В статье проведен анализ организации кассового исполнения бюджетадепартамента финансов Приуральского района. Проведенный анализ показал, что финансовый контроль на данном этапе развития в Российской Федерации играет существенную роль в функционировании единого контрольного мероприятия за расходами страны в целом. Предоставленный вид контроля нужен для качественного и добросовестного применения финансовых средств в организациях, где расходуются государственные финансы. Добиться хороших результатов по финансовому контролю нужно при помощи комплекса мероприятий, сконцентрированных на этот контроль.
Ключевые слова: бюджет, кассовое исполнение бюджета, финансовый контроль, лицевые счета, рейтинговый показатель.
In the article the analysis of the organization of the cash execution of the budget of the Finance Department of the Ural district. The analysis showed that financial control at this stage of development in the Russian Federation plays a significant role in the functioning of a single control measure for the costs of the country as a whole. The provided type of control is necessary for the quality and fair use of funds in organizations where public finances are spent. It is necessary to achieve good results in financial control with the help of a set of measures focused on this control.
Keywords: budget, cash execution of the budget, financial control, personal accounts, rating indicator.
Грандиозный политический и социально–экономический смысл имеет кассовое исполнение бюджетов всех ступеней органами Федерального казначейства. В Российской Федерации координирование исполнения бюджетов всех ступеней представляет трудоемкий процесс и поэтому, необходимо многократно контролировать и доводить учреждениям и организациям информацию о предполагаемых бюджетами платежах и осуществленным финансированием, за реализацией предприятиями, организациями и учреждениями обязанностей перед бюджетами всех уровней, так же целевое и экономное расходование средств бюджетов, при соблюдении Государственной финансовой дисциплины, за работой всех учреждений Казначейства РФ по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов в т. ч. и регионального.
Проведем анализ кассового исполнения бюджета департамента финансов Приуральского района. На примере распоряжения Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу рассмотрим перечень возможностей отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов.
Создание этого отдела было нужно для создания кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ, местных бюджетов. Отдел исполняет собственную работу во взаимодействии со структурными подразделениями распоряжения Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлениями Федерального казначейства по иным субъектам РФ, структурными подразделениями Федерального казначейства, Законодательным Собранием Ямало-Ненецкому автономному округу, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, органами районного самоуправления, другими органами, организациями и горожанами согласно с действующим законодательством РФ.
Как и все структурные подразделения Руководства Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу, этот отдел наделен полномочиями, имеет собственные задачи и функции. Ключевые задачи отдела представлены на рис. 1.
Рис. 1. Основные задачи отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу [составлено автором на основе данных Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу http://yamalo-nenetskiy.roskazna.ru/]
В целях реализации обозначенных возможностей отдел кассового обслуживания выполнения бюджетов Руководства Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу исполняет ряд, возложенных на него, функций. Ключевые функции этого отдела представлены на рис. 2.
Рис. 2. Функции, возложенные на отдел кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу [составлено автором на основе данных Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу http://yamalo-nenetskiy.roskazna.ru/]
Федеральное казначейство ставит перед собой задачу по совершенствованию и расширению уже работающих, отлаженных процедур [1, с. 3]. Так, необходимо обращать внимание на обозначенную на рис. 1 задачу по обеспечиванию предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов).
Отмеченная цель считается в сравнении «новой» для отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов, но в также время, как показывает практика, необходимой. Так, за 2017 год Управлением Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу было предоставлено Ямало-Ненецкому автономному округу девять бюджетных кредитов на единую необходимую сумму в пределах 50 миллиардов р., городу Салехард — три бюджетных кредита на общую необходимую сумму 370,0 млн р. Возможность получения таковых кратковременных бюджетных кредитов у органов Федерального казначейства, но не у кредитных организаций, дает возможность значительно сэкономить бюджетные средства на выплату процентов по кредиту (ставка по кредиту установлена в объеме 0,1 процента годовых).
Проведем анализ кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральского муниципального района.
Рассмотрим структуру расходов по разделам бюджетной классификации: Приуральский МР.
Оценка плановой и фактической структуры расходов за 8 месяцев 2018 года представлена в табл. 1.
Анализ рейтингового показателя плановой и фактической структуры расходов за 8 месяцев 2018 года показывает, что кассовое исполнение бюджета средствами массовой информации представлено на 66, 48 %. Низкие показатели плановой и фактической структуры расходов кассового исполнения бюджета в Приуральском районе, мы можем наблюдать в сфере здравоохранения, что составило 0 % исполнения. В рейтинге данный показатель самый низкий по кассовому исполнению бюджета среди всех представленных сфер Приуральского муниципального района. Кроме того, достаточно низкие показатели по кассовому исполнению бюджета в жилищно-коммунальном хозяйстве, что составило — 28,70 %.
Таблица 1
Оценка плановой ифактической структуры расходов за 8 месяцев 2018 года*
код |
наименование |
На 01.09.2018г. |
2018 год к 2017 |
||||||
Уточненные годовые назначения, млн руб/ |
Фак, млнруб. |
% исполнения |
Ранг% исп. |
Доля |
Отклонение (+,-), млнруб/ |
Темп роста,% |
Рост (снижение)% |
||
01 00 |
Общегосударственные вопросы |
365,92 |
236,41 |
64,61 |
2 |
10,06 |
17,43 |
107,96 |
7,96 |
02 00 |
Национальная оборона |
1,93 |
1,00 |
51,89 |
8 |
0,04 |
0,13 |
115,54 |
15,54 |
03 00 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
25,26 |
14,59 |
57,77 |
6 |
0,62 |
0,92 |
106,73 |
6,73 |
04 00 |
Национальная экономика |
426,95 |
198,22 |
46,43 |
9 |
8,43 |
19,34 |
110,81 |
10,81 |
05 00 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
356,44 |
102,29 |
28,70 |
10 |
4,35 |
-19,00 |
84,33 |
-15,67 |
06 00 |
Образование |
1 807,05 |
1 139,32 |
63,05 |
4 |
48,48 |
159,44 |
116,27 |
16,27 |
07 00 |
Культура, кинематография |
287,29 |
183,94 |
64,03 |
3 |
7,83 |
35,57 |
123,96 |
23,98 |
08 00 |
Здравоохранение |
17,58 |
0,00 |
0,00 |
11 |
0,00 |
-0,18 |
0,00 |
|
09 00 |
Социальная политика |
708,45 |
403,09 |
56,90 |
7 |
17,15 |
27,67 |
107,37 |
7,37 |
10 00 |
Физическая культура и спорт |
58,50 |
34,90 |
59,65 |
5 |
1,49 |
11,62 |
149,90 |
49,90 |
11 00 |
Средства массовой информации |
54,62 |
36,31 |
66,48 |
1 |
1,55 |
4,72 |
114,93 |
14,93 |
Расходы итого |
4 109, 99 |
2 350, 08 |
57,18 |
|
|
257,66 |
112,31 |
12,31 |
|
*Составлено автором на основе показателей финансово–экономических показателей Департамента финансов по Приуральскому муниципальному району http://fea.priuralye.com/index.php/razdely/ispolnenie–byudzhetov–po–raskhodam/fo–0002–0008
Более детальный анализ плановой и фактической структуры расходов представлен на рис. 3.
Рис. 3. Сравнение плановой и фактической структуры расходов [составлено автором на основе показателей финансово–экономических показателей Департамента финансов по Приуральскому муниципальному району http://fea.priuralye.com/index.php/razdely/ispolnenie–byudzhetov–po–raskhodam/fo–0002–0008]
Анализ плановой и фактической структуры расходов демонстрирует то, что основными приоритетными сферами по финансированию является образование и социальная политика. По кассовому исполнению бюджета плановые показатели сферы образования составили 43,97 %, а фактические показатели — 48,48 % (отклонения +4,51 %). Плановые показатели исполнения бюджета социальной сферы составили 17,24 %, а фактические показатели — 17,15 % (отклонения –0,09 %).
Исполнение расходов в разрезе поселений за 8 месяцев 2018 года представлено в таблице 2.
Таблица 2
Исполнение расходов вразрезе поселений за 8 месяцев 2018 года*
бюджет |
Уточненные годовые назначения, тыс.руб |
Исполнено, тыс.руб |
Исполнено,% |
Численность поставленного населения, чел |
Бюджетные расходы на душе населения, руб./чел. |
Ранг бюдж.расх.МО |
Консолидированный бюджет района |
4 109 989,96 |
2 350 080,62 |
57,18 |
15 431 |
152 296, 07 |
|
Бюджет района |
3 999 119,57 |
2 316 683, 96 |
57,93 |
15 431 |
150 131,81 |
|
п. Харп |
159 625, 59 |
77 139, 63 |
48,33 |
6 193 |
12 455,94 |
3 |
Белоярское СП |
69 145,36 |
30 150,32 |
43,60 |
3 557 |
8 476,33 |
4 |
с. Катравож |
31 848,61 |
19 030,71 |
59,75 |
763 |
24 941,95 |
1 |
Аксарковское СП |
159 859,08 |
65 893,61 |
42,01 |
4 918 |
13 398,46 |
2 |
*Составлено автором на основе показателей финансово–экономических показателей Департамента финансов по Приуральскому муниципальному району http://fea.priuralye.com/index.php/razdely/ispolnenie–byudzhetov–po–dokhodam/fo–0002–0005–yamalfea–mo
Так, из табл. 2. видно, что по кассовому исполнению бюджета в рейтинге поселений на первом месте находится п. Катровож и составляет 59,75 %. Самые низкие показатели по кассовому исполнению бюджета у Белоярское СП — 43,60. В п. Харп кассовое исполнение бюджета выполнено на 48, 33 % и у Аксарковского СП на 42,0 %. Соответственно кассовое исполнение бюджета Приуральского района составило — 67,93 %.
Таким образом, анализ кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральский район показал, что разработанная единая для всей финансовой системы государства структура, предоставляет возможность воплотить не только разнообразные варианты кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ, однако и с развитием казначейских технологий будет вероятным расширение раздела инструментов и добавочных сервисов, предоставляемых Федеральным казначейством финансовым органам субъектов РФ.
Литература:
- Азарова, A. E. Составляющие бюджетной политики муниципального района / A. E. Азарова // Финансы и кредит. — 2013. — № 8. — C.23–29.
- Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2016 год основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. Электронный доступ URL: http://www.roskazna.ru/novosti–i–soobshheniya/novosti/1216078/ (дата обращения: 06.04.2017).
- Организация исполнения бюджета: учебное пособие / под ред. B. B. Карчевского. — M.: Вузовский учебник, 2016. — 224 c.
- Шагжиева, T. C. Oсобенности кассового обслуживания исполнения регионального бюджета Т. С. Шагжиева, C. B. Гонжитов // Бизнес и финансы. — 2016. — № 22. — C.58–62.