В статье проведен анализ исследования проблем совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральский район. Одним из основных основополагающих проведения действенной политики в области управления общественными финансами считается работа Федерального казначейства, направленная на увеличение производительности экономных затрат, развитие общего информационного места финансовой работы субъектов Российской Федерации, кассовое обслуживание организаций раздела казенного управления, улучшение системы экономных платежей, увеличение производительности управления экономическими ресурсами.
Ключевые слова: планы бюджетов, расходов бюджетов, межбюджетные трансферты.
The article analyzes the study of the problems of improving the cash execution of the budget Of the Department of Finance Priuralsky district. One of the basic fundamental conduct effective policies in the field of public Finance management is the job of the Federal Treasury aimed at increasing performance, economical cost, the development of a common information space and financial work of constituent entities of the Russian Federation, cash service organizations section, state administration, improving the system of economical payments, increasing the productivity of economic resources management.
Keywords: budget plans, budget expenditures, inter-budget transfers.
Использование прогрессивных казначейских технологий выполнения бюджетов субъектов России обусловлено бюджетным законодательством и призвано обеспечить высшую точность и оперативность в учете и выполнении средств региональных бюджетов.
Кассовое выполнение бюджетов субъектов РФ органами Федерального казначейства осуществляется в содействии Управления Федерального казначейства по субъекту РФ и Министерства финансов субъекта РФ, основных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, иных соучастников и вовсе не соучастников бюджетного процесса, налоговых органов, учреждений Центрального банка РФ и прочих кредитных организаций, в каких открыты балансовые счета органам федерального казначейства.
С целью учета перемещения средств окружного бюджета Департаменту финансов Приуральский регион открыт в казначействе лицевой счет на балансовом счете «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», что дает возможность воплотить на практике принцип единства кассы как один из ключевых основ бюджетной системы, какие обеспечивают кассовое выполнение бюджета, другими словами при казначейском выполнении бюджета распорядители бюджетных средств и Департамента финансов Приуральский район создают финансирование в точной согласованности с реестрами в разрезе кодов бюджетной классификации (КБК) Российской Федерации, в том числе кодов операций раздела муниципального управления (классификаций операций сектора государственного управления) [1].
С 2016 года Министерство финансов РФ внесло конфигурации в порядок использования кодов экономной классификации, а конкретно, при составлении бюджетов публично–правовых образований государства начиная с 2016 года классификация операций сектора государственного управления не использовать, но при всем при этом двадцать разрядов кода бюджетной классификации сберегается при помощи увеличения на 3 разряда целевой статьи затрат бюджетов (табл.1).
Таблица 1
Трансформация структуры кода расходов бюджетов с 2016 года*
Структура кода классификации расходов бюджетов до 2016 года |
|||||||||||||||||||||||
Главный распорядитель |
Раздел |
Подраздел |
Целевая статья |
Вид расходов |
КОСГУ |
||||||||||||||||||
группа |
подгруппа |
элемент |
|||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
||||
Структура кода классификации расходов бюджетов, предлагаемая Министерством финансов Российской Федерации с 2016 года |
|||||||||||||||||||||||
Главный распорядитель |
Раздел |
Подраздел |
Целевая статья |
Вид расходов |
|||||||||||||||||||
Программная статья |
Направление расходов |
группа |
подгруппа |
элемент |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
||||
*Составлено автором на основе данных источника [2]
Необходимо отметить, что и до 2016 года классификаций операций сектора государственного управления не применялись при формировании планов бюджетов и вовсе не были неотъемлемыми при формировании сводной экономной росписи. Распределение экономных ассигнований в сводной экономной росписи по кодам операций раздела муниципального руководства согласно с заметкой 217 Бюджетного кодекса РФ носило рекомендательный характер.
Средства бюджетов в разрезе классификаций операций сектора государственного управления отражались лишь в бюджетной росписи, которая случалась до получателей экономных средств для следующего формирования сметы служебных учреждений и проекта финансово– хозяйственной работы бюджетных и автономных учреждений.
В согласовании со статьей 219.1 Экономного кодекса в редакции 2015 г. порядок формирования экономной росписи основными распорядителями экономных средств устанавливается надлежащим экономическим органом и может включать право признать экономные ассигнования по кодам экономной классификации, в том числе по кодам классификации операций раздела муниципального управления.
Следовательно, содержание отмеченных выше заметок Бюджетного кодекса РФ что касается использования классификаций операций сектора государственного управления носит рекомендательный нрав, что в некой мере вступает в противоречие с положением Письма Минфина РФ 08.04.2015 г. № 02–05–10/20210 о новой структуре кодов экономной классификации и отмене классификаций операций сектора государственного управления.
Встает вопрос, как скажутся перемены в порядке использования кодов экономной классификации на ведении учета прибылей и затрат бюджета и составлении бюджетной отчетности с 2016 г.
По нашему взгляду, в отличие от момента составления и утверждения затрат бюджетов, где распределение экономных ассигнований по классификации операций сектора государственного управления и ранее не являлось неотъемлемым, на шаге учета бюджетных ассигнований и обязанностей и формирования отчетности данные коды считаются неотъемлемыми, поскольку обеспечивают эффективность и адресность финансирования. Помимо того, коды операций раздела муниципального управления включаются в 26 разрядов счета. Следуя логики послания Минфина РФ, вероятно изменение текстуры счета, потому что в него будут входить с четвертого по двадцатый разряд нового кода расходов бюджетов (табл. 1) [1].
В случае внесения перемен в Проект счетов по выполнению бюджета беспристрастно требуется обновить программное сопровождение и обеспечить сопоставимость учетных операций и форм отчетности в новеньком и старом формате.
Отмеченные новшества светит применять в программном обеспечивании УФК по ЯНАО с учетом обнаруженных в процесс выполнения окружного бюджета Управлением федерального казначейства по ЯНАО последующих проблем:
– нужно проводить компьютеризацию именно муниципальных (муниципальных) учреждений, проводить каналы взаимосвязи, обеспечивающие электронный размен информацией экономических управлений с казначейством, банками и учреждениями;
– нужно улучшать законодательную базу. К примеру, считаем целесообразным урезать перечисления в статье 166.1 БК Российской Федерации, посвященной экономным возможности Федерального казначейства (табл. 2).
Таблица 2
Бюджетные возможности Федерального казначейства ипредложение по оптимизации их перечислений*
Ст. 166.1 в редакции Бюджетного кодекса РФ 2015 год. Предложение по оптимизации перечислений возможностей ФК Всего 32 подпункта, определяющих права ФК, в т. ч.: устанавливает порядок кассового обслуживания выполнения бюджетов экономной системы РФ согласно с БК; исполняет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, основных администраторов финансовых органов субъектов России (муниципальных образований); согласно с заключенным соглашением раскрывает и ведет лицевые счета для учета операций основных администраторов и админов источников финансирования недостатка, основных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов России (местных бюджетов) |
1 пункт статьи: Федеральное казначейство исполняет обеспечивание выполнения федерального бюджета, кассовое обслуживание выполнения бюджетов экономной системы РФ, исполняет внутренний муниципальный денежный контроль и другие права, предусмотренные Экономным кодексом, другими актами федерального законодательства, актами Правительства РФ |
*Составлено автором на основе данных источника [2].
В ряде работ автор изучал направления улучшения работы органов Федерального казначейства. В рамках представленного материала отметим, что в целях увеличения производительности возможностей по кассовому обслуживанию выполнения бюджетов бюджетной системы государства Федеральное казначейство в последнее время проводит события, соответствующие целям и задачам Стратегической карты становления органов казначейства до 2018 года.
Во–первых, постоянно ведутся Всероссийские совещания на базе Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ. Так, в 2018 году на базе УФК по Краснодарскому краю дискутировались проблему кассового обслуживания выполнения территориальных бюджетов; в 2017 году, а на базе УФК по Ставропольскому краю (в г. Кисловодске) темой обсуждения стали вопросы текущего состояния и возможностей становления Государственной встроенной информационной системы «Электронный бюджет», Государственной информационной системы о муниципальных и городских платежах и Государственной автоматизированной информационной системы «Управление». В 2018 г. на базе УФК по ЯНАО помимо прочего велось расширенное совещание с начальниками структурных подразделений Управления, где рассматривались вопросы кассового выполнения федерального бюджета; результаты окончания 2017 года и специфики кассового обслуживания выполнения районных бюджетов в 2018 году, также возможности становления программ информационных систем Федерального казначейства [3].
Во–вторых, в связи с расширением управленческих функций органов казначейства они практически наделены возможностями получателя экономных средств по перечислению межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, и еще могут в конкретных случаях проводить операции со средствами юридических лиц, не являющихся соучастниками экономного процесса.
В–третьих, согласно с приказом Федерального казначейства от 30.04.2014 г. № 8н с целью исключения дублирования контрольных событий и увеличения качества и производительности контроля за исполнением бюджетов регламентировано взаимодействие между органами Федерального казначейства и органами казенного (муниципального) денежного контроля.
Видится целесообразным в целях последующего увеличения производительности денежного контроля введение стереотипов казначейских технологий контроля, что, основываясь на бюджетном законодательстве, обеспечивают реализацию инструкций казначейского выполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
В–четвертых, органами казначейства проведены сознательно новые разработки, нацеленные на улучшение выполнения бюджетов субъектов РФ, такие как:
– расширение полномочий внедрения Сводной заявки на кассовый расход (для уплаты налогов) соучастниками бюджетного процесса, а помимо прочего юридическими лицами, не являющимися соучастниками бюджетного процесса;
– разработка реквизитов электронной формы многоцелевого акта приемки–передачи показателей лицевого счета клиента в разделе «Управление формулярами» подсистемы обеспечивания интеграции, ведения реестров и формуляров ГИИС «Электронный бюджет»;
– разработка плана матрицы разновидностей кассового обслуживания выполнения бюджетов субъектов РФ на основании реализованной функциональности прикладного программ «Автоматизированная система Федерального казначейства»;
– разработка требований к многоцелевому конструктору отчетов для сбора и свода аналитической информации;
– разработка бизнес–процесса предоставления из федерального бюджета в бюджеты субъектов России межбюджетных трансфертов с применением нового приспособления в масштабах одного рабочего дня [3].
В–пятых, Центральным аппаратом Федерального казначейства велся прогноз кассового обслуживания выполнения бюджетов субъектов РФ, который разрешил установить, что в субъектах России выбраны последующие модели кассового обслуживания выполнения региональных бюджетов:
– с открытием лицевого счета бюджета экономическому органу — 23 субъекта РФ;
– с открытием лицевого счета согласно с Соглашением о создании органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ — 38 субъектов РФ;
– с применением смешанной модели кассового исполнения бюджета — 24 субъекта РФ [3].
В согласовании со статьями 166 и 215 Бюджетного кодекса России правительство ЯНАО установило кассовый сервис выполнения окружного бюджета с открытием лицевого счета окружного бюджета ЯНАО Департаменту финансов Приуральский район в Управлении Федерального казначейства по ЯНАО.
Литература:
- Азарова, A. E. Составляющие бюджетной политики муниципального района / A. E. Азарова // Финансы и кредит. — 2013. — № 8. — C.23–29.
- Кузнецова, A. H. Местный бюджет: ретроспектива теории и практики формирования / A. H. Кузнецова // Финансы и кредит. — 2017. — № 48. — C.46–49.
- Кульбацкая, A. A. Казначейское обслуживание исполнение бюджетов в Российской Федерации / А. А. Кульбацкая // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 8(28)URL: https://sibac.info/journal/student/28/104137 (дата обращения: 16.10.2018).
- Левин, В. В. Межбюджетные трансферты как инструмент регулирования сбалансированности местных бюджетов / B. B. Левин // Финансы и кредит. — 2015. — № 9. — C.50–56.