В процессе осуществления своей деятельности государственные учреждения приобретают необходимые материальные ценности и получают услуги. На этой стадии у них возникают широкие расчетные взаимоотношения с поставщиками.
В статье рассматриваются отличительные особенности бухгалтерского учета расчетов с поставщиками в учреждениях бюджетной сферы, а также соответствующие им проблемы и пути решения.
Ключевые слова: бюджетный учет, поставщики, расчеты, учет расчетов, государственные учреждения, план счетов, код бюджетной классификации, санкционирование расходов.
Сегодня поставщики являются неотъемлемой частью хозяйственной жизни организаций, в том числе государственных учреждений, которые нуждаются в обеспечении своей деятельности.
Правильная организация расчетных отношений и их учета приводит как к совершенствованию экономических связей, так и к контролю за эффективностью расходования бюджетных средств. В связи с этим, бюджетный учет расчетов с поставщиками имеет ряд особенностей, так как играет важную роль, обеспечивая достоверность, своевременность и точность информации в целях единства бюджетной системы РФ.
Бухгалтерский учет в учреждениях бюджетной сферы подвергается постоянным изменениям в законодательстве, это приводит к тому, что учебная литература зачастую не отвечает современным требованиям, что определяет актуальность данной темы.
Главной особенностью бюджетного учета расчетов с поставщиками является использование плана счетов, отличного от коммерческого. Основополагающим документом здесь служит Приказ Министерства финансов РФ от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Инструкция N 157н является и основным методическим документом по ведению бюджетного учета, так как содержит обязательные требования к оценке и отражению всех хозяйственных фактов, касающихся активов и обязательств, доходов и расходов учреждений. Сфера действия Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) на организации государственного сектора не распространяется, для них утверждаются отдельные Федеральные стандарты бухгалтерского учета.
Синтетический учет расчетов с поставщиками ведется на счетах бюджетного учета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», в пределах которых Инструкцией определены счета аналитического уровня в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Поскольку счет 1 302 00 00 является пассивным, то перечисление авансов контрагентам ни при каких условиях на нем не отражается.
Следующей особенностью бюджетного учета является его организация в разрезе кодов бюджетной классификации, введенных впервые Бюджетным кодексом РФ в июле 1998 как средство группировки бюджета [2]. Согласно БК РФ КБК используется для составления и исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Именно наличием бюджетной классификации обусловлен 26-значный счет бюджетного учета, что позволяет вести многоуровневый аналитический учет в целях обеспечения единообразия учета на всех уровнях, контроля за использованием и направлением расходования бюджетных средств [3, с.52].
Отличительной чертой учёта в бюджетных учреждениях является необходимость вести параллельный учет санкционирования расходов, отражаемых на счетах раздела 5 «Санкционирование расходов экономического субъекта» Единого плана счетов. Санкционирование расходов предполагает установление и доведение лимитов бюджетных обязательств, контроль и учет их принятия. Оно необходимо для того, чтобы предотвратить принятие обязательств, не обеспеченных назначениями, определенными бюджетным законодательством в соответствии с трехлетним планированием бюджета.
Бюджетное обязательство принимается учреждением в момент заключения договора (возникновения обязанности совершить расходование средств бюджета в течение определенного срока) и отражается на счете 1 502 11 000 «Принятые обязательства» в разрезе КОСГУ. По факту поставки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо возникновения иной обязанности учреждения уплатить контрагенту денежные средства принимается денежное обязательство с отражением сумм на счете 1 502 12 000 «Принятые денежные обязательства».
Счета санкционирования ведутся в течение финансового (бюджетного) года. Остатки по завершении года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят.
Все указанные особенности хоть и направлены на унификацию бюджетного учета в целях регулирования финансовых потоков и их контроля, они порождают и ряд проблем. Несмотря на проработанность нормативно-правовой базы бюджетного учета, практика показывает, что полностью регламентировать все его особенности невозможно, поэтому нормативно-правовая база все больше пополняется письмами и разъяснениями Минфина и иных органов.
С нашей точки зрения, основная проблема учета расчетов с поставщиками в учреждениях госсектора как раз заключается в правильности применения и отнесения расходов на те или иные коды КОСГУ. И хотя Инструкция «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» от 29.11.2017 N 209н дает достаточно подробные разъяснения и широкий перечень расходов, на практике часто возникают ситуации неоднозначной идентификации расходов на ту или иную статью. Последствиями такой ситуации могут стать не санкционирование кассового расхода органами казначейства (отказ в оплате) или штрафы при проверке бухгалтерского учета учреждения контрольно-ревизионными органами.
На сегодняшний день единственным и, по нашему мнению, верным решением является поиск сложившейся практики в нормативно-правовой базе, а именно разъяснения Минфина по тому или иному вопросу, либо направление официального письма в орган казначейства. Наличие непроработанных участков учета расчетов с поставщиками со стороны государства можно восполнить разработкой стандартов экономического субъекта, в виде качественной и объективной учетной политики [4, с.15].
Литература:
- Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
- Маслова Т. С. Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях: учебное пособие / Маслова Т. С. — М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 544 с.
- Дружиловская Т. Ю. Особенности нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях / Т. Ю. Дружиловская, Э. С. Дружиловская, Т. С. Маслова // Бухгалтер и закон. — 2016. — N 3. — С.13–24.