Об обслуживании привлеченных средств заёмщиков за счет организации межбюджетной казначейской ссуды
Автор: Сафаров Ширинбек Юлдашевич
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
Дата публикации: 07.12.2014
Статья просмотрена: 79 раз
Библиографическое описание:
Сафаров, Ш. Ю. Об обслуживании привлеченных средств заёмщиков за счет организации межбюджетной казначейской ссуды / Ш. Ю. Сафаров. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6861/ (дата обращения: 16.11.2024).
На основании требований Бюджетного кодекса Республики Узбекистан [1], Законов Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» [2] и «О внешних заимствованиях» [3], Постановления Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета» [4], Казначейством Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальными подразделениями успешно реализуется порядок осуществления казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан, в части расчетов по бюджетным ссудам, государственному внутреннему и внешнему долгу и исполнения гарантий Республики Узбекистан с применением преимуществ Единого казначейского счета (далее — ЕКС).
В финансовой структуре экономически развитых странах действует казначейское исполнение Государственного бюджета в сопровождении системы управления кредитными линиями и бюджетными ссудами. Наша страна имеет высокий рейтинг кредитоспособности и платежеспособности, все обязательства выполняются своевременно и в полном объеме.
Однако в условиях мирового финансового кризиса и для предотвращения возникновения случаев непогашения некоторыми заёмщиками (субзаёмщиками) кредитов или бюджетных ссуд, по которым поручителями выступали местные органы государственной власти, возникла необходимость в научной разработке методологии и механизма реализации межбюджетной казначейской ссуды (далее — МБКС). В связи с этим, перед финансовыми органами возникла задача по бюджетному учету средств МБКС, используемой заёмщиками (и/или субзаёмщиками) для своевременного и в полном объеме обслуживания кредитных линий.
Актуальность задачи состоит и в том, что бюджетными организациями и получателями бюджетных средств все шире привлекаются кредиты международных финансовых институтов, правительств и банков зарубежных стран, а также бюджетные ссуды. На финансирование этих операций в соответствии с Бюджетным кодексом направляются бюджетные средства из республиканского и местных бюджетов. Для учета поступления и расходования средств государственного бюджета, возникла необходимость в реализации программы по эффективному управлению МБКС в условиях казначейства.
В настоящей работе описаны аспекты научной разработки и механизм управления МБКС с использованием ЕКС. В статье 111 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан предусмотрено, что «Единый казначейский счет является специальным банковским счетом, управляемым Министерством финансов Республики Узбекистан (МФ), на который зачисляются доходы и другие поступления и с которого оплачиваются расходы бюджетов бюджетной системы». Целью данной работы является изложение научной разработки, а также предоставления, освоения, погашения, учета и отчетности МБКС в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан.
При неравномерном или несвоевременном поступлении отдельных видов доходов в местные бюджеты или возникновении необходимости опережающего финансирования некоторых видов расходов из местных бюджетов в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан, появляется потребность в оперативном покрытии фактических краткосрочных кассовых расходов за счет средств, получаемых в виде бюджетных ссуд из вышестоящего бюджета.
Для более качественного выполнения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, а также в целях оперативного и эффективного покрытия фактических краткосрочных кассовых расходов местных бюджетов, считаем целесообразным, выделить краткосрочные МБКС. Для реализации указанных целей в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан, предлагаем следующие основные понятия:
- временный краткосрочный (оперативный) кассовый разрыв местных бюджетов, сообщаемый территориальными подразделениями казначейства по согласованию с территориальными финансовыми подразделениями вышестоящему подразделению казначейства — это временный, в течение очень короткого диапазона времени, недостаток денежных средств, необходимых для осуществления территориальными подразделениями казначейства в срочном порядке наступивших очередных расходов с соответствующего казначейского лицевого счета (далее — КЛС). При этом кассовый разрыв местных бюджетов возникает в связи с несовпадением сроков поступления денежных средств и их расходования с соответствующего RKC;
- межбюджетная казначейская ссуда — внеплановая бюджетная ссуда, предоставляемая вышестоящим подразделением казначейства за счет временных свободных средств обслуживаемого бюджета нижестоящим казначейским подразделениям на основании положительного решения Рабочей группы или комиссии (далее — РК) вышестоящих финансовых органов по определению суммы и условий выделения МБКС;
- Сроки выделения и возврата МБКС — периоды времени, определяемые РК вышестоящих финансовых органов для осуществления перечисления и возврата МБКС (сроки выделения и возврата могут занимать от одной недели до трех месяцев);
- РК вышестоящих финансовых органов по предоставлению МБКС — Рабочая группа или комиссия, создаваемая на основании приказа соответствующих финансовых органов и принимающая соответствующее решение о целесообразности предоставления МБКС и подотчетная в своей деятельности руководителю соответствующего финансового органа.
При образовании фактического краткосрочного кассового разрыва бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей и города Ташкента, руководители управлений Казначейства по указанным регионам по согласованию с руководителями соответствующих финансовых органов, обращаются соответственно в Министерство финансов Республики Узбекистан с письменным запросом о предоставлении МБКС. В аналогичном порядке начальники отделений Казначейства по районам (городам) по согласованию с финансовыми отделами районов и городов обращаются с письменным запросом о предоставлении ссуды в управления Казначейства по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту.
Основанием для обращения с запросом на предоставление МБКС может являться несвоевременное поступление доходов в местный бюджет или необходимость опережающего финансирования расходов местного бюджета, при условии, что принятые меры не обеспечивают сбалансированности доходов и расходов соответствующего местного бюджета.
К письменному запросу о предоставлении ссуды могут быть приложены:
- подписанные руководством соответствующего территориального казначейского подразделения обоснованные расчеты потребности в МБКС;
- проект договора о получении МБКС;
- заявка на предоставление МБКС в двух экземплярах.
Прилагаемые расчеты должны содержать подробный анализ причин образования временного фактического кассового разрыва и, в частности, включать в себя:
— данные о фактическом исполнении местного бюджета с начала квартала текущего финансового года;
- сумму первоочередных расходов, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий период, по типам, объектам, подобъектам расходов;
- сумма запрашиваемой МБКС и сроки ее погашения;
- подробный анализ причин образования временного фактического кассового разрыва, обоснование запроса, а также план мероприятий, обеспечивающих своевременный возврат МБКС.
- подписанные руководством соответствующего территориального казначейского подразделения обоснованные расчеты потребности в МБКС.
При необходимости вышестоящим финансовым органом, рассматривающим запрос и предоставляющим МБКС, может быть запрошена дополнительная информация и расчеты, необходимые для принятия решения.
Все расчеты подготавливаются соответствующим территориальным казначейским подразделением совместно с финансовым органом в двух экземплярах, один из которых хранится в территориальном казначейском подразделении, а второй представляется в вышестоящий финансовый орган.
Запросы о предоставлении МБКС, поступающие от нижестоящих подразделений казначейства в вышестоящие, рассматривают территориальные подразделения казначейства совместно с бюджетными отделами вышестоящих финансовых органов и вносят письменное заключение в территориальные РК по предоставлению МБКС соответствующих финансовых органов.
В положительном заключении РК указывается предлагаемый к предоставлению размер МБКС, ее целевое назначение и сроки ее погашения.
В отрицательном заключении указываются конкретные причины и основания, по которым МБКС не может быть предоставлена.
На основании положительного заключения с резолюцией руководителя комиссии финансового органа, протокола с резолюциями членов комиссии, оформляется договор о предоставлении МБКС, между вышестоящим казначейским подразделением — предоставляющим ссуду и нижестоящим казначейским подразделением — получателем ссуды. Договор может быть оформлен как в бумажном, так и в электронном виде, с использованием электронно-цифровых подписей.
Рассмотрение расчетов и обоснованных запросов на предоставление МБКС, а также принятие решений о выдаче или отказе в предоставлении МБКС осуществляется в течение периода, устанавливаемого руководителем соответствующего финансового органа.
МБКС предоставляется путем перечисления средств из соответствующего КЛС местного бюджета мемориальным ордером в сроки, определенные договором на предоставление ссуды. Возврат МБКС производится денежными средствами, строго в сроки, определенные договором о предоставлении ссуды.
Списание средств в погашение просроченной задолженности по МБКС, на основании инкассовых поручений, осуществляется после покрытия первоочередных расходов на выплату заработной платы работникам бюджетных организаций, начислений на заработную плату, выплату стипендий, пособий в целом по региону и т. д.
В целях принятия соответствующих мер по безусловному выполнению прогнозных показателей по доходной части местных бюджетов, как по всем основным видам налогов, сборов, других обязательных платежей, так и в разрезе каждого региона, а также для своевременного и в полном объеме погашения межбюджетных казначейских ссуд, Отделения казначейства по районам (городам) после получения каждой ссуды, письменно информируют местные органы государственной власти (хокимияты) районов и городов, а также соответствующие финансовые и налоговые органы.
Вышеизложенная научная разработка эффективного управления МБКС в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан апробирована с использованием ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4» с привлечением специалистов территориальных финансовых и казначейских подразделений.
На основании полученных научных результатов и апробаций по эффективному управлению МБКС, рекомендуются:
- научные аспекты по организации управления средствами заимствований бюджетных организаций и получателей бюджетных средств в условиях функционирования казначейства;
- научно обоснованный механизм открытия, ведения и закрытия КЛС в ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4» для отражения финансовых операций по освоению, целевому использованию и своевременному обслуживанию МБКС;
- научная методика организации бухгалтерских операций и бухгалтерского учета в ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4»;
- механизмы предоставления, учета, погашения и контроля привлеченных средств бюджетных организаций и хозяйствующих субъектов и другие.
Заключения и рекомендации нашего научного исследования могут быть широко внедрены в соответствующих финансовых и казначейских подразделениях при обслуживании бюджетных ссуд и кредитных линий. Успешная реализация нашей разработки позволит значительно усилить контроль над целевым использованием и качественным обслуживанием МБКС, обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами нашей страны.
Литература:
1. Бюджетный Кодекс Республики Узбекистан. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 26.12.2013г. № ЗРУ-360. // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 31 декабря 2013 года, № 52 (I).
2. Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 142.
3. Закон Республики Узбекистан «О внешних заимствованиях». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 126.
4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 9–10, ст. 82.
Похожие статьи
Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации
Рассмотрена роль межбюджетных трансфертов как инструмента регулирования межбюджетных отношений в бюджетной системе Российской Федерации.
Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне
В данной работе освещена проблема собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне. Представлена авторская интерпретация значимости собственных доходов местных бюджетов, выделены группы доходов, по которым возможно повысить уровень собираемости....
Проблемы оптимизации и оценки дебиторской задолженности на предприятии
В практической деятельности коммерческих организаций порой возникают сложные вопросы оценки и оптимизации дебиторской задолженности. В статье исследованы основные методы оценки дебиторской задолженности и обоснована необходимость учета факторов, кото...
Похожие статьи
Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации
Рассмотрена роль межбюджетных трансфертов как инструмента регулирования межбюджетных отношений в бюджетной системе Российской Федерации.
Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне
В данной работе освещена проблема собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне. Представлена авторская интерпретация значимости собственных доходов местных бюджетов, выделены группы доходов, по которым возможно повысить уровень собираемости....
Проблемы оптимизации и оценки дебиторской задолженности на предприятии
В практической деятельности коммерческих организаций порой возникают сложные вопросы оценки и оптимизации дебиторской задолженности. В статье исследованы основные методы оценки дебиторской задолженности и обоснована необходимость учета факторов, кото...