Неналоговые источники формирования доходов бюджета Белгородской области и резервы увеличения их поступлений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кобзева, Е. А. Неналоговые источники формирования доходов бюджета Белгородской области и резервы увеличения их поступлений / Е. А. Кобзева, Е. А. Черкашина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6710/ (дата обращения: 26.04.2024).

Региональные бюджеты занимают важное место в бюджетной системе Российской Федерации. За счет средств региональных бюджетов осуществляются приоритетные направления государственной политики.

Бюджет Белгородской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов запланирован с дефицитом в размере 5 852 015тыс. рублей, 5 222 796 тыс. рублей и 4 522 955 тыс. рублей соответственно. Таким образом, планируется, что дефицит будет постепенно уменьшаться, оставаясь, тем не менее, существенным на ближайшую перспективу.

В связи с этим необходимо выявить резервы роста доходов бюджета Белгородской области с целью обеспечения региональных органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для решения приоритетных социально-экономических задач.

Развитие собственного доходного потенциала с одновременным снижением зависимости от межбюджетных трансфертов — одна из ключевых задач региональной бюджетной политики.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Таким образом, основу доходной части бюджета составляют налоговые, неналоговые поступления и безвозмездные поступления. Все существующие налоги, в том числе и региональные, регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации. В связи с этим, региональные органы власти во влиянии на налоговую политику ограничены.

К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Белгородской области и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований [5].

Отличительной особенностью неналоговых доходов является то, что объем и полнота их поступления в бюджет, а также своевременность их зачисления полностью зависят от принятой тем или иным регионом политики в отношении данных доходов.

В связи с этим, особое внимание в вопросе о повышении поступлений в региональный бюджет следует уделить мобилизации неналоговых доходов. Неналоговые источники доходов бюджета Белгородской области представлены на рис. 1.

Неналоговые доходы субъектов РФ — это поступающие в распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах [6]. Неналоговые доходы могут выступать в качестве как обязательных, так и добровольных платежей.

Они отличаются от налогов также особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.

Отмечая важность исследуемых источников пополнения регионального бюджета, необходимо выявить резервы их увеличения.

Так, в качестве источников и способов привлечения дополнительных средств в региональный бюджет можно выделить:

1.                  Стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

2.                  Оптимизация управления доходами, имеющими целевое финансирование.

3.                  Повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности субъекта региона РФ.

Так, в качестве резерва пополнения доходной части бюджета можно использовать предоставление земельных участков под коммерческое строительство с применением схем компенсационных выплат. Использование компенсационных выплат не только позволит направить дополнительные средства в бюджет за счет более полного учета изменений конъюнктуры рынка недвижимости, но и создаст равные условия для всех инвесторов, осуществляющих коммерческое строительство.

При совершении сделок по сдаче государственного имущества в аренду, передаче его в доверительное управление, а также сделок по его отчуждению для оценки стоимости имущества часто привлекаются независимые оценщики. По результатам некоторых проверок были выявлены факты, как занижения стоимости оцениваемых объектов, так и завышения, что в конечном итоге приводило к потерям бюджета. Соответственно региональные органы власти должны принимать практические меры по усилению внимания со стороны структур, занимающихся вопросами имущественно-земельного комплекса, к работе по организации и контролю за деятельностью независимых оценщиков, привлекаемых к оценке стоимости госсобственности.

4.         Продажа неэффективной собственности субъекта региона инвесторам. Данная мера будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

5.         Повышение отдачи от вложений в финансовые и иные активы.

6.         Проведение региональных лотерей. Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов. Привлекательность лотерей для населения позволяет использовать их в целях пополнения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Рис.1. Неналоговые источники доходов бюджета Белгородской области

 

В качестве ещё одного резерва пополнения доходной части бюджета можно использовать предоставление земельных участков под коммерческое строительство с применением схем компенсационных выплат. Использование компенсационных выплат не только позволит направить дополнительные средства в бюджет за счет более полного учета изменений конъюнктуры рынка недвижимости, но и создаст равные условия для всех инвесторов, осуществляющих коммерческое строительство.

Таким образом, современные тенденции развития финансовой системы свидетельствуют о расширении самостоятельности субъектов Российской Федерации в области управления финансами. Всё это, тем самым, свидетельствует о необходимости выявления резервов роста доходной части бюджета субъектов.

В области бюджетной политики субъекту Российской Федерации следует стремиться к наиболее эффективному использованию внутренних резервов расширения доходной базы. В частности, было предложено увеличение доходов бюджета за счет следующих неналоговых источников:

-          наращивание прибыльности предприятий, находящихся в собственности субъекта РФ;

-          получение доходов от более эффективного использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

-          продажа неэффективной собственности;

-          проведение региональных лотерей;

-          повышение отдачи от вложений в финансовые активы.

 

Литература:

 

1.                  Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

2.                  Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 5 июля 2000 г. № 117-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

3.                  Закон Белгородской области от 28.11.2002 № 54 (ред. от 11.07.2014) «О транспортном налоге» (принят Белгородской областной Думой 28.11.2002)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

4.                  Закон Белгородской области «О налоге на имущество организаций» от 27 ноября 2003 г. № 104 (ред. от 20.12.2013)// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

5.                  Закон Белгородской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области» от 16 ноября 2007 г. № 162 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

6.                  Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. — Ф59 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с.

7.                  Титова И. Н., Девкина А. С. Структурный анализ дохода бюджета Белгородской области // Экономика и социум. — 2014. — № 1 (10).

8.                  Черкашина Е. А., Соловьева Н. Е., Панченко А. Е. Анализ опыта организации системы налогового администрирования в США и Германии // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. С. 108–114.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Белгородская область, коммерческое строительство, доходная часть бюджета, региональный бюджет, региональный орган власти, государственная власть, местное самоуправление, неналоговый источник доходов бюджета, полный учет изменений конъюнктуры рынка недвижимости.

Похожие статьи

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном...

Неналоговые источники доходов местных бюджетов, в % от поступлений[4] [1]. Источник.

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс...

Основные источники доходов местного бюджета

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность.

Налоговые источники формирования доходов бюджета...

Российская Федерация, Белгородская область, коммерческое строительство, региональный орган власти, доходная часть бюджета, региональный бюджет, государственная власть, местное самоуправление...

Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов

В настоящее время в Российской Федерации подавляющее большинство представителей местного самоуправления своей главной проблемой называют хроническую нехватку собственных средств для покрытия расходных полномочий органов местного самоуправления.

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

местные бюджеты, доходы местных бюджетов, налоговые источники.

‒ земельного налога, ЕНВД, налога на имущество физических лиц; — неналоговых доходов. Местные налоги в формировании доходной части бюджета Акмолинской области.

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

местное самоуправление, Российская Федерация, бюджет, РФ, местный бюджет, муниципальная собственность, местный орган власти, общий принцип организации, Конституция РФ, государственная власть.

Особенности формирования региональных бюджетов

Региональные бюджеты — неотъемлемая часть социальной политики государства.

Доходная часть бюджетов 7 регионов (Республика Алтай, Дагестан, Тыва, Ингушетия

Сбалансировать российские региональные бюджеты возможно за счёт трёх источников

Доходы местных бюджетов, пути их роста | Статья в журнале...

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, местный бюджет муниципального образования является формой

Глава 9 БК РФ регулирует состав налоговых и неналоговых поступлений местных бюджетов, закрепляя ряд норм, касающихся бюджетного регулирования.

Проблемы местных бюджетов закрытых... | Молодой ученый

 другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты закрытых

Ревизию местного бюджета ЗАТО, может проводить орган финансового контроля представительной власти муниципального образования или контрольный орган субъекта Российской Федерации.

Похожие статьи

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном...

Неналоговые источники доходов местных бюджетов, в % от поступлений[4] [1]. Источник.

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс...

Основные источники доходов местного бюджета

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность.

Налоговые источники формирования доходов бюджета...

Российская Федерация, Белгородская область, коммерческое строительство, региональный орган власти, доходная часть бюджета, региональный бюджет, государственная власть, местное самоуправление...

Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов

В настоящее время в Российской Федерации подавляющее большинство представителей местного самоуправления своей главной проблемой называют хроническую нехватку собственных средств для покрытия расходных полномочий органов местного самоуправления.

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

местные бюджеты, доходы местных бюджетов, налоговые источники.

‒ земельного налога, ЕНВД, налога на имущество физических лиц; — неналоговых доходов. Местные налоги в формировании доходной части бюджета Акмолинской области.

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

местное самоуправление, Российская Федерация, бюджет, РФ, местный бюджет, муниципальная собственность, местный орган власти, общий принцип организации, Конституция РФ, государственная власть.

Особенности формирования региональных бюджетов

Региональные бюджеты — неотъемлемая часть социальной политики государства.

Доходная часть бюджетов 7 регионов (Республика Алтай, Дагестан, Тыва, Ингушетия

Сбалансировать российские региональные бюджеты возможно за счёт трёх источников

Доходы местных бюджетов, пути их роста | Статья в журнале...

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, местный бюджет муниципального образования является формой

Глава 9 БК РФ регулирует состав налоговых и неналоговых поступлений местных бюджетов, закрепляя ряд норм, касающихся бюджетного регулирования.

Проблемы местных бюджетов закрытых... | Молодой ученый

 другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты закрытых

Ревизию местного бюджета ЗАТО, может проводить орган финансового контроля представительной власти муниципального образования или контрольный орган субъекта Российской Федерации.