-е гг. образуется второе и третье поколения НИС (Малайзия, Индия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и прочие). [7]

С 1970 по 1991 г. значительно вырос объем мировой торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд., в 1970 г. — 193,4 млрд., в 1975 г. — 816,5 млрд. долл., в 1980 г. — 1,9 трлн., в 1990 г. — 3,3 трлн. и в 1995 г. — свыше 5 трлн. долл. В этот период мировой экспорт ежегодно увеличивается на 7 %. В 70-е гг. экспорт снизился до 5 %. В конце 80-х мировой экспорт снова растет (до 8,5 % в 1988 г), падает в начале 90-х и снова набирает устойчивый рост в середине 90-х гг. [3]

Доля потребительских товаров в структуре импорта США в 1990–1994 гг. демонстрировала устойчивый рост: так, в 1990 г. их доля составляла 19,3 %, а в 1994 г. — 20,3 %. Таким образом, импорт потребительских товаров составлял вторую основную статью импорта США после машин и оборудования. [6]

В 1992 г. в России уровень потребления населения резко упал до минимальной отметки, постепенно набирая рост в последующие годы.

В конце XX в. серийное производство однородного товара сменяется на выпуск качественного и разнообразного товара, учитывающего меняющиеся потребности рынка. В это время углубляется международное разделение труда (МРТ), специализация, кооперирование и интенсификация производства. Всё это способствует повышению эффективности производства и значительному улучшению качества выпускаемой продукции. Внедрение международных стандартов, либерализация торговли, международное разделение труда, образование международных экономических объединений привело не только к эффективной целостности мирового хозяйства, но и к концентрации торговли внутри самих интегральных структур. В 90-х гг. в мире функционирует свыше 36 тыс. транснациональных корпораций (ТНК) с 270 тыс. филиалов. Третья часть объема мировой торговли производства контролируется ТНК.

Ежегодный рост импорта стран Северной Америки на 10 % в 1996–1999 гг. в основном за счет потребительских товаров обеспечивался в большей части поставками из стран Азии (особенно Китая).

Страны Северной Америки (США, Канада), Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Италия), Япония и некоторые страны Восточной Азии (Республика Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия и прочие) заняли лидирующие позиции по темпам развития экономики. В Китае наблюдается стремительный рост объемов производства после проведения экономической реформы. На постсоветском пространстве углубляется кризис, объемы ВВП снижаются.

В начале ХХI в. стремительно развивается интеграция и глобализация, открывая четвертый этап развития мирового хозяйства. Углубляется взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, в мировом товарообороте преобладают готовые изделия, оборудование, комплектующие, а не сырье и продовольствие, как в XIX в.

В середине 80-х гг. ФРГ заняла лидирующую позицию (после США) по экспорту товаров, Япония — капитала. Доля НИС-«азиатских тигров» (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, и др.) в мировом товарообороте выросла за счет производства филиалами ТНК недорогой техноемкой продукции. Развитые страны с низкими производственными издержками имеют дополнительную прибыль, а аграрные страны вынуждены экспортировать сырье и сельскохозяйственную продукцию, имеющих значительно ниже стоимость, чем товары обрабатывающей промышленности. Таким образом, аграрные страны покрывают внешний долг большей частью своей экспортной выручки. В последнее время развивающиеся страны борются за новый международный экономический порядок (НМЭП), за равноправие и взаимовыгоду всех участников МРТ. Несмотря на меньшую монополизацию международного рынка по сравнению с национальным, крупнейшие ТНК промышленно развитых стран (США, Англии, Японии и др.) устанавливают и контролируют цены на мировом рынке. В последние годы растет доля готовой продукции в структуре экспорта товаров (удельный вес превышает 2/3 стоимости мирового товарооборота).

Глобализация оказала значительное влияние на потребительский рынок, создав «глобального потребителя». Потребитель имеет возможность приобрести товар из любой страны даже не выходя из дома (через интернет), унифицируются потребности. В моду вошел здоровый образ жизни и товары сопутствующие ему. В Беларуси, России и некоторых других постсоветских странах постепенно снижается «бездумное» потребление товаров массового спроса, вызванное дефицитом потребительских товаров в советское время. На сегодняшний день производитель должен заботиться не только о традиционном соотношении цены и качества товара, снижении издержек производства, но и о его продвижении, что в значительной степени осложняется растущей конкуренцией и меняющимся потребительским спросом. Реклама уже не является определяющим моментом при выборе товара. Потребитель больше ориентируется на независимые мнения таких же потребителей в сети Интернет, эксклюзивность товара, авторитет производителя (бренда), возможность протестировать продукцию перед покупкой, возможность быть вовлеченным в рекламные кампании, высокое качество обслуживания, престиж бренда и товара. Современный потребитель обращает особое внимание на социальный статус, который придает ему обладание определенным товаром, несмотря на его завышенную стоимость. В тоже время потребитель стремится экономить деньги за счет возможности обмениваться товарами на интернет порталах, продавать на интернет-аукционах (например, e-Bay), сдавать или приобретать дорогую фирменную вещь в сэконд-хэнде данной торговой марки. В развитых странах наибольшее потребление получают инновационные товары и услуги. Постоянно совершенствуются технологии, создаются новые виды товаров и услуг, меняются потребительские предпочтения, формируются новые виды потребностей. Все это приводит к постоянной трансформации потребительского спроса. Сам процесс роста индустриализации и глобализации накладывает отпечаток на формирование спроса и предложения, а значит и на мировой рынок потребительских товаров в целом.

Наблюдается мировая тенденция экономии населения на товарах массового потребления и продуктах питания для поддержания отложенного спроса на более дорогие и крупногабаритные товары, особенно бытовую технику.

Таким образом, мировой рынок потребительских товаров прошел длинный эволюционный путь, претерпел значительные изменения, однако не потерял своей определяющей роли для потребителя. Доля готовых изделий, сырья и продуктов сельского хозяйства в 1950-х гг. были примерно равны. В начале XX в. доля сырья и продовольствия выросла до 60 %, а в конце ХХ в. около 70 % мирового товарооборота заняли готовые изделия, 12 % — сырьё (за счет ресурсосберегающих технологий, совершенствования химической промышленности) и 8 % продовольствие. В настоящее время на долю готовых изделий приходится около 80 % мирового товарооборота, продуктов питания и сырья — лишь 20 %. Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углублением МРТ. В настоящее время доля машин и оборудования, продукции химической и обрабатывающей промышленности, наукоемкой и высокотехнологичной продукции динамично растет. В развитых странах экспорт готовой продукции превышает ее импорт, экспорт и импорт продовольствия сельскохозяйственной продукции примерно равны, импорт текстиля, химической продукции, машин и оборудования превышает экспорт. Растет торговля запасными частями и полуфабрикатами. Азиатские страны лидируют по производству и экспорту бытовой электроники; Вьетнам, Индонезия, Малайзия — тканей, обуви, одежды; Турция — кожаных изделий; Италия — обуви и брендовой одежды; Германия и Япония — автомобилей. Мебель из экзотических редких пород древесины, изделия и мебель ручной работы пользуется высоким потребительским спросом в странах Западной Европе. Соответственно увеличивается доля экспорта шпона из ценных пород древесины (из африканских и стран Южной Америки), итальянской и испанской фурнитуры.

Благодаря развитию в промышленно развитых странах производства продукции сельского хозяйства начиная с 80-х гг. они обеспеченны продовольствием, импортируя и экспортируя продукты питания между собой. В тоже время около 70 % мирового населения испытывают нехватку продовольствия и голод.

 

Литература:

 

1.      Берман Б., Эванс Дж.Р., Потребительский рынок. Маркетинг: Пер. с англ.- М.: Cирин, 2002.- 308 с.

2.      Гражданкин А. И., Кара-Мурза С. Белая книга России. Строительство, перестройка и реформы. 1950–2012 гг. Либроком, 2013

3.      Кушнир Иван. Электронная книга. Мировая экономика, 1970–2013

4.      Народное хозяйство Белорусской ССР в 1980 г.-Мн.: Беларусь,1981

5.      Статья Криссокидис Дж.М., Вонг В. «Стратегия запуска новой продукции на внешние рынки: эмпирическое исследование факторов современности». Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru

6.      Страноведческий справочник 1994 года

7.      Informe económico anual 1970 (ODEPLAN)

Основные термины (генерируются автоматически): потребительских товаров, мировой рынок, рынок потребительских товаров, мировой рынок потребительских, мировой торговли, развития мировой экономики, мирового товарооборота, рынка потребительских товаров, производство потребительских товаров, мирового рынка потребительских, товаров массового спроса, развитых стран, потребительских товаров в мировой, производства потребительских товаров, жизни населения, объем мировой торговли, потребительских товаров и продуктов, потребительских товаров в пользу, дешевых потребительских товаров, товаров и услуг.

Ключевые слова

глобализация, эволюция, мировой рынок, тенденции, потребительские товары

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос