Автор: Садыкова Алина Эдуардовна

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 09.04.2015

Статья просмотрена: 1911 раз

Библиографическое описание:

Садыкова А. Э. Основы антикризисного управления в коммерческом банке [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 91-93. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7667/ (дата обращения: 16.12.2017).

Под кризисом (слово происходит из греческого языка и в переводе означает решение, поворотный пункт) понимается острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение, под банковским кризисом понимается состояние банковской системы, характеризующееся банкротствами банков, в результате чего значительное количество банков в стране не в состоянии выполнять свои обязательства и осуществлять свои операции[4. с.36].

Хотя банковские кризисы имеют много общих характеристик, часто их протекание отличается, они могут различаться по характеру распространения кризисных явлений в национальной экономике, по глубине и остроте, по числу затронутых финансовых институтов и ряду других признаков. Так, по масштабам охвата банковские кризисы можно разделить на следующие виды[3, с.102]:

–                    локальный банковский кризис — кризис отдельного некрупного банка;

–                    региональный банковский кризис — кризис банков в рамках одного региона;

–                    системный банковский кризис — затрагивает деятельность банков в масштабах всей страны или большинства ее регионов;

–                    международный (глобальный) банковский кризис — охватывает банковские системы нескольких государств.

Наиболее опасным и разрушительным является так называемый системный банковский кризис, т. е. кризис, затронувший всю национальную банковскую систему (что не означает, однако, что в кризисном состоянии находятся все кредитные организации).

Термин «антикризисное управление (менеджмент)» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления — это возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства[1, с.83].

Развитие каждой банковской системы необратимо сталкивается с проблемой выхода их кризисного состояния. Задачей антикризисного менеджмента является минимизировать негативный эффект воздействия кризиса на социально-экономический объект управления, а также максимизировать его полезный результат.

Особое значение в организации кризис-менеджмента является диагностика кризиса. Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются анализ финансового состояния банка и его прогноз на предстоящий период, своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций, мониторинг внешней и внутренней среды банка и прогноз ее развития.

В целях своевременной диагностики банковского кризиса, прежде всего, осуществляется мониторинг внешних и внутренних условий деятельности банка (выявление, анализ и прогнозирование). С этой целью осуществляются сбор и обработка информации, формирование и накопление баз данных, анализ информации, оценка факторов кризиса. При этом необходимо уделить особое внимание быстроте, полноте, корректности проведенной работы[2, с.101].

Также для диагностики потенциальных кризисов следует провести экспертное оценивание некоторых характерных показателей. Экспертный анализ можно расширить в зависимости от конкретной ситуации и других факторов, весомых с точки зрения риска. При анализе кризисных явлений характерными являются: финансово-экономические показатели, оценка действий руководства и сотрудников, другие показатели. Результаты экспертного оценивания оформляются в виде аналитической записки, справки, прогноза или рекомендаций. На следующем этапе эти материалы могут использоваться в качестве исходных данных для выработки стратегии преодоления кризиса.

Главную роль в общем управлении кредитными организациями играет антикризисное управление.

Антикризисное управление кредитными организациями представляет собой самостоятельную область знаний, фиксируемую специальными нормативными актами, а также наличием собственного специфического предмета исследования.

Антикризисное управление кредитными организациями ставит в центр внимания, решение таких задач как [3, с.102]:

1.                  анализ и оценка кризисных ситуаций;

2.                  управление банковскими рисками;

3.                  стратегия управления банком;

4.                  прогнозирование кризисов;

5.                  механизм преодоления и предотвращения кризисов;

6.                  реструктуризация кредитной организации;

7.                  санация и ликвидация кредитной организации;

8.                  оценка и мотивация персонала.

Идентификация наступившего кризиса необходима для разработки и принятия стратегии его преодоления. Исходя из накопленного опыта разрешения кризисов, можно выделить ряд стратегических решений и элементов, которые применяли многие страны для возвращения стабильности и эффективного функционирования своих банковских систем.

В мире нет стран, имеющих абсолютно одинаковые финансовые и правовые системы, правила регулирования и банковского надзора отличаются друг от друга в силу особенностей исторического развития, построения и степени открытости банковских систем, числа, размера и концентрации кредитных организаций, следовательно, не может быть и универсального набора методов поддержания финансовой стабильности. Тем не менее можно выделить наличие общих тенденций и инструментов, наиболее эффективных в каждом из выделенных нами трех состояний банковской системы.

Так, при системном банковском кризисе недостаточно применения локальных антикризисных мер, поскольку его возникновение означает глубокий кризис, затронувший всю системную организацию банков в стране, включая систему регулирования их деятельности. Принятие некоторых мер, способствующих снятию напряженности в банковской сфере, не будет эффективно, поскольку помимо ликвидационных процедур в отношении нежизнеспособных кредитных организаций необходимо принятие емких всесторонних решений, охватывающих все уровни и элементы банковской системы, а также методы регулирования банковской деятельности в стране. В этом случае применяется комплекс мер, именуемый реструктуризацией банковской системы.

При несистемных банковских кризисах и кризисных состояниях отдельных элементов банковской системы также необходимы специальные антикризисные меры, в первую очередь препятствующие перерастанию банковского кризиса в системный. Единого «рецепта» здесь нет, но накопленный российский и зарубежный опыт в данной области позволяет выделить следующие основные используемые при этом меры[5, с.7].:

–                    поддержка ликвидности отдельных банков «кредитором последней инстанции», установление особых правил рефинансирования, размещение бюджетных средств в некоторых банках или депозитов на льготных для них условиях;

–                    уменьшение обязательных резервных требований, возможность для банков более частого их регулирования;

–                    дифференциация или изменение обязательных нормативов;

–                    смягчение правил регулирования и надзора в краткосрочном плане (например, неприменение штрафных санкций к банкам, допустившим нарушения некоторых нормативов);

–                    рекапитализация и/или национализация социально значимых банков;

–                    специальные налоговые льготы (например, при финансовом оздоровлении или при реорганизации банков с целью оздоровления), сокращение налогов;

–                    выкуп государством у банков безнадежных долгов;

–                    отсрочки платежей, введение моратория на удовлетворение требований кредиторов;

–                    перевод депозитов из «пострадавших» в устойчивые банки;

–                    гарантии государства по обязательствам банков;

–                    ликвидация отдельных банков.

Новым (его активно стали использовать только во время глобального финансового кризиса 2007–2009 гг.), нужным и важным государственным антикризисным инструментом является стимулирование экономического спроса, что не напрямую затрагивает банковскую систему, но отражается на ее показателях — величине выданных кредитов, уровне процентных ставок. В России и в странах Европы действует, например, программа стимулирования покупки новых автомобилей.

Также достаточно действенными антикризисными мерами можно считать государственную поддержку отдельных программ, например, кредитования малого бизнеса или ипотеки. Так, в России в 2009 г. для противодействия кризису было создано Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, задачей которого стало развитие и поддержка ипотечного рынка и помощь заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, при посредстве указанного Агентства государство содействовало восстановлению платежеспособности заемщиков ипотечных кредитов, что, безусловно, поддерживало в период кризиса не только заемщиков, но и банки, которые их кредитовали.

Российским банкам, в отличие от европейских, приходится рассчитывать только на себя и поддержку государства, особенно на нее рассчитывают банки с государственным участием — это наибольшая часть крупнейших кредитных организаций страны.

Российская банковская система в большей степени национализирована была еще до кризиса. Отечественные банки всегда полагались в первую очередь на помощь государства, оценка экономического капитала в качестве механизма управления рисками и доходностью по сути не рассматривалась. Банки оценивали и оценивают риск-капитал, как рекомендации Базель II в условиях перехода системы к внедрению положений «нового» Соглашения в России и приобретения статуса развитой банковской системы.

Таким образом, главная роль в управлении банка является антикризисная политика, причем антикризисным управлением коммерческим банком следует признать комплексную деятельность банка.

 

Литература:

 

1.         Киселев, П. В. Коммерческие банки — отечественный и зарубежный опыт выживания [Текст]: учебное пособие / под ред. П. В. Киселева. — М.: ЭкономЪ, 2009. — 477с.

2.         Семибратова, О. И. Банковское дело: учебник / М.: Академия, 2012. — 312с.

3.         Тавасиев А. М., Мурычев А. В. Антикризисное управление кредитными организациями: учеб. пособие. м.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4.         Симановский А. Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России // Деньги и кредит. — 2014. — 31 марта. — с. 7.

5.         Хогарт Г., Рейдхилл Дж., Синклер П. Разрешение банковских кризисов: основные инструменты и издержки // банки: мировой опыт. 2009. № 5.

Основные термины (генерируются автоматически): банковской системы, управление кредитными организациями, банковский кризис —, банковский кризис — кризис, банковского кризиса, Антикризисное управление кредитными, банков в стране, кризис — кризис банков, –                    системный банковский, –                    локальный банковский, –                    региональный банковский, банковской системы необратимо, диагностики банковского кризиса, оценка факторов кризиса, состояние банковской системы, кредитных организаций, системный банковский кризис, кризисных явлений, стратегии преодоления кризиса, перерастанию банковского кризиса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос